Изобретение относится к электроиз мерительной технике, преимущественно к встроенным средствам контроля напряжения бортсети автомобиля Известен трехуровневый индикатор напряжения, содержащий делители напряжения, логические элементы НЕ, И-НЕ и светодиоды ij , Данный индикатор позволяет исключить влияние технического состояния элемента сигнализации на результаты контроля. Однако он требует применения трех элементов индикации, что усложняет щиток приборов автомобиля. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля, содержащий, делитель контролируемого напряжения, состоящий из трех последовательно со диненных резисторов,, логический элемент И-НЕ, один вход которого соединен с выходом управляемого генератор а выход - с элементом сигнапизации 2 В известном индикаторе трехуровневая индикация напряжения осуществл ется при помощи одного элемента сигн лизации за счет использования его со стояний Включено, Выключено и Прерывисто. В автомобильных щитках приборов в качестве элементов сигнализации применяются лампь накаливани имеющие ограниченный ресурс исправного технического состояния Поэтому при отказе элемента сигнализации указанный индикатор выдает ошибочную информацию об уровне напряжения борт сети автомобиля - Выключено, что снижает достоверность контроля, Цель изобретения - повьшение достоверности индикации за счет исключ ния влияния технического состояния элемента сигнализации на результаты контроля. Поставленная цель достигается тем что в трехуровневый индикатор дополнительно введены логический элемент НЕ и второй управляемый генератор, между входами которых включен средний резистор делителя контролируемого напряжения, а выходы cj3e;;HHeHU Гсоответственно с входом первого управляемого генератора и вторым входом логического элемента И-НЕ. На фиг, 1 приведена функциональная схема предлагаемого индикатора; на фиг, 2 -принципиапьная электричес кая схема индикатора, Шдикатор содержит делитель I контролируемого напряжения 2, состоящий из трех последовательно соединенных резисторов, средний резистор 3 которого включен ме;кду входами логического элемента 4 типа НЕ и второго управляемого генератора,5, причем выход элемента 4 подключен к входу первого управляемого генератора 6, а выходы генераторов 5 и 6 соединены соответственно с входами логического элемента 7 типа И-НЕ, к выхйду которого подключен сшетодиод 8, Управляемые генераторы 5 и 6 (фига I) выполнены таким образом, что при поступлении на вход 1 они запускаются и начинают выдавать на выходах прерывистый сигнал с частотой следования, например, 4 и 1 Гц соответственно, а при поступлении затормаживаются и выдают на выходах ПитaJiиe логических элементов и генераторов может осуществляться от контролируемого-аккумулятора. Для этого в индикаторе могут быть использованы, ,например, микросхемы серий К511 или К 56, имеющие диапа- з-оны питающих напряжений 10,8- - 22 и 3 - 15 В соответственно. В иддикаторе логические элементы используют в качестве компараторов напряжения. Зона нечувствительности логических компараторов.не превышает 20 мВ. При включенном аккумуляторе напряжение бортсети автомобиля имеет пульсации iOO - 300 мВ. Поэтому использование логических элементов в качестве компараторов напряжения не снижает точности контроля напряжения аккумулятора автомобиля. При необходимости повысить точность индикатора за счет введения в схему дополнительных компараторов напряжения, формирующих сигналы с выходов делителя напряжения, Предположим, что делитель I напряжения настроен таким образом, что на его средних выводах А и Б потенциалы превышают входное пороговое напряжение переключения логических элементов при превышении напряжения аккумулятора уровня 11 и 14В соответственно. Тогда индикатор работает следующим образом. Еспи в обеих точках А и Б делителя О, то генератор 6 возбужден, а генератор 3 заторможен и 1 с его выходэ разрешает прохождение импульсов генератора 6 через элемент 7 типа И-НЕ на светодиод 8, который выда прерывистый световой сигнал с пониженной частотой следования 1 Гц, что сигнализирует о том, что контролируе мое напряжение меньше уровня 11В. Когда в точках А и Б соответствен 1 и О то генераторы 5 заторможены.-И 1 с их выходов отпирают вентиль. При этом светодиод включен непрерывно, что свидетельствует о том, что контролируемое напряжение находится в зоне 11 - 14 Если в обеих точках А и Б делител то генератор 5 возбужден, а генератор 6 заторможен и светодиод выдает прерывистый световой сигнал с повьш1енной частотой следования 4 Гц, что сигнализирует о превьипении контролируемого напряжения уровня 14 В. Изменяя номиналы резисторов делителя 1, можно устанавливать требуемы пороги контролируемых напряжений, Таким образом, изобретение позволяет производить трехуровневую индикацию напряжения аккумулятора при помощи одного злемента сигнализации за счет использования его состояний Прерывисто с малой частотой (1 Гц), Включено и Прерывисто с большой частотой (4 Гц)«При этом дл индикации не используется сигнал Включено, который может возникнуть при отказе элемента сигнализации, что повышает достоверность контроля напряжения аккумулятора. Предлагаемый индикатор может быть использован дпя встроенного контроля исправности автомобильного электрооборудования, поскольку напряжение аккумулятора автомобиля является комплектным диагностическим параметром, характеризующим техническое состояние генератора, реле-регулятора и самого аккумулятора. Кроме того, от напряжения аккумулятора во многом зависят эксплуатационные свойства автомобиля. Если напряжение выше нормы, то уменьшается мощность искры системы зажигания, что ухудшает условия воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя, а следовательно, ухудшается топливная экономичность автомобиля и повышается токсичность отработавших газов. Если напряжение выше нормы, то увеличивается вероятность перегорания светотехнических устройств автомобиля, снижается ресурс генератора и аккумулятора. Следовательно, повышение достоверности напряжения при использовании предлагаемого индикатора способствует улучшению эксплуатационных свойств автомобиля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля | 1985 |
|
SU1261030A2 |
Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля | 1986 |
|
SU1379836A2 |
Четырехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля | 1984 |
|
SU1188811A1 |
Устройство для контроля напряжения аккумулятора | 1982 |
|
SU1048537A1 |
Устройство для контроля напряжения аккумулятора | 1981 |
|
SU1003209A1 |
Устройство для контроля напряжения аккумулятора | 1985 |
|
SU1554051A1 |
Устройство для контроля напряжения аккумулятора | 1987 |
|
SU1444909A2 |
Сигнализатор исправности двухконтурной тормозной системы автомобиля | 1985 |
|
SU1258744A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАПРЯЖЕНИЯ | 1990 |
|
RU2022274C1 |
Устройство контроля источника питания | 1987 |
|
SU1515117A1 |
ТРЕХУРОВНЕВЫЙ ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ, содержащий делитель контролируемого напряжения, состоящий из трех последовательно coeдшieнныx резисторов, логи- ческий элемент И-НЕ, один вход которого соединен с выходом первого управляемого генератора, а выход - с элементом сигнализации, отличающий с я тем, что, с целью по- . достоверности индикации за счет исключения влияния технического состояния элемента сигнализации на результаты контроля, в него введены логический элемент НЕ и второй управляемый генератор, между входами которых включен средний резистор делиi теля контролируемого напряжения, а выходы соединены соответственно с (Л С входом первого управляемого генератора и вторым входом логического элемента И-НЕ. 00 со О5 00
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
В помощь радиолюбителю | |||
Сб., вып | |||
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
М., Изд-во ДОСААФ, 1981, с, 65, рис | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1984-04-30—Публикация
1983-02-08—Подача