1
ел
Изобретение относится к сейСморазведке, а именно к вспомогательны устройствам, применяемым при проведении сейсморазведочных работ.
Известно устройство для подборки сейсмических кос на геофизическом профиле, включающее транспортное средство с установленным в его кузове смоточным механизмом и системой управления, Смоточньй механизм включает в себя два валика, один из которых приводится во вращение электромотором через клиноременную передачу С13.
Недостатком этого устройства является то, что, поскольку вращени ведущему валику от электродвигателя передается через клиноременную передачу, оно имеет большие габариты. Клиноременная передача повышает силы давления на валы и подшипники, так как суммарное натяжение ветвей ремня значительно больше окружной силы передачи, что приводит к увеличению их веса и габаритов. Дополнительно Клиноременная передача требует наличия шкивов на приводных валах и установки приводного электродвигателя на определенном расстоянии от ведущего валика, а для их установки необходима рамная конструкция. Наличие шкивов и ремней конструкции увеличивает металлоемкость изделия.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для подборки сейсмических кос, содержащее транспортное средство с кузовом, в котором установлен подборочньй механизм, включающий корпус, двигатель валом, барабан, соединенный с валом двигателя, и контактирующие с барабаном ролики с прижимом L21.
Подборочный механизм включает в себя раму (корпус), установленньш на раме ведущий барабан с приводом и установленный на верхнюю часть рамы прижимной механизм. Последний содержит корпус, ролики и прижимы, обеспечивающие требуемое усилие прижима сейсмокосы через ролики к ведзпцему барабану. Ролики в направляющих корпуса перемещаются в вертикалном направлении. Корпус прижимного механизма связан с рамой устройства с возможностью поворЪта прижимного механизма и закладки при этом сейсмической косы между ведущим
400752
барабаном и роликами. После чего корпус устанавливается в рабочее положение и фиксируется в этом положении, а ролики прижимают сейсмическую косу к ведущему барабану. В нижней части рамы установлен приводной электродвигатель с установленным на его валу шкивом клиноременной передачи. Аналогичный шкив установлен и на валу ведущего барабана. Шкивы приводного электродвигателя и ведущего барабана связаны между собой клиновым ремнем. Расположение
электродвигателя с межцентровым 15 расстоянием от ведущего барабана приводит к увеличению габаритов устройства, а наличие рамы для установки электродвигателя, шкивов, увеличенных размеров корпусов, подшипников, валов увеличивает вес устройства.
Большие габариты подборочного агрегата и его большой вес являются недостатками известного устройства, 25 уменьшающими полезный объем кузова транспортного средства.
Цель изобретения - уменьшение ве- са и габаритов устройства.
Указанная цель достигается тем.
что в устройстве для подборки сейсмических кос, содержащем транспортное средство с кузовом, в котором установлен подборочный механизм, включающий корпус, двигатель с валом, барабан, соединенный с валом двигателя,и контлктируюр1ие с ба-. рабаном ролики с прижимом, барабан соединен с установленным внутри него двигателем посредством концентрично расположенных одна относительно другой и оси барабана втулок с вьтол не иными на их сопрягаемых поверхностях оппозитно расположеНными пазами, в которых установлены упругие элементы, при этом барабан снабжен равномерно расположенными на его внутренней поверхности продольными ребрами жесткости винтовой формы.
На фиг. 1 схематически представлено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
В кузове транспортного средства 1 (показано частично) на кронштейнах 2 установлен подборочный механизм 3, содержащий раму 4, на которой установлен кронштейн 5 и расположен ведущий полый барабан 6 с установленным внутри него приводным двигателем 7. Впереди и сзади на раме 4 подборочного механизма 3 установлены направляющие ролики 8 и 9 (фиг, 1) и опорные ролики 10 и 11, по которым перемещается сейсмическая коса 12. К верхней части рамы 4 присоединен на осях 13 и 14 прижимной Механизм 15. Последний со держит корпус 16, балансирную тележ ку 17 с рычагами 18 и пружину.19, одним концом связанную с балансирной тележкой 17, а другим - с корпусом 16. Балансирная тележка 17 им ет ролики 20 и 21 и своим рычагом 18 pJapниpнo связана с корпусом 16 и с рычагом 18. В кузове транспорт,ного средства 1 установлена электро гидравлическая система 22 управления. Ведущий польй барабан 6 (фиг. 2) снабжен ребрами 23 жесткости винтовой формы, равномерно расположенны ми, на его внутренней поверхности, и присоединительным фланцем 24. Наружная поверхность ведущего полого барабана 6 покрыта эластичным материалом 25. Приводной двигатель 7 связан с установленным на раме 4 кронштейном-5 через расположенные внутри ведущего полого барабана 6 .корпус 26 и фланец 27, снабженньй Продольными пазами 28, Приводной двигатель 7 расположен внутри фланца 27 и связан с корпусом 26 болтами 29. Корпус 26 соединен с одним концом фланца 27 винтами 30. Второй конец фланца 27 приведен к кронштейну 5. Ведущий полый барабан 6 соединен с валом 31 двигателя 7, концентрично расположенньми относительно друг друга и оси барабана втулками 32и 33, на сопрягаемых поверхностя которых выполнены оппозитно расположенные цилиндрические пазы 34 и 35, в которых установлены упругие элементы, например полиуретановые пальцы 36, При этом наружная втулка 33жестко связана с присоединительнь1м фланцем 24 винтами 37, а внутре няя втулка 32 жестко соединена шпон кой 38 с валом 31 двигателя 7, Для уменьшения трения между корпусом 26 и присоединительным фланцем 24 установлены подшипники 39 качения, В присоединительном фланце 24 вы54полнены равномерно расположенные пазы 40, Устройство для подборки сейсмических кос работает следующим обраЗОМ, Транспортное средство 1 (фиг. 1) устанавливается над сейсмической косой 12 или рядом, после чего вручную с одной стороны подборочного механизма 3 освобождают оси 13 и 14. На осях 13 и 14, установленных в раме 4 с противоположной стороны, поворачивают прижимной механизм 15. Конец сейсмической косы 12 укладывают между направляющими роликами 8 и 9 на опорные ролики 10 и 11 и эластичную поверхность 25 ведущего барабана 6 (фиг. 2), поворачивают прижимной механизм 15 (фиг, 1) в исходное положение и фиксируют его в этом положении осями 13 и 14. При этом сейсмическая коса окааывается прижатой роликами 20 и 21 к эластичной поверхности 25 (фиг, .2) ведущего барабанг. 6, После заправки сейсмической косы 12 (фиг, 1) в подборочный механизм 3 транспортное средство 1 начинает движение вдоль сейсмической косы, и одновременно оператор устройства .для подборки сейсмических кос электрогидравлической системой 22 управления включает приводной двигатель 7, вал 31 которого через шпонку 38 и втулки 32 и 33 с полиуретановыми пальцами 36, установленными в пазах 34 и 35, приводит во враг1ение присоединительный фланец 24, связанный винтами 37 с наружной втулкой 33, и, следовательно, вращает ведущий барабан 6. .Последний вращается на подшипниках 39 качения (фиг. 2), установленных на корпусе 26, который связан с двигателем 7 болтами 29 и винтами 30 с фланцем 27, приваренным к кронштейну 5. Через кронштейн 5 (фиг. 1) рг1ма 4 подборочного механизма 3, установленного на кронштейнах 2, воспринимает реактивный момент от двигателя 7. Ведущий барабан 6 (фиг. 1) начинает вращаться и за счет фрикционных сил увлекает за собой сейсмическую к-осу 12, подавая ее в кузов транспортного средства 1. При этом продольные ребра 23 жесткости винтовой ормы (фиг. 2), равномерно расположенные на внутренней поверхности веj1дущего барабана 6,ерез пазы 40 присоединительного фланца 24 всасьгоают воздух и нагнетают его через пазы 28 внутрь фланца 27, т.е. обдувают двигатель 7, охлавдая его, Балансирная тележка 17 (фиг. 1), шарнирно связанная с рычагом 18, обеспечивает необходимое усилие прижима сейсмической косы 12 роликами20 и 21 к ведущему барабану 6 благодаря пружине 19, одним концом связанной с корпусом 16, а другим - с балансирной тележкой 17. Таким образом, установка приводного двигателя внутри ведущего полого барабана позволяет выполнить устройство с минимальными габаритами. Выполнение соединения барабана с установленным внутри него двигателем в виде концентрично расположенных относительно друг друга и оси бараба на втулок с выполненными на их сопрягаемых поверхностях оппозитно расположенных пазов, в которых установ лены упругие элементы, позволяет исключить радиальнзпо нагрузку на бал двигателя и элементы, соединяющие его с барабаном. Поэтбму вал двигателя, концентрично расположенные втулки с расположенными в их пазах упругими элементами передают только крутящий момент, т.е. исклю5чается сложное напряженное состояние, а остается только кручение. Так как допускаемые напряжения при сложных напряженных состояниях меньше, чем при простом кручении, то данные элементы нагружены меньше. Меньшая нагрузка позволяет уменьшить габариты и вес этих элементов, что в конечном итоге уменьшает габариты и вес устройства в целом. В предлагаемом устройстве ребра жесткости, равномерно расположенные на внутренней поверхности барабана, вьшолнены винтовой формы и позволяют выполнять роль вентилятора, охлаждающего наиболее нагруженный элемент устройства - приводной двигатель. Ребра жесткости винтовой формы, охлаждаквдие двигатель, исключают необходимость в установке дополнительных охлаждающих устройств, что также уменьшает габариты и массу устройства. Все эти факторы, приводящие к уменьшению веса и габаритов устройства, позволяют уве-личить полезный объем и полезную нагрузку кузова для укладки в нем более длинных сейсмических кос, что дает возможность уменьшить количество, машин J;aHHoro типа и сокра- . тить численность обслуживающего персонала.
Ф1/г, 1 ftO 2 JP Ъ9
Фиг. 2 26
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для подборки сейсмических кос | 1983 |
|
SU1163291A1 |
Устройство для подборки сейсмических кос | 1983 |
|
SU1125571A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС | 1993 |
|
RU2054701C1 |
Устройство для подборки сейсмических кос | 1988 |
|
SU1805421A1 |
Устройство для подборки сейсмических кос | 1983 |
|
SU1117549A1 |
Устройство для подборки сейсмических кос | 1988 |
|
SU1631480A1 |
Устройство для подборки сейсмических кос | 1983 |
|
SU1081586A1 |
СМОТОЧНО-РАЗМОТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2018881C1 |
Установка для подборки сейсмических кос | 1984 |
|
SU1200214A1 |
Установка для подборки сейсмических кос | 1984 |
|
SU1193617A1 |
УСТРОЙСТВО ЛЛЯ ПОДБОРКИ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС,содержащее транспортное средство с кузовом, в котором установлен подборочный механизм,включающий корпус, двигатель с валом, барабан, соединенный с валом двигателя, и контактирунлцие с барабаном ролики с прижимом, отличающееся тем, что, с целью уменьшения веса и габаритов, барабан соединен с установленным внутри него двигателем посредством концентрично расположенных одна относительно другой и оси барабана втулок с выполненными на их сопрягаемых поверхностях оппозитно расположенными пазами, в которых (Л установлены упругие элементы, при этом барабан снабжен равномерно с: расположенными на его внутренней поверхности.продольными ребрами жесткости винтовой формы.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Розенберг Е.Н | |||
Некоторые технические усовершенствования при проведении сейсморазведочных работ | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ сужения чугунных изделий | 1922 |
|
SU38A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Горный компас | 0 |
|
SU81A1 |
Западнонефтегеофизика, 1982 (прототип) | |||
I - .)., ,; г «&.. |
Авторы
Даты
1985-02-15—Публикация
1983-04-28—Подача