Изобретение относится к настольным электронным играм на досках, а именно к устройствам для игры в шахматы с применением электронных шахматных часов, и может быть использовано шахматными клубами и кружками. По основному авт. св. № 1000041 известно .устройство для игры в шахматы, содержащее имитатор шахматной доски, связанный с кодируюшим блоком и узел шахматных часов, блок сравнения кодов адреса, узел датчиков зон, узел логических совпадений, триггеры, логический элемент И и коммутатор хода, выход которого соединен со входом узла шахматных часов, при этом первый выход кодируюш,его блока соединен с первым входом блока сравнения кодов адресов, подключенного выходом к первому входу логического элемента И, второй выход кодирующего блока подключен к первому входу первого триггера, входам узла датчиков зон и второму входу блока сравнения кодов адресов, третий выход кодирующего блока связан с третьим входом блока сравнения кодов адресов и первым входом второго триггера, выход которого подключен ко второму входу логического элемента И, соединенного третьим входом с выходом первого триггера, выход логического элемента И связан со вторыми входами первого и второго триггеров и первым входом третьего триггера, выход которого подключен к первым входам узла логических сопадений подключенного вторыми вхо дами к выходам узла датчиков зон, выходы узла логических совпадений соединены со входами коммутатора ходов и вторыми входами третьего триггера 1. Указанное устройство не обеспечивает при ходе формирования информации для автоматической регистрации щахматной нотации, что очень важно при игре в цейтноте, так как создает ряд неудобств игрокам-партнерам, отвлекая их внимание. Цель изобретения - повышение удобства пользования за счет обеспечения автоматической шахматной нотации игры. Указанная цель достигается тем, что оно содержит последовательно соединенные блок памяти, блок формирования символов, регистр перестановок и выходной регистр, при этом выход кодирующего блока подсоединен к первым входам блока памяти и блока формирования символов, выход блока сравнения кодов адресов подключен к вторым входам блока памяти и блока формирования символов, и к первому входу регистра перестановок, к второму входу которого подсоединен выход узла шахматных часов, причем выход элемента И через блок формирования символов подключен к третьему входу блока памяти, а выход третьего триггера - к входу выходного триггера. На чертеже представлена блок-схема устройства. В состав устройства (фиг. 1) входят имитатор 1 шахматной доски, кодируюш.ий блок 2, блок 3 сравнения кодов адресов; узел 4 датчиков зон, первый и второй триггеры 5,6; логический элемент 7 И; третий триггер 8; узел 9 логических совпадений; коммутатор хода 10, узел 11 шахматных часов, блок 12 памяти, блок 13 формирования символов, регистр 14 перестановок, выходной регистр 15, выходные шины на печатающий блок 16, выходные шины на демонстрационное табло 17. Имитатор шахматной доски 1 с датчиком состояния полей и фигурами предназначен для формирования в процессе игры сигналов снятия (поднятия) фигуры с поля хода и сигналов установки фигуры на намеченное поле доски, т.е. позиционного кода полей доски, на которых произошла перестановка фигур. Датчики вмонтированы в каждое из 64-х полей (клеток) шахматной доски. Реализация возможна на многих элементах. Провода от каждого датчика поступают на вход кодирующего блока 2. Кодируюший блок 2 предназначен для приема сигналов состояния каждого поля доски, шифрации и формирования из позиционного кода полей доски шестиразрядных кодов адреса каждого поля для блока 12. Кроме того, кодирующий блок 2 формирует управляющие сигналы: пр. СФ - признак снятия (поднятия) фигуры при ходе; пр. УФ - признак установки фигуры при ходе и для блока 13 признаки 1-й горизонтали (пр. 1Г) и 8 - горизонтали (пр. 8Г) и признак установки (снятия) фигуры при ходе (пр. Д - признак действия). Все указанные признаки и коды адреса поля снятия и поля установки фигуры формируются в моменты хода (снятия и установки фигуры). Кодируюший блок представляет собой шифраторы на логических элементах НЕ и И-НЕ выбранной серии интегральных микросхем серий типа 133, 134, 136, 155. Блок 3 сравнения кодов адресов предназначен для формирования управляющего сигнала, соответствуюш,его признаку изменения ситуации, и выдачи кода адреса поля установки фигуры. Узел 4 датчиков зон формирует сигналы начала формирования признаков хода белых и черных на входы узла 9 логических совпадений при перестановке (снятие, установка, еще раз снятие и установка - при рокировке) фигур - одной при ходе или двух при рокировке и перенесении руки из зоны шахматной доски. При переносе руки играющего в зону шахматной доски и обратно без хода узел 4 датчиков зон не формирует признаков хода и узел 11 шахматных часов в этом случае не переключается. Только при снятии и установке фигуры и несравнении кодов адресов полей срабатывает логический элемент 7 И, выходной сигнал которого переключает третий триггер 8, устанавливает в «О первый и второй триггеры 5 и 6 и поступает на вход «Сброс блока 13. Выходной сигнал третьего триггера 8 поступает на вход выходного регистра 15 и на первые входы узла 9 логических совпадений, на вторые входы которого поступают сигналы с узла 4 датчиков зон. Выходные сигналы узла 9 логических совпадений поступают на входы коммутатора 10 хода и на «Сброс третьего триггера 8. Узел датчиков зон может быть выполнен в виде линеек фотоэлементов или других элементов оптоэлектроники и расположены по краям шахматной доски со сторон первоначального расположения фигур белых и черных. Коммутатор 10 хода содержит триггеры и элементы И-ИЛИ-НЕ, предназначен для формирования на выходах (в зависимости от поступающих сигналов от одного из выходов узла 9 логических совпадений) скоммутированных синхронизирующих отметок времени, которые поступают на узел 11 щахматных часов и начинается Ьтсчет времени обдумывания одного из партии. Если играющий, например черными, сделает ход фигурой, но руки не убирает из зоны щахматной доски и таким образом затрудняет сделать ответный ход партнеру, устройство не фиксирует хода до тех пор, пока рука играющего черными и сделавшая ход не будет перенесена обратно через второй датчик узла 4 датчиков зон из области щахматной доски. Это повышает точность и объективность учета времени, затрачиваемого на каждый ход и игру в целом обоими партнерами., ставит их в равные условия, устанавливает четкий порядок ходов, улучшает условия игры партнеров. Узел 11 шахматных часов предназначен для определения времени затрат на обдумывание хода и партии в целом играющими, обеспечивает прием дистанционных сигналов переключения от коммутатора и формирует двоично-десятичные коды; времени игры белых и черных, времени обдумывания каждого хода и количества сделанных ходов. Блок 12 памяти предназначен для приема хранения и выдачи информации о каждой из 32-х фигурах, находящихся на шахматной доске и его максимальная информационная емкость составляет 64 слова. Блок формирования символов 13 предназначен для формиро&ания символов хода, взятия рокировок и формирования новых адресов фигур при рокировках и достижении пешками крайних горизонталей.
Регистр 14 перестановок, выполненный на триггерах любой из интегральных серий, предназначен для запоминания информации об очередном ходе, сформированной в соответствии с щахматной нотацией и выдачи ее по определенному единому сигналу от третьего триггера 8 через выходной регистр 15
ционных и управляющих сигналов на блоки 3,12 и 13 начинается анализ сделанного хода и формирование информации в соответствии с щахматной нотацией для регистра 14 с целью последующей записи в выходной регистр 15 для выдачи на выходные щины для печатающего устройства 16 и для демонстрационного табло 17. на выходные щины 16 для печатающего устройства и на выходные щины 17 для обработки и отображения на электронном демонстрационном табло. Устройство работает следующим образом. При каждом переносе руки играющего изменении ситуации на щахматной доске (перестановке какой-либо фигуры - из одного поля на другое) и переносе руки обратно из зоны щахматной доски формируются сигналы снятия и установки фигуры при ходе играющего и позиционные кода адресов полей щахматной доски, на которых произощла перестановка той или иной фигуры. Позиционные коды адреса поступают на кодирующий блок 2, который формирует 6-ти разрядный двоичный код адреса каждого поля для блока 3 сравнения кодов адреса и блока 12, сигналы пр. СФ (снятия фигуры) и пр. УФ (установка фигуры) для первого и второго триггеров 5,6 и узла 4 датчиков зон. Только в этом случае на выходах узла 4 датчиков зон появляются сигналы начала формирования признаков хода белых или черных, поступающие на соответствующие элементы узла 9 логических совпадений, которые формируют одиночные сигналы «Ход белых или «Ход черных при наличии разрещающих сигналов на первых входах от третьего триггера 8. Последний формирует сигнал только при наличии сигналов пр. СФ и пр. УФ (признаки снятия и установки фигуры при ходе) от узла 9 логических совпадений триггеров 5,6 и сигнала несравнения от блока 3 сравнения кодов адресов. С выходов узла 9 логических совпадений сигналы хода белых или черных поступают на сброс третьего триггера 8 и на входы коммутатора 10 хода. Коммутатор хода 10 коммутирует серию импульсов временных отметок на «вход черных узла электронных шахматных часов 11 при сделанном ходе белых и на «вход белых при сделанном ходе черных. Происходит учет времени обдумывания партнерами каждого хода и партии в целом. При этом узел электронных шахматных часов формирует на регистр 14 перестановок двоично-десятичный код номера каждого сделанного хода, времени игры в целом и времени обдумывания хода как белых, так и черных, При поступлении описанных информа56
Введение дополнительных устройств;улучшает удобство игры и увеличивает вренебольшого по объему, габаритам, весу,мя на обдумывания ходов в партии.
потребляемой мощности блока 12 памяти.Кроме того, значительно расширяются
элементов формирования символов (блокаинформационные возможности предлагае13), двух регистров 14 и 15 с использова-мого устройства и оперативность форминием имеющихся в известном устройстве5 рования результатов хода для доведения
информационных и управляющих сигналов-его до зрителей, судей и для регистрации
обеспечивает автоматическую регистрациюс целью последующего воспроизведения при
(шахматную нотацию) ходов в партии, чтонеобходимости.
1077615
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для игры в шахматы | 1981 |
|
SU1000041A1 |
Устройство для демонстрации шахматной игры на телевизионных приемниках | 1980 |
|
SU951380A1 |
Устройство для демонстрации шахматной игры | 1973 |
|
SU566594A1 |
Устройство для контроля времени шахматно-шашечных соревнований | 1982 |
|
SU1023363A1 |
Устройство для отображения игровых ситуаций | 1978 |
|
SU698021A2 |
Устройство для демонстрации шахматнойигРы | 1979 |
|
SU807378A1 |
Устройство управления электронной игрой | 1986 |
|
SU1442233A1 |
Устройство для контроля времени соревнования | 1984 |
|
SU1236523A1 |
Устройство для отображения информации | 1985 |
|
SU1316028A2 |
Устройство для отображения информации | 1977 |
|
SU711602A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В ШАХМАТЫ по авт. св. № 1000041, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства пользования путем обеспечения автоматической нотации партии, оно содержит последовательно соединенные блок памяти, блок формирования символов, регистр перестановок и выходной регистр, при этом выход кодирующего блока подсоединен к первым входам блока памяти и блока формирования символов, выход блока сравнения кодов адресов подключен к вторым входам блока памяти и блока формирования символов и к первому входу регистра перестановок, к второму входу которого подсоединен выход узла шахматных часов, причем выход элемента И через блок формирования символов подключен к третьему входу блока памяти, а выход третьего триггера - к входу выходного регистра. (Л О) ел
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-03-07—Публикация
1982-06-10—Подача