Ротор синхронной явнополюсной электрической машины Советский патент 1987 года по МПК H02K1/32 

Описание патента на изобретение SU1309181A1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции полюсов явногюлюсных синхронных электрических машин.

Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения.

На фиг. 1 представлен ротор синхронной явнополюсной электрической машины в зоне нажимной щеки, поперечный разрез; на фиг. 2 -- полюс с де.мпферными стержнями, вид со стороны воздушного зазора электрической машины; на фиг.З - представлена нажимная ш,ека полюса, аксонометрия; на фиг.4 - вариант выполнения радиального канала с расширением;- на фиг.5 - схема охлаждения нажимной шеки.

Ы 1 обо,-,е i ротора закреплен с помопдыо .хвостон 2 (например, 7-образной формы) и пар к; иньев 3 полюс 4, и.меюший шихтован ньл и сердечник 5 и нажимные ш,еки 6, стянутые стяжными шпильками 7 и гайками 8. На полюсе размещены катушки 9 обмотки возбуждения с изоляцией 10 от сердечника 5 и демпферные стержни 11.

На сопрягаемых с сегментами шихтованного сердечника 5 поверхностях нажи.м- ных шек 6 выполнены радиальный подводящий канал 12, сообщающийся с аксиальным кана:1ом 13 на наружной поверхности обода 1 ротора и в зоне полюсного нако- с системой радиальных каналов 14 между демпферными стержнями П. Связь радиального канала 12 с каналами 14, имеющими выход в воздушный зазор машины между ротором и статором, осуше- ствляется с помощью тангенциального раздаточного канала 15 на торцовой, внутренней, обращенной к сердечнику 5 поверхности нажимных щек 6 полюсов 4 в зоне по;1юсного 1 аконеч11ика. Канал 15 .может быть выполнен прямы.м или дугообразным. По ходу воздуха канал 13, каналы 12, 15 и 4 соединены последовательно. Канал 13 расположен под серединой каждого полюса 4 и соединяет радиальные каналы 16 между пакетами (фиг.5) обода 1.

Возможен также вариант (фиг.5), когда два радиальных канала 16 обода 1 ротора расположены прямо против каналов 12 в нажимных щеках 6 полюсов 4, в этом случае необходимость в капалах 13 отпадает. Фор.ма каналов 14 и 15 может быть различной и онределяется прежде всего оборудованием и инструментом, которые наиболее удобно использовать в конкретном производстве. Каналы 14 желательно выполнять пе)с.ме1-;ным сечением, постепенно возрас- таюн им (фиг.2 и 4) по мере приближения к наружной поверхности полюса 4. Это обус, :овлено необходимостью охлаждения юз.можно больн1ей массы металла наконеч

ника щеки. Конкретные размеры каналов 12, 15 и 14 должны определяться для каждой реальной конструкции отдельно с учетом величины снимаемых потерь, напорной характеристики ротора, размеров полюсов и условий их механической прочности.

В процессе работы электрической .машины при вращении ротора воздух поступает в вентиляционные каналы 16 обода 1 и из них в канал 13, выполненный в ободе. Из канала 13 воздух поступает в подводящий канал 12 через раздаточный канал 15 в радиальные каналы 14 и воздушный зазор .машины. На своем пути воздух создает дополнительное охлаждение нажимных щек 6

полюса.

Предлагаемая конструкция позволяет подать охлаждающий воздух внутрь полюса непосредственно к поверхности массивных нажи.мных щек полюсов, увеличить поверхность их охлаждения и благодаря это.му

повысить интенсивность охлаждения. При это.м отпадает необходи.мость в применении специальных дорогостоящих и трудоемких при изготовлении материалов для нажимных щек.

Повыщается также интенсивность охлаждения крайних пакетов сердечника статора, так как поток воздуха, проходящий через систему каналов в пажимных щеках полюсов, попадает непосредственно на поверхность расточки крайних пакетов сердечника

статора.

Формула изобретения

1. Ротор синхронной явнополюсной электрической машины, содержащий обод с радиальными вентиляционными каналами, и закрепленные на ободе полюса, включающие шихтованный сердечник, массивные нажимные щеки на торцах сердечника, катушку возбуждения и стержни демпферной обмотки, отличающийся тем, что, с целью повы1пения эффективности ох,1аждения, на наружной поверхности обода расположен открытый аксиальный канал, а на внутренней поверхности нажимных щек полюсов расположены сообщающиеся с упомянутым аксиальным каналом и между собой радиальные каналы между стержнями де.мп- ферной обмотки, тангенциальный раздаточный канал и радиальный подводящий канал.

2.Ротор по п. 1, отличающийся те.м, что радиальный подводящий канал каждой

нажимной щеки выполнен сообщающимся с радиальными вентиляционными каналами обода.

3.Ротор по пн. 1 и 2, отличающийся те.м, что радиальные каналы между стерж- ня.ми демпферной обмотки выпо.тнены с расщирением к наружной поверхности полюса.

Фиг. 3

i4

Фиг.

Похожие патенты SU1309181A1

название год авторы номер документа
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046507C1
Явнополюсная электрическая машина 1983
  • Голубенцев Юрий Сергеевич
  • Дукштау Александр Антонович
  • Лурье Александр Нэсанелевич
  • Пинский Григорий Борисович
  • Шахматов Максим Ананьевич
SU1092665A1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1990
  • Фурсов Сергей Петрович
  • Сафронов Иван Исаевич
  • Елисеев Виктор Иванович
  • Гнусин Борис Петрович
  • Ерин Вячеслав Леонидович
  • Трещев Лев Иванович
SU1814146A1
Ротор синхронный явнополюсной электрической машины 1976
  • Тряпицын Валентин Фомич
SU637915A1
ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2025869C1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2004
  • Тилес Сергей Александрович
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2279749C1
Ротор явнополюсной синхронной электрической машины 1984
  • Дукштау Александр Антонович
  • Орлов Аркадий Степанович
  • Пинский Григорий Борисович
  • Хренов Александр Васильевич
SU1292113A1
БЕСКОНТАКТНАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА ТОРЦОВОГО ТИПА 1971
SU289793A1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1982
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Пинский Григорий Борисович
  • Папер Александр Соломонович
SU1032531A1
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2023340C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 309 181 A1

Реферат патента 1987 года Ротор синхронной явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения. Ротор синхронной явнополюсной электрической машины содержит обод 1 с закрепленными на нем полюсами, которые включают сердечник, нажимные щеки 6, катушку 9 возбуждения и демпферную обмотку 11. Благодаря выполнению обода с каналами 12 и нажимных щек с каналами 13, сообщающимися с каналами 14 между стержнями демпферной обмотки 11, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п.ф-лы. 5 ил. с SS (О со О СО 00 фиг. 1

Формула изобретения SU 1 309 181 A1

5 /2фиг-5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1309181A1

Гольдберг С
Н
и др
Синхронные компенсаторы
М.: Энергия, 1969, с
Способ получения камфоры 1921
  • Филипович Л.В.
SU119A1
Костенко М
П
и др
Современные мощные гидрогенераторы информстандартэлект- ро
М., 1967, с
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ 1921
  • Новкунский И.И.
SU48A1
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом 1922
  • Красин Г.Б.
SU43A1

SU 1 309 181 A1

Авторы

Виноградов Евгений Николаевич

Дукштау Александр Антонович

Пинский Григорий Борисович

Прутковский Самуил Александрович

Даты

1987-05-07Публикация

1985-12-02Подача