Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к двигателестроению, и касается испытаний поргиневых двигателей внутреннего сгорания на надежность при их вибрации.
Известны способы испытания двигателя внутреннего сгорания на стенде с упругой подвеской путем работы двигателя на заданных режимах, заключающиеся в том, что на каждом из режимов подсоединяют к подвижным массам стенда дополнительные грузы для изменения вибрационных характеристик работы.
Указанные стенды позволяют оценить усталостную долговечность деталей, расположенных, главным образом, снаружи двигателя, например кронштейнов крепления навесных агрегатов, топливопроводов высокого давления и т.п. til .
Однако такие стенды не позволяют оценить усталостную долговечность таких деталей кривошипно-шатунногй механизма, как шатунные болты, которые лимитируют в большей мере надежность тракторных двигателей в условиях эксплуатации.
Целью изобретения является приближение условий испытания дйигателя к эксплуатационным путем усиления влияния вибраций на нагрузки в шатунных болтах.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу испытания двигателя внутреннего сгорания на стенде с упругой подвеской путем работы двигателя на заданных режимах, заключающемуся в том, что на каждом из режимов подсоединяют к подвижным массам стенда дополнительные грузы для изменения вибрационных характеристик работы, дополнительные грузы присоединяют к шатунам двигателя, причем центр тяжести каждого груза совмещают с центром тяжести соответствующего шатуна.
На фиг, 1 представлена схема стенда, позволяющего реализовать предлагаемый способ испытания ДВС, общий вид; на фиг. 2 - узел I на фиг,1 (повернутый на 90 вокруг своей продольной оси); на фиг. 3 - схема, поясняющая предложенную конструкцию стенда.
На основании 1 стенда закреплены стойки 2 с подвесками 3 и опорной рамой 4, Двигатель 5 установлен на опорной раме 4 подвески и соединен посредством упругой муфты б и карданного вала 7 через промежуточную опору 8 с нагрузочным устройством 9. Между основанием 1 и промежуточной опорой 8 установлена прокладка 10 для центрирования полул уфт упругой муфты 6. На шатуне 11 (фиг. 2),. содержащем крышку 12 разъемной головки, шатунные болты,13 и шатунный подгиипник 14, в его центре тяжести 15 закреплен вибро.возбудитель 16,выполненнкй в виде груза, причем центры тяжести шатуна и виброво.збудителя совпадают. В точке А (фиг. 3), являющейся центром шатунного подшипника 14, шатун 11 соединен с коленчатым валом 17.
В точке В шатун 11 соединен с поршнем 18. Точка О является центром вращения коленчатого вала, направление его вращения указано стрелкой.
При работе двигателя 5 шатун 11 совершает сложное плоскопараллельное движение. Шатунные болты при этом нагружены усилием предварительной затяжки, максимально допустимое значение которого определяется из условия обеспечения запаса прочности материала шатунных болтов по пределу текучести.
. Значение запаса прочности по пределу текучести для ответственных резьбовых соединений определяется из выражения
.-
где впр - приведенное напряжение
(2)
где р Рздт /F - напряжение растяжения шатунных болтов при затяжке ;
- осевое усилие предварительной затяжки болтов; Р - площадь поперечного сечения
стержня болтов; t- касательное напряжение в
стержне болтов от скручивани при затяжке
5J3 (3)
где Мр - момент трения в резьбе при затяжке болтов.
-f%/) U)
Подставляя в уравнение С2)
выражения G) и (4), получим
n.(H
Преобразуя уравнение (5) путем подстановки (fni / выраженного из уравнения Cl) , получаем
(6)
-
0,1 d:
Кроме усилия предварительной затяжки шатунные болты нагружены силами инерции возвратно-поступатель65 но и вращательно движущихся масс деталей кривошипно-шатунного механизма, определяемыми из выражения Р-зр-Ц п.к.-тшл)(о11Ч|ппш,«.-п1, ( 7) ;где Pj. - силы инерции возвратнопоступательно и вращатель но движущихся масс. Масса вибровозбудителя выбирается |ИЭ условия, что обусловленные ею составляющие сил инерции Рвмвр и Р wet/ (фиг, 3 совместно с силами инерции возвратно-поступательно и вращательно движущихся масс обеспечивают- наиболее жесткие условия ра боты шатунных брлтов. Для определения J этой массы уравнение i(7) приводится к виду 1 р-{С1Паи Кл а,Пвй8р)().е ( 8) « а«вО-(.( где 1 -., Г J3 - коэф фициенты, определяемые с помощью 9-Qr л4Щ
де i О-т f
количество шатунных болтов в шатуне; предел текучести материала шатунных болтов; коэффициент предваритель ной затяжки шатуннЕлх болтов, обеспечивающий плотность стыка разъемной головки шатуна;
id) номинальная угловая скорость вращения коленчатого вала:,
« радиус кривошипа коленчатого вала; У т-запас прочности по пределу текучести материала шатунНЕЛх болтов;
d диаметр стержня шатунных болтов;
i-средний диаметр редьбы шатунных болтов; . шаг резьбы шатунных болтов;
,V« коэффициент трения в резьбе шатунных болтов; д.е/Е:,е длина шатуна; масса деталей кривсяпипноnf n,k шатунного механизма, совершающих возвратно-поступательное движение;
wa.ir часть массы шатуна, отне-. сенная к возвратно-поступательно движущимся массам; часть массы шатуна, -отнеm
UJ.t сенная к вращающимся массам деталей кривошипно-шатунного механизма;
W
- масса крышки шатуна:,
«..р. 1тц - масса шатуна.
Для двигателя А-41, выпускаемого Алтайским моторостроительным производственным объединением, имеющего
5 следующие конструктивные параметры: tj 2 шт; (3т 932 МПа С кгс/мк стали 40ХН2МА по ГОСТ 4543-7 1} 1,1; ) 183,17 рад/с; мм Й1- 1,05; а 13,6 мм; cti 15,02бмм)
0 S 1,5 мм; М 0,1; 0- 0,264; . 265 мм; гпд. 4,181 кг; .п. 1,49 кг; чпш.к. 2,76 кг; ш 1Ц) 1,035 кг; глщ 4,25 кг, масса вибровозбудителя составляет 0,2 кг.
5
Применение способа позволяет создать поперечные колебания шатуна за счет возникновения составляющей сил инерции Ршу f действукндей перпендикулярно к оси шатуна. Наличие этой составляющей создает значительные
@ напряжения изгиба в шатунных болтах и тем самым приближает условия их испытаний к эксплуатационным.
Ко всему прочему, составляюг1ая сил инерции вибр о воз будите л я Рвивр
5 направленная вдоль оси шатуна, увеличивает нагрузки на вкладыши шатунного подшипника 14.
0
Совмещение центров тяжести шатуна и дополнительного груза позволяет наиболее точно, по аналитическим зависимостям, учитывать влияние сил инерции, обусловленных его действием, на прочность шатунных болтов.
5 формул приведения .фактической массы (ша.туна к динамичес2 и эквивалентной |двухмассовой системе. Далее, преобразуя уравнение (8)), получаем ; . ) , .Л Наиболее жесткие условия работы шатунных болтов обеспечиваются при выполнении условия - г- ivi При этом для обеспечения нераскрытия стыка разъемной головки шатуна |величина внешней нагрузки уменьшается за счет коэффициента f if PaftT (9) выраПодставляя в уравнение жения 1 Л и (6) , получаем , - ()(тпд.+мшл) - nntp
Применение способа позволяет значительно приблизить условия испытаний шатунных болтов к эксплуатационным, оценить надежность шатунных болтов при максимальном использовании прочностных свойств их материала, что особенно важно для выявления возможности форсирования поршневых двигателей внутреннего сгорания по скоростному режиму.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для испытания шатунов на циклическую прочность | 1990 |
|
SU1700416A1 |
Способ испытания на долговечность шатуна | 1988 |
|
SU1523944A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ КОСВЕННЫМ ПУТЕМ | 2015 |
|
RU2579304C1 |
Способ тарировки индикаторной диаграммы для двигателей внутреннего сгорания, полученной косвенным путем | 2018 |
|
RU2706326C1 |
Силовой агрегат | 2023 |
|
RU2826661C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2105963C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2267624C1 |
Способ получения индикаторной диаграммы косвенным путем для двигателей внутреннего сгорания | 2016 |
|
RU2669445C2 |
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2020 |
|
RU2754573C1 |
Прицепной шатун | 1981 |
|
SU1008523A1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ на стенде с упругой подвеской путем работы двигателя на заданных режимах, заключающийся в том, что на каждом из режимов подсоединяют к подвижным массам стенда дополнительные грузы для изменения вибрационных характеристик работы, отличающийс я тем, что, с целью приближения условий испытаний к эксплуата- ционным путем усиления влияния вибраций на нагрузки в шатунных болтах, дополнительные грузы присоединяют к шатунам двигателя, причем центр тяжести каждого груза совмещают с центром тяжести соответствующего шатуна. (Л :D :о -ц
Фиг Z
Фиг.З
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ испытания двигателя внутреннего сгорания | 1977 |
|
SU734526A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1984-02-07—Публикация
1982-12-01—Подача