Изобретение относится к способам определения алемеитов криволинейных участков железнодорожного нути по аэрофотоснимкам трансформкровянным и приведенным к заданному маспгггюу. методом yiMOBijix диаграмм посредством измерения уг/юв поворота элементарных хорд.
Описываемый способ от/шчается тем, что,с целью увеличения точности при определении з.аементов криволинейных участков железнодорожио1-о пути но аэрофотоснимкам, нанравления элементарных хорд определяют оитичееким совЛ1ен1,ением фотографического изображения точек pe.ibca, отстоящих одна от другой на д.аину хорды, а угол иоворота каждой элементарной хорды измеряют неносредственно относительно } ачальной каса1ельной в уг/ювой или радиапной Mejie.
Отличительной особенностью прибора для осуществления нредложенного енособе, яв./яется то, что, с целью оптического совмещения точек крнвои, отстояидих
одна от другой на заданном расстоянпп, в нем применена бипризма. С Сренле 1иая с поворотным во круг оптической оси системы yiло ер1 1,1м лимбом и могуи1,ая переменгаться вдоль этой оси.
изображены
На (Ьнг. построения
схемы опт1)ческО1Ч) с помощью элементариг)и хорды бипризмы; н;) фн1 4 схема ирибора.
Ec.iH перед глазом наблюдателя поместить бии1жзму, ) iio.ie зрения разделится на две части, смещенные одна относительно другой.
Как видно из (риг. 1, в каждой ноловипе поля бипризмы изображеп ;е смеп1ено на величины К н К-,. Пренебрегая то.пциной бипризмы, можно принять A c:tg- J, где с расстояние от бинризмы. до аэро(|)отосннмка, IJ yro.i отклонеHiiH луча. Очевидно, что нри равенстве иреломляюнлих углов я.; и а., также выполняется условие
, и
Поворот бинризмы вокруг, оси, 11ер1;ендику. ее осповглп-ио, не то.1Ы{о родо,,.
но и поперечное смещение изображения в обеих половинах поля зрения.
На фиг. 2 показана дуга АВ, стянутая элементарной хордой, и смещенное изображение А В и этой же дуги, если ее рассматривать сквозь бипризму. При этом ребро бипризмы / / перпендикулярно элементарной хорде АВ, и изображения точек А к В соответственно совмещены.
Очевидно, что если длина элементарной хорды , то величина смеп;ения изображения опре/деляется как .
При jOBOpOTe бипризл1Ы вокруг оси, перпендикулярной плоскости чертежа на угол 3, ребро бипризмы занимает положение // II. Если дуга АВ сохраняет неизменное положение, то первая грань бипризмы образует изображение дуги , а вторая изображение А В . Приняв PI Л за ось X, а / -/ за ось Y, обозначим нродольное смеп1епие каждого из этих изображений соответственно AAj и ДАа, а поперечное ДУ, и AY.,, очевидно при
AA AAj-fAA2 /cos :i Y2 /slnp Ес.ш скрепить бипризму с лимбом и устанавливать ее всякий раз так, чтобы изображения противоположных концов элементарных дуг АВ, ВС, CD и т. д. были совмещены, то с помощью алидады ОО (см. фиг. 3), сохраняющей неизменное направление, можно измерить углы а..-а. И т. д. поворота бипризмы, т. е. углы поворота каждой .из элементарных хорд относительно первой хорды АВ. Для этого необходимо помещать бипризму всякий раз точно посредине между конца.ми уги АВ и поворачивать бипризму округ оси, перпендикулярной плоскости ее основания до тех пор, ока смещенные изображения одого из путей не совместятся,
На фиг. 4 представлена принцииальная схема- нрибора, состояего из оптической системы с окуяром /, прямоугольпои призмой 2,
объективом 3 и алидадой 4 с лчмбом 5, скрепленным с бипризмой в, и системы направляющих X, У, Z. Бинризма 6 должна быть расноложена в непосредственной близости от плоскости AY, в противном случае необходимо применять специальное устройство для разделе. ПИЯ поля зрения, помещенное в окуляре.
Аэрофотоснимок помещается в плоскости AY.
Перемеп,ением бипризмы 6 вдоль нан)ав. Z изменяется величина смещения изображения.
Съемку криволинейных участков железнодорожного пути с помощью нредлагаемого прибора выполняют в следующел порядке:
1.Измерения производятся по аэрофотоснимкам или диапозитивам, трансформировапным на плоскость снимаемого пути в заданном масштабе.
2.Измеряемую кривую разбивают на дуги равной длины, наколов съемочные точки измерителем по оси пути или вдоль одного из рельсов. Разбивку начинают на заведомо прямолинейном участке пути, измерив расстояние от ближайшего опознанного пикета.
3.Перемещая бипризму прибора вдоль оси Z, устанавливают ее в положение, когда / выбранной длине дуги, после чего устанавливают в кассете прибора снимок.
4.Действуя штурвалами направляющих А и Y, добиваются такого положения, когда наколотые точки А и В располагаются на ребре бипризмы, примерно в центре поля зрения. При этом контуры рельсов оказываются сдвинутыми один относительно другого.
5.Освободив закрепительный винт микрометренного устройства лимба и поворачивая бипризму, грубо совмещают концы рельса, а затем, действуя микрометренньш устройством, возможно более точно совмещают линии рельсов. В этом положении берут отсчет по лимбу 5 с точностью Г. Затем, освободив закрепительный винт поворачивают бипризму на 180° и, снова совместив рельсы, берут второй отсчет. Два таких измерения составляют полный прием. На каждой точке измерения выполняются полными приемами. Измеренный угол получают как среднее из двух приемов.
6.После окончания наблюдений в одной точке, измерительное ycTpoiicTBo перемещают в следуюп,ую, где наблюдения выполняются в том же порядке.
7.По окончании наблюдений на всех точках, наколотых на данном аэрофотоснимке, снимок заменяется смежным с ним; на этом снимке необходимо повторить измерения не менее, чем на трех точках.
Предмет изобретения
1. Способ определения элементов криволинейных участков железнодорожного пути по аэрофотоснимкам, трансформированным и приведенным к заданному масштабу, методом угловых диаграмм, посредством измерения углов поворота элементарных хорд, отличающийся тем, что, с целью увеличения точности при оп|1еделении элементов криволинейных участков железнодорожного пути по аэрофотоснимкам, направления элементарных хорд определяют оптическим совмещением фотографического изображения точек рельса, отстоящих одна от другой на длину хорды, а угол поворота каждой элементарной хорды определяют непосредственно относительно начальной касательной.
2. Прибор для осуществления способа по п. 1, снабженный наблюдательной системой и угломерным лимбом, отличающийся тем, что, с целью оптического совмегцения точек кривой, отстоящих одна от другой на заданном расстоянии, в нем применена бипризма, скрепленная с угломерным лимбом, поворотным вокруг оптической оси системы, и могущаа перемещаться вдоль этой оси.
Р
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ построения пространственной геодезической сети в виде цепочки треугольников и угломерный прибор для его осуществления | 1986 |
|
SU1613858A1 |
ОПТИЧЕСКИЙ ТЕОДОЛИТ | 1991 |
|
RU2036421C1 |
ОПТИЧЕСКИЙ ТЕОДОЛИТ | 1992 |
|
RU2053483C1 |
Рабочая мера для угломерных приборов | 1976 |
|
SU612150A1 |
ВИЗИРНЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ ПРИБОР | 1997 |
|
RU2138016C1 |
СССОЮЗНАЯ 1l*Tiiai.T^i^^rei(dйЧМИОТЕК.*ТЕОДОЛИТ | 1971 |
|
SU304431A1 |
ТЕОДОЛИТ | 1994 |
|
RU2079104C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПОДЗЕМНЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК | 2017 |
|
RU2662468C1 |
Устройство для измерения угла междуНАпРАВлЕНияМи HA ВизиРНыЕ цЕли | 1978 |
|
SU849005A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ НЕРОВНОСТЕЙ (РИХТОВКИ) И КРИВИЗНЫ В ПЛАНЕ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ | 2004 |
|
RU2276216C2 |
Авторы
Даты
1957-01-01—Публикация
1956-02-21—Подача