.,Ю ш о 1 Изобретение относится к геофизиче кой технике, а именно к вспомогатель ному технологическому оборудованию, применяемому для обслуткивания профил при проведении сейсморазведочных рат бот. В условиях применения невзрывных поверхностных источников сейсмических сигналов и при современной техно логии конвейерной отработки сейсмо-профилей весьма актуальным является вопрос повьшения производительности смоточно-размоточных операций. Известна машина для размотки и смотки сейсмических кос, содержащая транспортное средство с платформой стационарно установленные на платфор ме и выполненные в виде барабанов накопители сейсмокос и бухты с груп пами сейсмоприемников. Подборка сейсмокос осуществляется путем их наматывания на накопительны барабан щш движении транспортного средства вдоль косы. При этом размот ка, расстановка сейсмоприемников и смотка в бухты соединительного кабеля производится вручную, .а их пер)ево ка осуществляется навалом в яхциках С 1. Однако перевозка бухт с сейсмопри емникани- в яащках значительно ухудпга ет условия их хранения и приводит к перепутыванию бухт. Кроме того, рабо та с бyxтa И затруднительна и на самом сейсмопрофиле, Это ухудшает условия обслуживания и, в конечном счете, значительно ст-шжает производи тельность работ па сейсмопрофиле. Известно также устройство для годборки сейсмических кос,, содержащее автомапину, подборочный агрегат с накопителем для сейсмокос с мягко гй с МО при емник ами в МО и тир о в ак ныУЛ Подборочный агрегат данного зстройства выполнен в виде смонтировс1нной на платформе рамы с зг крегтенными на ней роликовыми опоракя и двух кольцевых лент из эластичного материала, калодая из которых. охвать ьает роликовые оторы, соприкасаясь между собой внешним сторонами. Наличие механизма привода Лс;нт обеспечивает перемещение се;йсмокосы с нягке монтированными сейсмоприемникам, раз менее иными мелсду кольцевыми лентами, с )филя в кузов автомашины в процсссе р.е. подpif-pij-) или раскладки 2 , 47 Недостаток данного устройства заключается также в возможности спутывания косы с с йсмоприемника ми при ее свободной укладке в кузов автомашины. Кроме того, к общим недостаткам описанных устройств следует отнести прежде всего невозможность их использования по всему геофизическому профилю. Это обусловливается тем, что в реальных условиях геофизический профиль проходит по сильно пересеченной местности, значительно затрудняюи ей проезд автотранспорта, в отдельных случаях вызывая необходимость объездов и т.п., а зачастую использованле автотранспорта на отдельных участках сейсмопрофиля вообще становится невозможным. При этом дальнейшее проведение смоточно-размоточных операций с транспортного средства прекращается и геофизический кабель сматывается с барабана и вручную укладывается на сейсмопрофиле. Изза больших линейных размеров кабеля (600 - 3000 м ) процесс вызывает значительные трудности, существенно влияя на производд тельность сейсморазведочных работ и значительно ухудшая условия р-аботы обслуживающего персонала. Одним из перспективных направлений повьш:ения производительности смоточно-размоточных операций на сейсмопрофиле и улучшени,ч условий работы обсл о швающего персонала при прове.дении сейсморазведки считается оборудованич смоточных машин раздельными для сейсмокос и групп сейсмоприемников и отдельными ycтpoйcтвa и для проведения оперативной раскладки подборки сейсмокос и групп сейсмоприемников 1:;ак с транспортного средства, так и вручную, обеспечивая надлежапще условия работ. Наиболее близким техническим рещением к изобретению является устройство для подборки сейсмоприемпиков, включающее транспортное средство с платформой, на которой установлен накопитель с комплектом кассет, выполненных в виде катущек с группами сейсмопркемников и центральным посадочным отверстием СЗ }. Работа устройства происходит след у гоищ м обра 3 ем. ,Г|ля проведения сейсморазведочных работ конвейерным способом в начале смены разматывают две сейсмокосы и устанавливают 64 групгш) сейсмопрнемников. По мере продвижения сейсмораз ведочных работ производится смотка и размотка двух сейсмокос, сборка и установка групп сейсмоприемников, Смотка сейсмокосы производится как при ручном управлении на стоянке, так и в автоматическом режиме работы во время движения машины. Размотка сейсмокос производится при ДВИЖеНИИ машины вдоль геофизического профиля. Смотка и размотка сейсмокосы обеспечивается специальным устройством - косоукладчиком. В труднодоступных участках геофизического профиля сейсмокоса подбирается (укладывается) смоточной бригадой с последующей механизированной набивко ее на барабаны смоточной машины. Для укладки групп сейсмоприемников, размещенных на отдельных кассетах, оператор расставляет их по мере передвиже ния по сейсмопрофилю в обозначенных местах, а бригада производит их уста новку. Для сборки групп сейсмопоиемн ков рабочий навешивает необходимое количество пустых кассет в запасные держатели на поясном ремне, а на кассету, закрепленную в рабочем держ теле ремня, нанизывает установочные кольца, равномерно размещенные по всему соединительному проводу, сгруп пированных сейсмоприемников. Запрл ненные сейсмоприемниками кассеты оставляют на обочине профиля или вручную доставляют к устройству, собирают и навешивают на трубчатый каркас, смонтированный на платформе транспор ного средства СЗ. К недостаткам этого способа следу ет отнести малую удельную емкость накопителя и сложность конструкции из-за использования громоздкого труб чатого каркаса, а также то, что она не обеспечивает вертикального положения сейсмоприемников при транспорт ровании и не исключает возможности перепутывания соединительных проводо и сейсмоприемников смежных кассет. Все это снижает производительность устройства. Цель изобретения - упрощение устройства и повышение производительнос ти за счет вертикального штабелирования кассет. Поставленная цель достигается тем что в устройства для подборки приемников, включающем транспортное средство с платформой, на которой установлен накопитель с комплектом кассет, выполненных в виде катушек с группами сейсмоприемников и снабженных центральным посадочным отверстием, накопитель кассет содержит вертикальный центрирующий штырь, на кото рый насажена нижняя кассета, а каждая кассета снабжена по торцам центриpyюш ш посадочными взаимосопряженными буртами, при этом устройство снабжено механизмом осевой фиксации кассет в штабеле, выполненным в виде закрепленного на платформе прижимного элемента, снабженного замковым устройством. I На фиг. н 2 приведено устройство в момент раскладки групп сейсмоприeMiJHKOB па профиле (вид c6ojcy и вид в плане ) , общш вид; на фиг.З -- взаимоположен1- С кассет в плкопителе, разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 - установка съемного кронштейна с кассетой на платформе транспортного средства, разрез Б-Б на фиг. 1. MainiiHa включает трапслортиое средство 1 с платформой 2, которая оборудована накопителем 3 комплекта касссг. Кассеты 4 выполнены в виде, катушек с намота1п-1ыкн на ги-и; соедимнтельным кабелем 5 с сейсмоприемьшкр.-ш б и ( . . снабл ены центральным осевЬК поса,цочным отверстием 7 .СкладироЕакие кассет 4 в машине произвоцгтгя их TiCpiHi ajibHiji штабелированием. При этом нйкопрггел1 3 вьтолнеп в виде установленных на платформе 2 ряда вертикал1 1гь х центрирующих штырей 8, па которые устапавливаются по поса;г,оч;;ому огверстию 7 только иижнтге Кл сяты, п it,4,,j,ianv.;-ric; фиксация ocT.i i in:-; кассет н итаиел; осуществляется за очет ьыиолнекн; на ребордах 9 кл ;;;ой кассеты, обеспечиваю,и1их возможноеГ7 сопряжения сые;;;:ных кассетпосадочных буртиков П, Кроме того, с огеспечемия осе-вой фиггсеации кo lлfiктa кассет мгач-;на оборудована я.якpeп.:t:н b яf гья тя7-форме 2 и С габже- нг М1т поппгл-хси-к ;ным замковым устройетао : ii лрИлСИМЕЫми элементами 12, г ьгполпекны.чи, иалгимер, в виде текстильной лепты или какого-либо упругоэлаетичного г.:,:териала. Съем11ый кронптейн 13 снабжен ос. 1-,ю 14 для установка: Кгч:сет 4 при прОБедонии с1-юто яо-размоточных операций н.ч сейсмопрофиле .ч выпол-зен с возможностью закрепления па платформе 2 noci)e;: ством элементов установки, вьполпепных, например, в виде соответственно прижимных скоб 15,.
Эксплуатация устройства осуществляется следующим образом.
В исходном состоянии кассеты 4 5 установлены на штырях 8 накопителя 3 в вертикальные штабеля и зафиксированы прижимными элементами 12,
Раскладка групп сейсмоприемников по сейсмопрофилю производится как с Ю устройства, так и вручную.
При раскладке групп сейсмоприемников с устройства съемный кронштейн 13 закрепляется посредством прижимных скоб 15 на платформе 2 транспорт- IS ного средства I .Замковое устройство i 1 прижимного элемента 1 2 расфиксируется и кассета 4 устанавливается на ось кронштейна 13. По мере передвижения . машины вдоль профиля соединитель- 20 ный кабель 5 сматывается с кассеты, и сейсмоприемники рабочим устанавливаются на профиле,
При проведении смоточно-размоточных операций в труднодоступных участ- 25 ках профиля, затрудняюш 1х проезд транспортного средства, раскладка групп сейсмоприемников производится вручную. Для чего кассеты с мшиины
расставляются в обозначенных местах.
Рабочий надевает поясной ремень с закрепленным на нем посредством
карабинов кронштейном 13, на ось которого устанавливается кассета 4. В процессе смоточно-размоточных операций соединительный провод сматывается с кассеты, и сейсмоприем НИКИ устанавливаются на профиле.
Аналогичным образом производится и подборка групп сейсмоприемников.
Таким образом, предлагаемая конст рукция машины позволяет значительно упростить конструкцию как накопителя кассет, так и всей машины, обеспечивая улучшение условий ее обслуживапня, условий хранения групп сейсмоприемников и ее эксплуатационных характеристик, а снабжеуше ее съемным крони тейном и возможность установки его как на транспортном средстве, так и на поясном ремне рабочего, значительно упрощает процесс расстановки и подборки сейсмоприем1-1иков, что в итоге способствует повьииению производительностк сейсморазведочных работ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС | 1993 |
|
RU2054701C1 |
Устройство для подборки групп сейсмоприемников | 1982 |
|
SU1081588A1 |
Устройство для проведения смоточно-размоточных работ | 1982 |
|
SU1099297A1 |
СМОТОЧНО-РАЗМОТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2018881C1 |
Устройство для подготовки сейсмоприемной линии к работе | 1983 |
|
SU1260892A1 |
Устройство для подготовки сейсмоприемной линии к работе | 1988 |
|
SU1601595A1 |
Устройство для проведения смоточно-размоточных работ | 1987 |
|
SU1434381A1 |
Устройство для проведения смоточно-размоточных работ | 1985 |
|
SU1242877A1 |
Устройство для подборки сейсмических кос | 1983 |
|
SU1140075A1 |
СИСТЕМА СБОРА И РЕГИСТРАЦИИ СЕЙСМИЧЕСКИХ ДАННЫХ | 2004 |
|
RU2274879C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОР1Ш СЕЙСМОПРИЕМНИКОВ, включающее транспортное средство с платформой, на которой установлен накопитель с комплектом кассет, выполненных в виде катушек с rpynnaMi-i сейсмоприемников и центральным посадочным отверстием, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения производительности за счет вертикального штабелирования кассет, накопитель кассет содержит вертикаль, ный центрирующ1п 1 штырь, на который насажена нижняя кассета, а каждая кассета снабжена по торцам центрирующими посадочными взаимосопряженными буртам , при этом устройство снабжеО но механизмом осевой фиксации кассет в штабеле, выполненным в виде закрепленного на платформе прижимного элемента, снабженного замковым устройС ством.
2
-е8 / дэиг-5
4
1
/4
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Робензерг Е.Н | |||
Некоторые технические усовершенствования при проведении сейсмораэведочных работ | |||
Разведочная геофизика, вып.1, М., Недра, 1964, с,38-39 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1984-05-15—Публикация
1982-09-10—Подача