Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции полюсов явногюлюсных синхронных электрических машин.
Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения.
На фиг. 1 представлен ротор синхронной явнополюсной электрической машины в зоне нажимной щеки, поперечный разрез; на фиг. 2 -- полюс с де.мпферными стержнями, вид со стороны воздушного зазора электрической машины; на фиг.З - представлена нажимная ш,ека полюса, аксонометрия; на фиг.4 - вариант выполнения радиального канала с расширением;- на фиг.5 - схема охлаждения нажимной шеки.
Ы 1 обо,-,е i ротора закреплен с помопдыо .хвостон 2 (например, 7-образной формы) и пар к; иньев 3 полюс 4, и.меюший шихтован ньл и сердечник 5 и нажимные ш,еки 6, стянутые стяжными шпильками 7 и гайками 8. На полюсе размещены катушки 9 обмотки возбуждения с изоляцией 10 от сердечника 5 и демпферные стержни 11.
На сопрягаемых с сегментами шихтованного сердечника 5 поверхностях нажи.м- ных шек 6 выполнены радиальный подводящий канал 12, сообщающийся с аксиальным кана:1ом 13 на наружной поверхности обода 1 ротора и в зоне полюсного нако- с системой радиальных каналов 14 между демпферными стержнями П. Связь радиального канала 12 с каналами 14, имеющими выход в воздушный зазор машины между ротором и статором, осуше- ствляется с помощью тангенциального раздаточного канала 15 на торцовой, внутренней, обращенной к сердечнику 5 поверхности нажимных щек 6 полюсов 4 в зоне по;1юсного 1 аконеч11ика. Канал 15 .может быть выполнен прямы.м или дугообразным. По ходу воздуха канал 13, каналы 12, 15 и 4 соединены последовательно. Канал 13 расположен под серединой каждого полюса 4 и соединяет радиальные каналы 16 между пакетами (фиг.5) обода 1.
Возможен также вариант (фиг.5), когда два радиальных канала 16 обода 1 ротора расположены прямо против каналов 12 в нажимных щеках 6 полюсов 4, в этом случае необходимость в капалах 13 отпадает. Фор.ма каналов 14 и 15 может быть различной и онределяется прежде всего оборудованием и инструментом, которые наиболее удобно использовать в конкретном производстве. Каналы 14 желательно выполнять пе)с.ме1-;ным сечением, постепенно возрас- таюн им (фиг.2 и 4) по мере приближения к наружной поверхности полюса 4. Это обус, :овлено необходимостью охлаждения юз.можно больн1ей массы металла наконеч
ника щеки. Конкретные размеры каналов 12, 15 и 14 должны определяться для каждой реальной конструкции отдельно с учетом величины снимаемых потерь, напорной характеристики ротора, размеров полюсов и условий их механической прочности.
В процессе работы электрической .машины при вращении ротора воздух поступает в вентиляционные каналы 16 обода 1 и из них в канал 13, выполненный в ободе. Из канала 13 воздух поступает в подводящий канал 12 через раздаточный канал 15 в радиальные каналы 14 и воздушный зазор .машины. На своем пути воздух создает дополнительное охлаждение нажимных щек 6
полюса.
Предлагаемая конструкция позволяет подать охлаждающий воздух внутрь полюса непосредственно к поверхности массивных нажи.мных щек полюсов, увеличить поверхность их охлаждения и благодаря это.му
повысить интенсивность охлаждения. При это.м отпадает необходи.мость в применении специальных дорогостоящих и трудоемких при изготовлении материалов для нажимных щек.
Повыщается также интенсивность охлаждения крайних пакетов сердечника статора, так как поток воздуха, проходящий через систему каналов в пажимных щеках полюсов, попадает непосредственно на поверхность расточки крайних пакетов сердечника
статора.
Формула изобретения
1. Ротор синхронной явнополюсной электрической машины, содержащий обод с радиальными вентиляционными каналами, и закрепленные на ободе полюса, включающие шихтованный сердечник, массивные нажимные щеки на торцах сердечника, катушку возбуждения и стержни демпферной обмотки, отличающийся тем, что, с целью повы1пения эффективности ох,1аждения, на наружной поверхности обода расположен открытый аксиальный канал, а на внутренней поверхности нажимных щек полюсов расположены сообщающиеся с упомянутым аксиальным каналом и между собой радиальные каналы между стержнями де.мп- ферной обмотки, тангенциальный раздаточный канал и радиальный подводящий канал.
2.Ротор по п. 1, отличающийся те.м, что радиальный подводящий канал каждой
нажимной щеки выполнен сообщающимся с радиальными вентиляционными каналами обода.
3.Ротор по пн. 1 и 2, отличающийся те.м, что радиальные каналы между стерж- ня.ми демпферной обмотки выпо.тнены с расщирением к наружной поверхности полюса.
Фиг. 3
i4
Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2046507C1 |
Явнополюсная электрическая машина | 1983 |
|
SU1092665A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1990 |
|
SU1814146A1 |
Ротор синхронный явнополюсной электрической машины | 1976 |
|
SU637915A1 |
ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1991 |
|
RU2025869C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2279749C1 |
Ротор явнополюсной синхронной электрической машины | 1984 |
|
SU1292113A1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА ТОРЦОВОГО ТИПА | 1971 |
|
SU289793A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1982 |
|
SU1032531A1 |
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2023340C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения. Ротор синхронной явнополюсной электрической машины содержит обод 1 с закрепленными на нем полюсами, которые включают сердечник, нажимные щеки 6, катушку 9 возбуждения и демпферную обмотку 11. Благодаря выполнению обода с каналами 12 и нажимных щек с каналами 13, сообщающимися с каналами 14 между стержнями демпферной обмотки 11, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п.ф-лы. 5 ил. с SS (О со О СО 00 фиг. 1
5 /2фиг-5
Гольдберг С | |||
Н | |||
и др | |||
Синхронные компенсаторы | |||
М.: Энергия, 1969, с | |||
Способ получения камфоры | 1921 |
|
SU119A1 |
Костенко М | |||
П | |||
и др | |||
Современные мощные гидрогенераторы информстандартэлект- ро | |||
М., 1967, с | |||
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ | 1921 |
|
SU48A1 |
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
Авторы
Даты
1987-05-07—Публикация
1985-12-02—Подача