Изобретение относится к маш.иностроению и может быть применено в подъемнотранспортных машинах и механизмах для стопорения нагруженных валов в обе стороны. Известен механизм для переменного стопорения деталей механизмов, содержзии1Й два диска и элементы стопорения, попеременно стопоряшие эти диски tj. Однако этот механизм не может быть применен для .стопорения нагруженных валов в обе стороны. Известен также механизм для стопореняя нагруженных валов в обе стороны, содержащий собачку, храповое колесо с двумя зубчатыми венцами, направление клина стопоряших зубьев которых выполнено в разныестороны, причем -собачкипривод 1Т ся .в действие от индивидуальных приводов по команде от приборов управления 2. Heдocтaткo f устройства является сложность конструкции. Наиболее близким к предлагаемому по теянической сущности -и достигаемому эффекту является грузовой тор.моз двустороннего действия, содержащий храповое коле CQ С собачками и муфту включения, соеди кеиную резьбовым соединением с Евалом и расположенную шежду храповыми колесами. В зависимости от направления вращения муфта включения прижимается к то5лу или другому храповому колесу 3. Однако этот тормоз гиожет надежно остакавливать движение сравнительно не5о-;Ь5 ;;;; по массе грузов, так как в его йоьс-фукцаи стопорение осуществляет фрикционный узел торможения. 1Де,)1э изобретении -- повышение надежЬостк стопорения нагруженных валков. Пс:гааягйнай цельдостигается тем, что двусторснний стопорный иех.зиизм, содержащий яедуйшй и ведомые валы, неподвижный корпус с подвижно установленными в Hefts собачка л: и и храповое зубчатое колесо. уч. гаиовльинс-е на ведомом валу с воз ожностью осевого перемеш ения, снабжен опоrsoJ е реэаоовым глу-:км отверстием и упорным родши.пннком, храповое колесо выполнейо с згулк., у яоторой, резьба выполнена на внешней поверхности, а зубья храпового колес аыпо.,г|нень трапецеидальной формы с большкь основанием на периферии зубй; шлр.та зуба вь полнек равной по меньшей кере ниркне собачки, огшра устзговлена в опорно:м ;(одшнпникг с аозмог:г:-: стыо вращения, а втулка храпового ;, установлена в резьбовом глухом отверстии опоры. iis фиг. 1 изображен двухсторонний стоЛОр:-;ЫК МРлЯ5:йЗН, ПрОДОЛЬНЫЙ рЭЗреЗ: КЗ ИлЗ фиг. 1. Даусторонний стопорный механизм сос.:.;чг ИЗ з -домс о ьа.лг: 1, зафиксированногс в подши1 няк ;. являющемся упорйо-сто й:шь1Ч .;:;Ш;;лни: 2 ьшиет быть вьтолнейв виде кольцевого выступа 3 и разъемной кольцевой канавки 4, причем катьцевой выступ 3 установлен по скользящей посадке в кольцевой канавке 4. На. ведомом валу установлено G возможностью возвратнопоступательного вдоль шлицев 5 храповое колесо 6. Храповое колесо 6 выполнено в виде втулки 7 к зубчатого венца 8, выступающего под втулкой 7. Втулка 7 связана винтовым соединением с опорой 9, установленной на подшипнике 10, являющемся упорно-опорным и фиксирующим опору 9 от перемещения вдать оси. Опора 9, в которой выполнено осевое, глухое резьбовое отверстие и втулка 7, на внешней цилиндрической поверхности которой выполйена резьба, образуют винтовое соединение. Резьба винтового соединения может быть выполнена многозаходной с большим шагом, что обеспечивает малые продольные усилия и малое трение при работе упорноопорных подшипников. Опора 9 имеет коль: цевой выступ, используемый как шкив, например, связанный с ведущим валом. Подщипник 10 может быть выполнен в виде кольцевой разъемной канавки П и кольцевого выступа 12, причем последний установлен по скользящей посадке в кольцевой разъемной канавке 11. На оси 13 неподвижногокорпуса 4 установлены две собачки 15 и 16 различных направлений стопорения, т. е. установленные соответствующим обра- зом в зависимости от направления вращения вала. Собачки 15 и 16 подпружи.нены с дйу.ч сторон пружинами 17 и 18. Одна из собачек находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 8, обеспечивая жесткое н надежное стопорение храпового колеса 6 и вала 1. Причем, когда одна из собачек находится в зацеплении с храповым колесом 6, другая полностью выве дена из зацепления с ним и расположена вблизи зубчатого венца 8. На торцах зубчатого венца 8 установлены амортизирующие приспособления (не показаны), обеспечивающие предохранение от заклинивания при. переходе храпового колеса б из одного крайнего положения в другое. Зубья на зубчатом венце 7 выполнены пецелдалЬной формы с большигй основанием по периферии зуба, а ширина зубьев должна быть выполнена не меньше ширины собачки н не боль Use размера, равного ширине собачки плюс зазор между собачками. Последнее должно обеспечивать работу механизма в од ном направлении без заедания. . Двусторонний стопорный механизм работает следующим образом. Крутяш.ий момент от ведомого ва.ла через шккз опоры 9 и храповое колесо б передается на ведомый вал . При этом храповое колесо занимает одно из крайних своих положений, а подпружиненные собачки 15 н 16 - одна, обкатываясь по трапецегидальн15}м выступам зубчатого венца 8, взанмодсйствует с ними, другая находится в свободном состоянии над втулкой 7, не касаясь.зубьев храпового колеса 6. Когда крутящий момент, подаваемый на опору 9 посредством, например, ремениой передачи, окажется меньше крутящего момента и сил, действующих на ведомый вал 1 (например, при перегрузке подъемио-транспорч;ной мащины), одна из собаяек 15 или 16 стопорит ведомый вал через храповое колесо 6. Условия стопорення обеспечены, так как собачка под действием пружины надежно западет во впадину между зубьями и зафиксирует от вращения в обратную сторону храповое колесо. Находясь в одном из крайних положений, храповое колесо будет жестко фиксироваться в этом положении или окончанием шли1лов на ведомом валу , или торцом опоры 9.
Работа с крутящим моментом, иаправ-ление которого противоположно описанному, будет протекать, в той же последоваteJibHocTM.
Однако перед работой храповое колесо 6 перемещается под действием из.менившегося момента в противоположное крайнее положение и взаимодействует со второй (по отношению к описанной выше) собачкой. Во
время перемещения храпового колеса 6 из одного крайнего положения в другое обеспечивается надежная фиксация вала 1, так как ширина зубчатого венца определенным образом связана с щириной собачек, и храповое колесо будет надежно страховаться обоими собачками в разных направлениях до момента, когда оно займет крайнее положение. Таким образом самопроизвольное Вращение вала 1 в любом направлении исключено.
Использование изобретения позволит обеспенить повышение надежности стопорёния нагруженных валов с любым направлением ях вращения при упрощении конструкции подобных самотормозящих уз лов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕРЕВОДНИК СТОПОРНЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648369C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СКОРОСТЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2364541C2 |
РУЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ПЛЕНКИ С НЕСУЩЕЙ ЛЕНТЫ НА СУБСТРАТ | 2000 |
|
RU2203846C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА | 2021 |
|
RU2785470C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2729432C1 |
Зубообрабатывающий станок для изготовления крупномодульных колес внутреннего зацепления | 1983 |
|
SU1151389A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ВЕЛОСИПЕДОВ | 2000 |
|
RU2242397C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСЕВОЙ ПОДПРЕССОВКИ ОБМОТОК ИНДУКЦИОННЫХ АППАРАТОВ | 1991 |
|
RU2015585C1 |
РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1990 |
|
SU1802586A1 |
ДВУСТОРОННИЙ СТОПОРНЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий ведущий и ведомый валы, неподвижный корпус с подвижно установленными в нем двумя подпружиненными собачками и храповое зубчатое колесо, установленное на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности стопорения нагруженных валков, он снабжен опорой с резьбовым глухим отверстием и упорным подщипником, храповое-колесо выполнено с втулкой, у которой резьба выполнена на внешней поверхности, а зубья храпового колеса выполнены трапецеидальной формы с большим основа нием на периферии зуба, ширина. зуба выполнена равной по меньшей мере , ширине собачки, опора установлена в неподвижном корпусе в упорном подшипнике с возможностью вращения, а втулка храпового колеса установлена в резьбовом глуФ, хом отверстии опоры. 4 4 00 ел 00
17
ц
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Кожевников С | |||
Н | |||
и др | |||
Элементы механизмов | |||
М., Оборонгиз, 1956, с | |||
Патрон для электрической лампочки накаливания с цоколем Свана | 1923 |
|
SU752A1 |
Устройство для дверной сигнализации | 1925 |
|
SU2413A1 |
F | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Турпаев А | |||
И | |||
Самотормозящие механизмы | |||
М., ««Машиностроение, с | |||
Переносная мусоросжигательная печь-снеготаялка | 1920 |
|
SU183A1 |
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы | 1917 |
|
SU93A1 |
Авторы
Даты
1983-09-30—Публикация
1981-09-08—Подача