Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении валов.
Известна зубчатая муфта свободного хода, содержащая ведущий и ведомый элементы, соединенные зубчатой передачей, и сцепной узел в виде установленных на водиле сателлитов.
Однако в известной муфте соединение валов сцепным узлом происходит с ударом, что снижает долговечность и надежность муфты.
Целью изобретения является повышение долговечности и надежности муфты.
Поставленная цель достигается за счет того, что в зубчатой муфте, содержащей ведущий и ведомый элементы, соединенные зубчатой передачей, и сцепной узел в виде водила и установленных в водиле сателлитов, зубчатая передача выполнена планетарной, солнечная шестерня которой закреплена на ведущем элементе, водило с сателлитами на ведомом, а коронное колесо установлено шарнирно на ведущем и ведомом злементах, сцепной узел снабжен шестерней, жестко связанной с сателлитом двумя зубчатыми колесами, одно из которых закреплено на ведомом элементе и входит в зацепление с шестерней, а другое на коронном колесе и входит в зацепление с сателлитом, водило сцепного узла расположено с возможностью поворота относительно коронного колеса, при этом передаточное отношение сцепного узла с коронного колеса на зубчатое колесо, закрепленное на ведомом элементе, определяют из выражения
i где r1 радиус начальной окружности солнечной шестерни, закрепленной на ведущем элементе;
r2 радиус начальной окружности сателлита, кинематически связанного с солнечной шестерней.
На чертеже изображена кинематическая схема зубчатой муфты.
Зубчатая муфта содержит зубчатую передачу, включающую два эпициклических ряда, первый из которых состоит из солнечной шестерни 1, сателлитов 2 и 3, а второй из солнечной шестерни 4 и сателлитов 5, 6. Сателлиты 2, 3, 5 и 6 имеют зацепление с внутренней поверхностью коронного колеса 7. Ведомый элемент устройства связан с одной стороны с жестко закрепленным на нем зубчатым колесом 8, связанным с шестерней 9. Сателлит 10, связанный с зубчатым колесом 11, находящимся на наружной поверхности коронного колеса 7, закреплен на той же оси 12, что и шестерня 9. С другой стороны на ведомом элементе закреплено водило 13 второго эпициклического ряда. Солнечная шестерня 4 этого ряда связана с водилом 14 первого эпициклического ряда.
Ось 12 установлена подвижно в водиле 15, подвижном относительно наружной поверхности 16 коронного колеса 7.
Зубчатая передача из двух эпициклических рядов соединяет ведущий 17 и ведомый 18 элементы в виде валов. Зубчатые колеса 8 и 11, шестерня 9, сателлит 10 и водило 15 образуют сцепной узел, при этом передаточное отношение сцепного узла с коронного колеса на зубчатое колесо, закрепленное на ведомом элементе, определяют из выражения
i где r1 радиус начальной окружности солнечной шестерни, закрепленной на ведущем элементе;
r2 радиус начальной окружности сателлита, кинематически связанного с солнечной шестерней.
В режиме заклинивания муфта работает следующим образом.
Пусть ведомый элемент 18, а следовательно, и водило 13 остановлены за счет приложенного к нему момента сопротивления Мс, а люфты в звеньях муфты не выбраны. При вращении ведущего элемента 17 движение передается через солнечную шестерню 1 и сателлиты 2, 3 на водило 14, которое при этом вращается в ту же сторону, что и ведущий элемент, выбирая муфты. После выборки люфтов на коронное колесо 7 действует два момента, реактивный момент Мр, вызванный воздействием на коронное колесо 7 сателлитов 2, 3, 5 6, и момент М, создаваемый сцепным узлом, т.е. зубчатым колесом 8, шестерней 9 и сателлитом 10, зацепляющимся с зубчатым колесом 11 на коронном колесе 7.
Моменты Мр и Мс равны и противоположны и замыкаются через шестерню 9 и сателлит 10, жестко сидящие на оси 12. Коронное колесо 7 относительно ведомого элемента 18 в этом случае вращаться не может, следовательно, не могут вращаться относительно своих осей и остальные звенья муфты. Происходит передача вращения.
Аналогичное взаимодействие звеньев происходит при другом направлении вращения. Моменты на всех звеньях муфты меняют свои знаки на противоположные, и муфта выполняет свои функции при другом направлении вращения без каких-либо дополнительных переключений.
Разъединение муфты обеспечивается поворотом водила 15 по ходу вращения относительно ведущего элемента 17 на некоторый угол. Водило 15 вместе с ведущим валом 17 получает возможность свободно обкатываться относительно стальных звеньев муфты при любом направлении и вращении, т.е. ведомый и ведущий элементы разъединяются, что позволяет использовать муфту и в качестве обратимого механического предохранительного устройства в случае отказа (заклинивания и т.п.) приводимого во вращение агрегата.
Описанная муфта работоспособна в двух направлениях вращения без каких-либо дополнительных переключений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1980 |
|
SU1061563A1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРИВОДА КОЛЕС ИЛИ МОСТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2520224C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР ФМВ | 1995 |
|
RU2088428C1 |
БОРТОВАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2121936C1 |
Мотор-колесо | 1989 |
|
SU1703504A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2092335C1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1980 |
|
SU949995A1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ "a+h" | 2017 |
|
RU2677744C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2023600C1 |
Зубчатая муфта свободного хода, содержащая ведущий и ведомый элементы, соединенные зубчатой передачей, и сцепной узел в виде водила и установленных в водиле сателлитов, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, зубчатая передача выполнена планетарной, солнечная шестерня которой закреплена на ведущем элементе, водило с сателлитами на ведомом элементе, а коронное колесо установлено шарнирно на ведущем и ведомом элементах, сцепной узел снабжен шестерней, жестко связанной с сателлитом двумя зубчатыми колесами, одно из которых закреплено на ведомом элементе и входит в зацепление с шестерней, а другое на коронном колесе и входит в зацепление с сателлитом, водило сцепного узла расположено с возможностью поворота относительно коронного колеса, а передаточное отношение сцепного узла с коронного колеса на зубчатое колесо, закрепленное на ведомом элементе, определяется из выражения
где r1 радиус начальной окружности солнечной шестерни, закрепленной на ведущем элементе;
r2 радиус начальной окружности сателлита, кинематически связанного с солнечной шестерней.
Стент внутрисосудистый (варианты) | 2022 |
|
RU2818475C2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1995-08-09—Публикация
1980-03-03—Подача