Коробки передач с роликовым или шариковым замыканием шестерен, свободно посаженных на главном валу, снабженные располол енным внутри главного вала и воздействуюшим на шарики или ролики подвижным элементом, известны.
Эти коробки, наряду с преимушествами перед коробками передач, и которых переключение передач осуществляется кулачковыми муфтам к и вилками имеют ряд недостатков; большие габариты коробки передач вместе с механизмом переключения вдоль валов, трудность размепхения селекторного механизма ножного переключения; сложность применения коробок на мотоциклах с карданной передачей.
Коробка передач, согласно изобретению, обладая преимушествами известных коробок, свободна от присущих им недостатков. Сущность изобретения заключается в том, что воздействующий на ролики или шарики подвижной элемент выполнен в виде гребешкового валика, поворотного с помои1,ью селекторного механизма относительно главного вала коробки. Селекторный механизм коробки выполнен в виде концентрично размешенных, внутри главного вала коробки втулок с зубьями на торцах, находящимися в зацеплении с зубьями на гребешковом валу.
Для поворота втулок относительно главного вала предназначена переставляемая по главному валу муфта с диаметрально расположенным штифтом, взаимодействуюшим со стенками прорезей в главном вале и во втулках.
На фиг. 1 изображен в разрезе главный вал пятискоростной коробки передач с роликовым замыканием шестерен; на фиг. 2 - разрез по шестерне второй передачи; на фиг. 3-гребешковый валик; на фиг. 4- схема расположения пазов и окон во втулках селекторного механизма.
Главный вал / выполнен пустотелым с прямоугольными окнами 2 для роликов 3. Окна, а соответственно и ролики, расположены диаметрально по два в плоскости каждой из шестерен 4, 5, 6, 7, 8, свободно сидящих на валу / и имеющих на своей посадочной поверхности цилиндрические углубления 9, равномерно расположенные по окружности.
Внутри главного вала находится гребешковый валик 10, который при вращении относительно вала / выталкивает ролики в углубление соответствзющей шестерни и удерживает их в таком положении, замыкая тем самым ту или иную шестерню на главном валу /. В требуемом положении гребешковый валик удерживается фиксатором // (на фиг. 1 показана коробка с включенной второй передачей).
Первичный вал коробки (не показан на чертеже) представляет собой П1лицевой вал с неподвижно сидяП1ИМИ на нем шестернями, находяшимися в постоянном зацеплении с шестернями главного вала.
Ограничение поворота гребешкового валика производится ограничителем 12. Для сообшения относительного врашательного движения гребешковомз валику служит селекторный механизм, размещенный внутри главного вала. В состав этого механизма входит зубчатая внутренняя втулка 13 с торцовыми зубьями для передачи вращающего момента в одну сторону, продо.чьными пазами 14 и фигурными окнами 15. На внутренней втулке свободно сидит назначенная для передачи вращающего момента в другую сторону наружная втулка 16 также с торцовыми зубьями, продольными пазами и фигурными окнами. Своими зубьями обе втулки входят в зацепление с соответствующими зубья.ми гребешкового валика. К гребешковому валику втзлки 13 и 16 прижимаются пружинами 17 и 18.
Посаженная с возможностью осевого перемещения по главному валу муфта 19 снабжена кольцом 20, входящим в винтовую прорезь 21 в стенке главного вала и в пазы 14 во втулках.
Переключение передач с помощью селекторного механизма происходит следующим образом.
При движении муфты 19 по главному валу от нейтрального Я положения до упора втулки 13 и 16, благодаря винтовой прорези 21 в стенке главного вала, пальцем 20 муфты 19 провернутся относительно
гЛавного вала на определенный yroj в Оу1,ном направлении.
В то время как одна из втулок, упираясь выступом фигзрного окна в щтифт 22, установленный в главном валу, выйдет из зацепления с гребеижовым валиком, вторая втулка своими торцовыми зубьями повернет валик и включит передачу. При возвращении муфты в нейтральное положение Я обе втулки займут прежнее положение, но войдут в зацепление с другими зубьями валика.
При иовторном перемещении муфты в том же направлении включается с.тедующая передача и т. д.
При движении муфт в противоположном направлении от нейтрального положения сработает другая, например, наружная втулка, а внутренняя втулка провернется вхолостую. Гребешковый валик будет повернут на тот же угол в обратную сторону.
Муфта передвигается обычной вилкой. Возврат муфты в нейтральное положение производится пружиной через вилку.
Выполиение механизма замыкания в виде поворотного гребешкового валика, а также расположение селекторного механизма внутри главного вала передачи обеспечивают уменьшение веса и габаритов коробки упрощают применение ее на мотоциклах с карданной передачей.
Предмет изобретения
1.Коробка передач с роликовым или шариковым замыканием свободно посаженных на главном валу коробки шестерен, снабженная расположенным внутри главного вала и воздействующи.м на ролики или шарики подвижным элементом, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габарита и веса коробки, воздействующий на ролики или щарики .подвижный элемент выполнен в виде гребещкового валика, поворотного с помощью селекторного механизма относительно главного вала коробки.
2.Коробка передач по п. 1, отл и ч a ю III a я с я тем, что селектор-телыго главного вала предназначена ный механизм выполнен в виде кон-переставляемая по главному валу центрнчно размещенных внутримуфта с диаметрально расположенглавного вала коробки втулок сным штифтом, взаимодействующим зубьями на гребещковом валу, при-со стенками прорезей в главном вале чем для поворота втулок относи-и во втулках.
- 3 -JvA; 108743
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2090385C1 |
Устройство для автоматического управления затворной рамой выпускного механизма сушилки | 1952 |
|
SU99326A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Планетарная коробка передач | 1986 |
|
SU1442756A1 |
Гильзо-мундштучная машина | 1935 |
|
SU47588A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2011556C1 |
Прибор для установки наивыгоднейшей отсечки пара в зависимости от скорости движения поезда | 1940 |
|
SU69204A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1156933A1 |
Приспособление к коробке передач, например трактора С-80, для понижения скоростей | 1958 |
|
SU122681A1 |
Фиг. 3
Фиг. 4
-Н
22 5
/«
/ГWy
Авторы
Даты
1957-01-01—Публикация
1956-12-17—Подача