Плавучая буровая установка Советский патент 1984 года по МПК E21B7/132 

Описание патента на изобретение SU1102879A1

Изобретение относится к плавучим буровым установкам и может быть использовано для проходки глубоких скважин на шельфе моря. Известна плавучая буровая установк включающая плавсредство, рабочую пло щадку, подводнзто часть, состоящую из направляющего механизма и привода .вр щения колонны бурильных труб с пород разрущакяцим наконечником, надводную часть, включающзпо средства для спуско-подъема колонны бурильных труб СП Недостатком данной установки является то, что осевое усилие на забо в ней создается лишь за счет веса самого бурового снаряда, оно не может регулироваться в процессе бурения, кроме того, качка плавсредства при волнении моря затрудняет ведение буровых работ, Известна также плавучая морская буровая установка, включающая плавсредство с рабочей площадкой и колод цем, буровой агрегат, состоящий из подводной части, включающей привод, средства для стабилизации вертикального положения, средства для спускоподъема колонны бурильных труб с породоразрушающим наконечником, и надводной части, со средствами спускоподъема колонны бурильных -труб С 23. За счет конструктивного исполнени на работу подводной части установки не оказывают влияния морские факторы (качка плавсредства), однако известная установка обладает недостатком, заключающимся в том, что нагрузка на забой создается также только за счет веса бурильной колонны, она не может регули1 оваться в процессе буре ния ни за счет подводной, ни за счет надводной частей установки. . ..™.:.. водительности и надежности работы установки. Поставленная цель достигается тем что в плавучей буровой установке, включающей плавсредство с рабочей площадкой и колодцем, буровой агрегат, состоящий из подводной части, включающей привод, средства для стабилизации вертикального положения средства для спуско-подъема колонны бурильных труб с породоразрушающим наконечником, и надводной части со средствами спуско-подъема колонны, привод подводной части выполнен в в 1 92 ч де двигателей вращения и линейного перемещения, а средства спуско-подъема надводной части выполнены в виде двигателя линейного перемещения. При этом двигатель вращения выполнен в виде асинхронного двигателя, ротором которого является ферромагнитная бурильная труба, а двигатель линейного перемещения;выполнен в виде линейно-асинхронного двигателя. Кроме того, с целью регулирования давления на забой, породоразрушающий наконечник снабжен тензодатчиком измерения давления на забой скважины, которьй связан с источником питания и передающим устройством. С целью регулирования кольцевого зазора между бурильной трубой и внутренним каналом подводной части привода, последний снабжен датчиками, связанными со средствами стабилизации вертикального положения подводной части установки. На фиг 1 показана плавучая буровая установка, общий вид, на фиг.2 подводная часть привода, продольный разрез, на фиг.З - надводной части привода, продольный разрез.на фиг.4блок-схема системы стабилизации положения подводной части привода. Плавучая буровая установка, включает плавсредство 1 с рабочей площадкой 2, буровую вьшку 3, колонну 4, привод, выполненный из двух, частей: надводной.5 и подводной 6, причем надводная часть 5 выполнена в виде двигателя 7 подачи, а подводная часть 6 выполнена в виде двигателей вращения 8 и линейного перемещения 9 колонны труб 4, причем плавсредство 1 содержит сквозной вертикальньй колодец 10, внутренний диаметр которого равен внешнему диаметру подводной части 6 привода колонны труб 4. подводная часть 6 привода снабжена системой 11 стабилизации положения, а внутренняя часть сквозного вертикального колодца снабжена цилиндрической подушкой 12 из упругого износоустойчивого материала. На рабочей площадке 2 плавсредства 1 установлено неподвижное ферромагнитное кольцо 13, на котором установлено подвижное магнитное кольцо 14, на котором жестко своим основанием укреплена буровая вышка 3. Подвижное магнитное кольцо 14 снабжено шарикоподшипниками 15 и роликами 16, расположенными по окружности внешней цилиндрической поверхности кольца 14. Колонна труб 4 выполнена из ферромагнитной трубы 17 и электропроводящей внешней трубы 18, например, дюралюминиевой. Надводная часть 5 привода выполнена из трубы 19, внутри которой вставлен двигатель 20 подачи, представляющий собой индуктор линейного цилиндрического многофазного асинхрон ного двигателя 21, состоящего из магнитопровода 22 с пазами 23, в которых уложена многофазная обмотка 24, защищенная внутренней трубой 25, выполненной из износоустойчивого немагнитного материала, например, из высокопрочного капрона. Подшипники 26 и 27 служат для обеспечения свободного вращения и линейного перемещения колонны труб 4 относительно индуктора линейного цилиндрического многофазного асинхрон ного двигателя 21, магнитопровод которого вьтолнен из шихтованной электротехнической стали, а обмотка 24 выполнена трехфазной. Колонна труб 4 снабжена буровой коронкой 28, а плавсредство 1 в точк бурения закреплено швартовыми концами 29 с якорями 30 к морскому дну. Неподвижное кольцо 13 снабжено ог раждающим барьером 31 с захватами 32 для фиксации подвижного кольца 14. Плавучая буровая установка снабже силовой установкой 33 для вращения гребного вала 34 и винта 35, а также блоком 36 питания и-блоком 37 управления всеми технологическими процессами, связанными с бурением скважины Надводная часть 5 привода установ лена посредством упругой связи 38, в полненной например, из высокопрочног каучука или капрона, на буровой мавьш1ке 3 вдоль ее продольной оси. Под водная часть 6 привода колонны труб 4 установлена на морском дне при помощи винтов 39 с опорами 40, соедине ными между собой шарнирно, что позво ляет подводной части 6 приспосаблйва ся к неровностям морского дна. Подводная часть 6 привода снабжен системой 11 стабилизации положение относительно колонны труб 4 и относи тельно морского дна и включает гайки 41, навинченные на резьбу винтов, а также двигатели 42 поворота гаек, рас положенные в корпусе 43 подводной части 6 привода, и датчики 44 зазора, например, индукционного типа. Гайки 41 выполнены таким образом, чтобы обеспечивалось их поступательно-вращательное движение относительно винтов 39 и поступательное осевое движение относительно двигателей 42 при включении этих двигателей в сеть питания. Датчики 44 зазора служат для подачи сигналов при отклонении воздушного зазора между колонной труб 4 и подводной частью 6 привода от номинального значения в ту или иную сторону, расположены по окрз ности из износоустойчивого антикоррозийного материала. Двигатель 8 вращения колонны труб 4 включает индуктор, вьтолненный из шихтованной электротехнической стали с пазами 45 для трехфазной обмотки 46, размещенный внутри цилиндра 47, выполненного из нержавеющей стали. Двигатель 9 линейного перемещения колонны труб 4 включает магнитопровод 48 иЗДуктора 49, вьтолненный из листовой электротехнической стали, в котором вьшолнены кольцевые пазы 50 для кольцевой многофазной, например трехфазной обмотки 51, и размещен внутри вдоль общей продольной оси цилиндра 47. Внутренняя труба 52 выполнена из немагнитного износоустойчивого материала, например, из высокопрочного пластика и служит для защиты двигателей 8 и 9 от внешней агрессивной среды. Все токоведуш:ие части конструкции выполнены в морском исполнении. Датчики 44 зазора расположены на торцах двигателей 8 и 9 и образуют кольца 53 и 54, которые кабелем 55 соединены с устройством 56 управления и двигателями 42 вращения гаек 41 вокруг винтов 39 при работе устройства системы 11 стабилизации положения относительно колонны труб 4 и морского дна. Колонна труб 4 является также ротором двигателя 8 вращения, двигате5 лей подачи 7 и линейного перемещения 9. Погружные кабели 57 и 58 служат для подачи электроэнергии многофазного, например трехфазного тока и 1 к двигателям 8,9 и 42, а также для управления работой системы 11 стабилизации. Днище колодца 10 снабжено шторками 59 с шарнирами 60 и приводом 61/ для-их закрытия и открьшания. В теле коронки 28 встроен тензодатчик 62 для измерения давления коронки 28 на забой скважины и соединенный проводниками 63 с источником 64 питания встроенного типа, а также с передающим устройством 65, вмонтированным в колонну труб 4 вбли зи приемника 66, расположенного на торце двигателя 9. Приемник 66.служит для приема сигналов датчика 62 и соединен с бло ком 37 управления, предназначенным для управления всеми технологическими процессами по бурению на шельфе морей. Подшипники 67 и 68 служат для обеспечения вращательного и поступательно-вращательного движения колонны труб 4 относительно подводной части 6 привода при всех режимах работы устройства. Плавучая буровая установка работа следукнцим образом. Для прихрда плавсредства в точку бурения вклйчают в работу силовую ус новку 33. После прихода в точку буре ния гребной вал 34, а также винт 35 отключают, а силовая установка 33 ра ,ботает для обеспечения электроэнер гией блока 36 питания и блока 37 управления всеми технологическими процессами по бурению. Затем отдают шва товые концы 29, и якорями 30 закрепляются к морскому дну. Буровую вьш1ку 3 освобождают от фи сации захватами 32 к барьеру 31 непо движного кольца 13 после того, как колонна труб будет вставлена в приво и совмещена вдоль его осевой линии, а такж включен двигатель 7 подачи н водной части 5 привода в режим медле ного опускания колонны труб 4 до упо коронки 28 в морское дно. При опускании колонны труб 4 вклю чают также и двигатель 9 линейного перемещения в режим работы, обеспечи вающий плавное опускание колонны тру 4, так как в это время подводная час 6 привода находится в транспортном положении внутри колодца 10. После спуска колонны бурильных тр 4 до дна, шторки 59 на днище колодца 96 10 открываются и подводная часть 6 привода под дейст/вием усилия. двигателя 9 линейного перемещения плавно садится на морское дно. Усилие, двигателя 9 линейного перемещения подводной части 6 привода регулируется блоком 37 управления таким образом, чтобы обеспечивалось безопасное опускание подводной части 6 привода на морское дно с последующей стабилизацией ее положения. Для производства бурения включают двигатель 8 вращения подводной части 6 привода, а также двигатели подачи 7 надводной части и линейного перемещения 9 подводной части привода для того, чтобы обеспечивались оптимальные условия режима бурения. Если при этом окажется, что вес колонны труб необходимого давления на забой скважины, то двигатели подачи 7 и линейного перемещения 9 включают одновременно для создания дополнительного давления на забой скважины. Если при этом вес колонны труб 4 превосходит необходимое усилие давления на забой скважины, то двигатель 7 подачи и двигатель 9 линейного перемещения включают вместе либо по отдельности в режим подъема колонны труб 4. Для определения давления на забой .служат тензодатчики 62, закрепленные в теле коронки 28 и соединенные посредством специальных проводников 63 с источником 64 питания и передающим устройством 65. Сигнал с передающего устройства 65 поступает на приемник 66 и затем на блок 37 управления. Режим работы всех двигателей привода, состоящего из подводной и надводной частей, определяется на ЭВМ в зависимости от условий, в которых производится бурение, а также в завиимости от характера работы устройства. Принцип действия двигателя 8 вращения основан на том, что после включения обмотки 46 в сеть трехфазного тока в индукторе образуется вращающееся магнитное поле, индуктирующее ЭДС, и токи в электропроводящей трубе 18 колонны труб 4. В результате взаимодействия токов трубы 18 с вращающимся полем индуктора колонна труб 4 вместе с коронкой 28 придет во вращение вокруг продольной оси. Для изменения направления вращения колонны труб 4 на обратное необходимо поменять местами две какие-нибудь фазы обмотки 46 на клеммах блока 36 питания.Л Двигатель 9 линейного перемещения работает по принципу линейного асинхронного двигателя. После включения его обмотки 51 в сеть трехфазного тока в индукторе 49 образуется линейнобегущее магнитное поле, направленное вдоль продольной оси колонны труб 4.

В результате взаимодействия линейно-бегущего магнитного поля индуктора 49 с трубой 18 в последней индуктируются ЭДС и токи, в результате взаимодействия которьк с полем индуктора 49 возникает линейное усилие, действующее на колонну труб 4 вдоль ее оси. Усилие может быть направлено вертикально вверх или вниз. Это зависит от направления движения линейно-бегущего магнитного поля индуктора 49, если поле индуктора 49 движется вверх, то и усилие в колонне труб 4 будет иметь направление снизу вверх, и, наоборот, при движении поля индуктора 49 вниз, это .усилие будет способствовать увеличению давления колонны труб 4 на забой 30 скважины. Для изменения направления движения линейно-бегущего магнитного поля индуктора 49 необходимо поменять местами две какие-либо фазы обмотки 51 на клеммнике блока 36 питания. Блок 37 управления вместе с ЭВМ обеспечивает необходимую очередность ;и.порядок работы всех двигателей. При нарушении равномерности воздуш ного зазора в пространстве между колонной труб 4 и внутренней изолирующей трубой 52 подводной части 6 привода срабатывают датчики 44 зазора, который благодаря изменению их индуктивности выдают сигнал, который по кабелю 55 передается на устройство 6 управления двигателями 42, при помощи которых вращаются гайки 41, поднимающие или опускающие подвижную часть до тех пор, пока не выровняется воздушный зазор между кольцами 53,54 и трубой 1 8 . Таким образом, стабилизация положения подводной части 6 привода относ тельно морского дна и колонны труб 4 производится за счет работы системы

5 привода, обеспечивается стабилизация надводной части плавучей буровой установки при воздействии волновых факторов моря. При зтом плавсредство

может подвергаться бортовой, килевой, поперечно-горизонтальной, продольно горизонтальной качке и рысканью, а колонна труб 4 с надводной частью 5 привода будет находиться в точке бурения скважины.

Подшипники 26,27,67 и 68 обеспечивают свободное вращение вокруг продольной оси колонны труб 4, а также ее продольное смещение при спуске или подъеме.

По окончании процесса бурения производят подъем подводной части буровой установки, при этом все работы, связанные с подъемом, осуществляются с по11, которая обеспечивает постояиство воздушного зазора между двигателями 8,9 и колонной труб. Благодаря наличию магнитной связи ПоДвизкного кольца 14 с закрепленной на нём вышкой 3 с неподвижным ферромагнитйьм кольцом 13, закрепленным на рабочей площадке плавсредства, а также благодаря наличию упругой свяэй 38 между вьшпсой и надводной частью мощью ЭВМ и блока 37 управления. При этом вначале поднимают подводную часть 6 привода, для чего используют двигатель 9 линейного перемещения, который благодаря наличию линейно-бегущего магнитного поля с токами трубы 18 поднимается вверх и увлекает за собой всю подводную часть 6 привода. При достижении подводной части 6 установки колодца 10 плавсредства закрываются шторки 59, которые приводятся в действие приводом 61 с помощью ЭВМ и устройства 37 управления. Затем поднимают колонну труб 4, включив в работу два двигателя: двигатель 7 по-д чи надводной части 5 привода, а так двигатель 9 линейного перемещения подводной части 6 привода. После подъ ема колонны труб 4, демонтажа ее и укладки ее на рабочей площадке 2 плавсредства 1 двигатели 7 и 9 отключают, а вьш1ку 3 захватами 32 фиксируют неподвижно к барьеру 31. Использование изобретения позволит повысить производительность работы установки с повьш1ением ее надежно(;ти за счет обеспечения возможности управления таким важным фактором в бурении, как регулирование давления на забой скважины в процессе ее бурения. Одновременно, благодаря наличию системы стабилизации надводной и п0д- 5 водной частей буровой установки относительно колонны бурильных труб, повышается надежность работы плавучей буровой установки при воздействии волновых факторов моря.

Похожие патенты SU1102879A1

название год авторы номер документа
Плавучая буровая установка 1982
  • Мирзаев Генрих Гусейнович
  • Протосеня Анатолий Григорьевич
  • Борознец Александр Федорович
SU1086113A1
Технологический комплекс для морского кустового бурения 2019
  • Плавский Дмитрий Николаевич
  • Шиманский Владимир Валентинович
RU2731010C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПЛАВУЧЕГО ПОЛУПОГРУЖНОГО БУРОВОГО СУДНА И ЕГО УСТРОЙСТВО 2013
  • Обручков Александр Иванович
RU2524700C1
СПОСОБ МОНТАЖА ТРУБОПРОВОДА, СОЕДИНЯЮЩЕГО ПОДВОДНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ С ПЛАТФОРМОЙ, С МОРСКОЙ ДОБЫВАЮЩЕЙ УСТАНОВКИ 2006
  • Поллак Джек
  • Вилле Хейн
RU2403378C2
Комплект инструментов для подвески труб бурильной колонны в устье подводной скважины 2024
  • Ткачев Андрей Олегович
  • Фатыхов Альмир Исмагилович
  • Алимов Владимир Ильич
  • Филиппов Александр Александрович
  • Осауленко Георгий Ильич
  • Малышев Алексей Анатольевич
  • Алексеев Георгий Викторович
  • Чугунов Андрей Алексеевич
RU2819216C1
Устройство для вращения буровой колонны 1982
  • Мирзаев Генрих Гусейнович
  • Протосеня Анатолий Григорьевич
  • Борознец Александр Федорович
  • Кузнецов Юрий Федорович
  • Лапенис Геннадий Юлиянович
SU1071737A1
ПОДВОДНАЯ БУРОВАЯ УСТАНОВКА И ОПОРНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ НЕЕ 1995
  • Гаврилов В.П.
  • Корнев А.М.
  • Колтунов Е.И.
RU2081289C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОДВОДНОГО БУРЕНИЯ 1998
  • Плугин А.И.
  • Погорелов А.Ю.
  • Попов Ю.В.
RU2149249C1
СИСТЕМА И СПОСОБ КОЛОНКОВОГО БУРЕНИЯ СО СЪЕМНЫМ КЕРНОПРИЕМНИКОМ 2009
  • Неллессен Питер
  • Спенсер Аллан
  • Хэм Грегори
RU2493348C2
Направляющее устройство плавучей буровой установки 1979
  • Неудачин Георгий Ильич
  • Фоменко Виталий Сергеевич
  • Чаленко Александр Андреевич
SU870658A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 102 879 A1

Реферат патента 1984 года Плавучая буровая установка

1. ПЛАВУЧАЯ БУРОВАЯ УСТАНОВКА, включающая плавсредство с рабочей площадкой и колодцем, буровой агрегат, состоящий из подводной части; включающий привод, средства для стабилизации вертикального положения, средст- ва для спуско-подъема колонны бурильных труб с породоразрушающим наконечником, и надводной части со средствами спуско-подъема колонны, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности и надежности работы, привод подводной части выполнен в виде двигателей вращения и линейного перемещения, а средства спуско-подъема надводной части вьшолнены в виде двигателя линейного перемещения. 2.Установка по п.1, отличающаяся тем, что двигатель вращения вьшолнен в виде асинхронного двигателя, ротором которого является ферромагнитная бурильная труба, а двигатель, линейного перемещения выполнен в виде линейно-асинхронного двигателя. 3.Установка по пп.1 и 2, о тличающаяся тем, что, с целью регулирования давления на забой, . породоразрушающий наконечник снабжен тензодатчиком измерения давления (Л на забой скважины, который связан с источником питания и передающим устройством. 4.Установка по пп.1-3, отличающаяся тем, что, с целью регулирования кольцевого зазора между бурильной трубой и внутренним кана о лом подводной части привода, послед1C ний снабжен датчиками, связанными со средствами стабилизации вертикаль00 ного положения подводной части уста 1 новки .

Формула изобретения SU 1 102 879 A1

IfZ

1

42

«2

Фиг. д.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1102879A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США №3603407, кл
Ручной прибор для загибания кромок листового металла 1921
  • Лапп-Старженецкий Г.И.
SU175A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
ЗАТАПЛИВАЕМЫЙ ПОНТОН МОРСКОЙ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ 0
SU376549A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 102 879 A1

Авторы

Мирзаев Генрих Гусейнович

Протосеня Анатолий Григорьевич

Борознец Александр Федорович

Даты

1984-07-15Публикация

1982-10-04Подача