Изобретение относится, к электромашиностроению , в частности к конструкции синхронных явнополюсных электрических машин.
Известна электрическая машина с пдлным непосредственным водяным охлалодением, в которой для охлаждения обмот1$и статора в стержне обмотки часть проводников выполнена полыми, для охлаждения обмотки ротора катушка возбуждения изготовлена из полого проводника, и кроме того, водой охлаждаются сердечник статора и нажимные плиты сердечника статора tl 3. .
Недостатком конструкции является необходимость осуществить наряду с водяным охлаждением также и принудительное воздушное для снятия потерь с поверхности полюсов и демпферной клетки, что усложняет общую конструк.цию машины, приводит к увеличению потерь в ней и, следовательно, к снижению КЦД.
Известна также явнополюсная электрическая машина с непосредственным водяным охлаждением статорной и роторной обмоток, содержащая шихтованные из сегментов полюса ротора с аксиальными трубками, по которым циркулирует хладагент, и демпферные стержни t2 D.
Однако трубки внутри сердечников полюсов не имеют соприкосновения с воздухом, вместе с тем даже при полном водяном охлаждении, как показывает опыт, есть необходимость в отводе тепла из вояпушного объема внутри машины.
Целью изобретения является повышение эффективностиохлаждения и снижение потерь на вентиляцию. .
Указанная цель достигается тем, что в явнополюсной электрической машине с непосредственным водяным охлаждением статорной и роторной обмоток , содержащей шихтовайные из сегментов полюса ротора с аксиальными трубками, по которым циркулирует хладагент, и демпферные стержни, в полюсах ротора выполнены радиальные карманы открытые со стороны зазора неущу ротором и статдром, доходящие по глубине до трубок.
Карманы чередуются с двух противоположных относительно аксиальной оси сторон полюса..
На демпферных стержнях, выходящих в карманы, установлены дистанционные шайбы толщиной, равной аксиальной ширине карманов.
На фиг. 1 показана часть явнополюной электрической машины, продольный разрезу на фиг. 2 - полюс ротора явнополюсной электрической машины, вид Сверхуi на фиг. 3 - то же, аксонометрическая проекция; на фиг. 4 сегмент сердечника полюса; на фиг. 5 - сегмент сердечника полюса с вырезом для кармана.
Полюс ротора содержит шихтованньй из стальных сегментов сердечник 1, стянутый посредством массивных нажимных щек 2. Полюс несет на себе катушку обмотки возбуждения 3 и демпферные стержни 4, соединенные между собой демпферными сегментами 5. В теле сердечника полюса проходят в аксиальном направлении трубки 6, по которым протекает озспаядающая сердечник полюса вода .В сердечниках 1 по-г люсов выполнены радиальные карманы 7 открытые в зазор между ротором и ста тором. Эти карманы выполнены глубиной, достигающей водоохлаждаемых аксиальных трубок 6 в теле сердечника 1. Карманы могут быть образованы при сборке сердечника из сегментов не- , скольких, минимум двух, позиций. Форма карманов может быть различной, она зависит от реальных размеров сердечника 1 полюса и мест расположения аксиальных водоохлаждаемых трубок 6. Для того, чтобы сохранитЙ плоскую форму карманов и предотвратить распрессовку сердечников в зоне их вьтолнения, на. стяжные шпильки
.и демпф1грные стержни, попадающие в площадь карманов, установлены дистанционные шайбы 8 толщиной, равной аксиальному размеру кармана.
На фиг. 4 и 5 показаны примеры позиций двух сегментов полюса - основной 9 и вспомогательной 10 с вырезом по форме кармана по одну сторону от оси сегмента. Путем периодического чередования сегментов той и другой позиций собирается сердечник с плоскими карманами, открытыми к наружной, обращенной к статору, поверхности полюса. При повороте сегментов вспотюгательной позиции 10 на 180 карман образуется то по одну, то по другую сторону оси полюса. При этом становится возможным соби-
рать сердечник полюса с чередованием положения карманов в аксиальном направлении.
В процессе .работы машины воздух, попадающий в карман 7 на наружной поверхности полюсов, обращенной к воздушному зазору машины и статору, входит в соприкосновение с водооххгаждаемыми трубками 6 и охлаждается. Это охлаждение весьма интенсивно, так как скорость движения воздуха относительно трубок достаточно велика и достигает половины окружной частоты вращения ротора. Размещая карманы на поверхности п олюсов с определенным шагом, можно добиться Л эффективного охлаждения воздуха в машине и тем самым более эффективного охлаждения тех частей машины, которые не имеют.непосредственного водяного охлаждения, а отдают вьще-ляющиеся в них потери в окружающий воздух. Это может касаться и активных частей машины, например, сердечника статора в машинах,где непосредственно водой охлаждается только обмотка статора, а потери из сердечника статора отводятся в обмотку через ее изоляцию.
Изобретение обеспечивает охлазцдение воздуха внутри электрической машины, что повышает эффективность охлаждения, а также позволяет отказаться от принудительного воздушного охлаждения, снижая потери на венти, ляцию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1985 |
|
SU1309181A1 |
Явнополюсная синхронная электрическая машина | 1969 |
|
SU400249A1 |
Полюс электрической машины | 1990 |
|
SU1836777A3 |
ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1991 |
|
RU2025869C1 |
ОБРАЩЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2021 |
|
RU2769742C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2046499C1 |
Ротор явнополюсной синхронной электрической машины | 1984 |
|
SU1292113A1 |
Явнополюсная электрическая машина | 1983 |
|
SU1144168A1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА ТОРЦОВОГО ТИПА | 1971 |
|
SU289793A1 |
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2046507C1 |
1. ЯВНОПОПЮСНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШНА с непосредственным водяным охлазкдением CTaTopHotjr и роторной обмоток, содержащая шихтованные из 8 7 /..Л.;...У V nVfJfJVfJ n --у ( сегментов полюса ротора с аксиальными трубками, по которьм циркулирует хладагент, и демпферные стержни, о т л и ч 9 ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и снижения потерь на вентиля- цию, в полюсах ротора выполнены радиальные, карманы, открытые со стороны зазора между ротором и статором, доходя1Щ е по глубине до трубок. 2.Мавина по п.1, oтличa юlц а я с я тем, что упомянутые Kapiiaны чередуются с двух противоположных относительно аксиальной оси сторон полюса. 3.Машина по пп. 1 и 2, о т л иS ч а ю щ а я с я тем, что на демпферных стержнях, выходящих в карманы, установлены дистанционные шайбы толщиной, равней аксиальной ширине карманов. Фие,
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Абрамов А.И | |||
и др | |||
Проектирование гидрогенераторов и синхронных компенсаторов; М., Высшая школа, 1978, с | |||
Пожарный двухцилиндровый насос | 0 |
|
SU90A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Явнополюсная синхронная электрическая машина | 1969 |
|
SU400249A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-05-15—Публикация
1983-02-04—Подача