Изобретение относится к судострое нию, в частности к ледоколам. Известен ледокол, содержащий корпус с энергетической установкой, лед разводящие элементы и расположенную позади них водометную установку с вы ходными отверстиямиГ11. Недостатком такого устройства является возможность заклинивания ледо разводящих элементов во льдах при их подвижке. Целью изобретения является повыше ние надежности проводки судов путем снижения возможности заклинивания. Для достижения этой цели в ледоко ле, содержащем корпус с энергетической установкой, ледоразводящие элементы и расположенную позади ню вод метную установку с выходными отверстиями, корпус в районе мидель-штангоута выполнен с двумя побортно расположенными нишами, в которых размещены ледоразводящие элементы, выполненные в виде треугольных в плане штевней, обращенных основанием к корме,шарнирно закрепленных вершинами к корпусу и снабженных электрогидроприводами, а выходные отверстия водометно установки расположены в одной горизо тальной плоскости со щтевнями. Кроме того, электрогидроприводы штевней снабжены перепускными клапанами и датчиками сигнализации о пере грузке. На фиг.1 изображен ледокол, вид сбоку; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1. Ледокол включает вьвдвижные боковы штевни 1, додометную установку 2, балластные цистерны 3. Штевни 1 расположены в нишах 4, в носовой час ти закреплены на вертикальных осях 5 и в кормовой посредством штоков 6 соединены с электрогидроприводами 7. Последние снабжены предохранительными клапанами 8 и датчиками сигнализации перегрузки 9. В шахте 10 водометной установки размещена дроссельная заслонка 11. Ледокол работает следующим образом. Во время одиночного самостоятельного плавания, а также при околке судов, при движении задним ходом или разворотах, боковые штевни 1 полностью убраны в нишах А и не оказывают дополнительного сопротивления и помех движению. Водометная установка 2 используется для повышения маневренности ледокола. Перед началом проводки каравана экипаж ледокола в соответствии с тактико-техническими характеристиками судов устанавливает ледовый ордер, скорость проводки и с помощью балластных цистерн 3 необходимое заглубление боковых штевней 1 и выходных отверстий водометной установки 2. Боковые штевни выдвигаются из ниш, и запускается водометная установка. Угол наклона боковых штевней 1 и режим работы водометной установки 2 определяется из имеющегося резерва мощности главной энергетической установки. На фиг.2 иллюстрируется работа ледокола по расширению и спрямлению судоходного канала в разреженном льду арктических морей с применением избирательного способа создания канала во льду (эффект сита). Мелкие, не представляющие опасности льдины, проходя вьш1е боковых штевней 1 и ствола водометного потока из шахт 10, заполняют за ледоколом пространство с пониженным давлением. Крупные же льдины с центром тяжести в районе 1-1,5 м боковыми штевнями 1 отодвигаются от корпуса, а после прохождения штепней подхватываются гидрометными потоками из боковых отверстий 10. . Таким образом, за ледоколом образуются два канала: первый только от корпуса ледокола с шириной А (фиг.2) и второй, более широкий, с шириной Б, созданный ледоколом с помощью предлагаемого оборудования. На фиг.2 иллюстрируется также способ спрямления канала во льду. При воздействии тяжелой льдины на правую скулу ледокола нос ледокола начинает самопроизвольно отклоняться влево. Немедленно рулевой или автомат, изменив положение дроссельной заслонки 11, направляет в правое бортовое отверстие шахты 10 более интенсивный поток, тем мощнее, чем сильнее отклонение от курса. Возникающая вследствие разницы интенсивностей гидрометных струй с правого и левого бортов сила отбивает корму ледокола в том же направлении. Ледокол удерживается на курсе, а канал во льду получается спрямленным. Автоматическое оповсщйиие проводимых в караване судон о ле.цовой 3 опасности осуществляется следующим образом. При взаимодействии бокового штев ня со сверхтяжелой льдиной, когда ледовая нагрузка превышает допустимые пределы, срабатьшает предохранительный клапан 8 и угол наклона штевня автоматически уменьшается. При этом срабатывает датчик аварийной сигнализации 9, и включается сигнализация о ледовой опас54кости соответствующего борта. При заклинивании ледокола ri перемычке тяжелого льда оба штевня автоматически утапливаются в ниши 4 и включается сигнализация обоих бортов. Применение предлагаемого ледокола позволяет получать широкий свободный ото льда канал и избежать заклинивания в тяжелых льдах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2483966C2 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2586100C1 |
УСТРОЙСТВО ЛЕДОКОЛА ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1998 |
|
RU2152330C1 |
ТОЛКАЕМАЯ БУКСИРОМ-ТОЛКАЧОМ ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2013 |
|
RU2549738C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2585393C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 1990 |
|
RU2034737C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 1991 |
|
RU2048373C1 |
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2012 |
|
RU2508224C2 |
Ледокол | 1983 |
|
SU1143645A1 |
АРКТИЧЕСКОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ЛЕДОСТОЙКИЙ ПИЛОН ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОДВОДНОГО КОРПУСА СУДНА С ЕГО НАДВОДНОЙ ЧАСТЬЮ | 2008 |
|
RU2378150C2 |
1. ЛЕДОКОЛ, содержащий корпус с энергетической установкой, ледоразводящие элементы и расположенную позади них водометную установку с выходными отверстиями, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности проводки судов путем снижения возможности заклинивания. корпус в районе мидель-шпангоута выполнен с двумя побортно расположенными нишами, в которых размещены ледоразводящие элементы, выполненные в виде треугольных в плане штевней, обращенных основанием к корме, шарнирно закрепленных вершинами к корпусу и снабженных электрогидроприводами, a выходные отверстия водометной установки расположены в одной горизонтальной плоскости со штевнями. 2. Ледокол по п.1, о т л и ч a ющ и и с я тем, что электрогидроприводы выдвижных шневней снабжены перепускными клапанами и датчиками сигнализации о перегрузке.
t | |||
Ледоочистительная приставка судна | 1980 |
|
SU901153A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-06-07—Публикация
1982-05-07—Подача