Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции приволта локомотива для использования па рельсовых путях с уклоном до 12°. По основному авт. св. № 1022844, известен шахтный локомотив, содержащий раму и ходовую часть, включающую колесные пары, установленное с возможностью подъема и опускания приводное колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой, уложепной между рельсами пути, и дополнительное приводное колесо, причем оба эти колеса имеют индивидуальный привод и состоят каждое из неподвижно закрепленных на валу дисков, между которыми по периферии установлены с возможностью свободного вращения подпружиненные в радиальном направлении цевки, длина которых превышает ширину зуба зубчатой рейки 11 .. Недостатком известной конструкции является то, что цевки выполнены цилиндрическими, вследствие чего контакт их с зубьями рейки осуществляется по линии, что вызывает высокие контактные напряжения и приводит к быстрому износу цевок приводных колес и зубьев зубчатой рейки. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности приводных колес и зубчатой рейки. Указанная цель достигается тем, что в uiaxTHGM локомотиве, содержащем раму и .ходовую часть, включающую колесные пары, установленное с возможностью подъема и опускания приводное колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой, уложенной между рельсами, пути, и дополнительное приводное колесо, причем оба эти колеса имеют индивидуальный привод и состоят каждое из неподвижно закрепленных на валу дисков, между которыми по периферии установлены с возможностью свободного вращения подпружиненные в радиальном направлении цевки, длина которых превышает цшрину зуба зубчатой рейки, цевки колес выполпень с многогранными рабочими поверхностями. На фиг. 1 изображен предлагаемый шахтный локомотив, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - схема зацепления цилиндрической цевки с зубом зубчатой рейки; на фиг. 5-7 - схема последозательности зацеплепия многогранной цевки с зубом зубчатой рейки. Шахтный локомотив состоит из рамы 1, па которой смонтированы колесные пары 2, электродвигатели 3, редукторы 4 с приводными колесами 5. Каждое приводное колесо, жестко установлено на валу 6 и состоит из дисков 7, между которыми по. .периферии установлены многогранные, например квадратные, цевки 8 с цилиндрическими цапфами 9 по концам. Цевки 8 имеют возможность свободно проворачиваться своими цапфами 9 в отверстиях дисков 7. Редукторы 4 могут поворачиваться относительно осей 10 колесных пар 2, обеспечивая тем самым ввод в зацепление и вывод из зацепления приводного колеса 5 с зубчатой рейкой 11. Контакт цевки 8 с зубом 12 рейки 11 осуществляется не по линии, как в известном локомотиве (фиг. 4), а по плоскости (фиг. 7), благодаря чему значительно снижаются контактные напряжения, а следовательно и износ цевок и зубьев. Шахтнь й локомотив работает следующим образо.м. При движении на горизонтальных участках пути локомотив движется благодаря тяговому усилию, создаваемому электродвигателями 3 и передаваемому на колесные пары 2 редукторами 4. При этом редукторы 4 повернуты относительно осей 10 колесных пар так, что приводные колеса 5 подняты над поверхностью междупутья. При подходе локомотива К крутому участку пути, где между рельсами уложена зубчатая рейка 11, редукторы 4 опускаются относительно осей 10 так, что приводные колеса 5 входят своими цевками 8 в зааепление с зубьями 12 рейки 11. Механизм ввода в зацепление цевки многогранной формы с зубом рейки (фиг. 5-7) показывает, что цевка может находиться в любом положении относительно своей оси В в момент входа в зацепление. При движении локомотива по стрелке Г и вращении приводного колеса по стрелке Д цевка, вращаясь, относительно оси В, займет в конце концов положение, при котором контакт ее с зубом осуществляется по плоскости. Таким образом, выполнение певок 8 приводных колес 5 многогранными, например квадратными, снижает контактные напряжения в зацеплении их с зубьями 12 рейки 11, т.е. уменьшает износ контактирующих поверхностей, следовательно, повышает надежность и долговечность приводных колес и зубчатой рейки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шахтный локомотив | 1980 |
|
SU1022844A1 |
Шахтный локомотив | 1978 |
|
SU677964A1 |
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА | 2008 |
|
RU2372231C1 |
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА С ЗУБЧАТЫМ РЕМНЕМ | 2012 |
|
RU2507096C1 |
Направляющая рейка бесцепной системы подачи | 1986 |
|
SU1652547A1 |
Устройство подачи угольного комбайна | 1987 |
|
SU1566021A1 |
Механизм подачи очистного комбайна | 1980 |
|
SU937718A1 |
НАПРАВЛЯЮЩИЙ БАШМАК ДЛЯ БАРАБАННОГО/ШНЕКОВОГО КОМБАЙНА И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИЕСЯ ВКЛАДЫШИ ДЛЯ НАПРАВЛЯЮЩИХ БАШМАКОВ | 2008 |
|
RU2453699C2 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ПРИЗМЫ В РЕКЛАМНОЙ УСТАНОВКЕ | 2012 |
|
RU2504845C1 |
Механизм подачи горных машин | 1986 |
|
SU1652543A2 |
ШАХТНЫЙ ЛОКОМОТИВ по авт. св. № 1022844, отличающийся, те, что, с целью повышения надежности и долговечности, цевки колес выполнены с .многогранными рабочими поверхностями.
Y //////// /////6 /,
бФиг. 2
/St
/
Фиг.5
Фиг. 6
Фиг. 7
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Шахтный локомотив | 1980 |
|
SU1022844A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1984-03-23—Публикация
1983-01-14—Подача