Вентиляционные моторы, помещаемые обычно на чердаке и включаемые из другого помещения, очень часто гибнут вследствие того, что находятся вне постоянного наблюдения. Обычная причина сгорания однофазных моторов - неправильное включение. Если мотор, еще не успевший пойти, переводится на рабочий ток, то он начинает греться и сгорает. Губительны для однофазных моторов также кратковременные перерывы в подаче тока, если мотор успел за время перерыва остановиться и не был выключен. По возобновлении тока он включается помимо пускового аппарата и может сгореть. У трехфазных моторов причиной нагревания может быть нарушение контакта в одном из проводов до пуска мотора. Наблюдаются также случаи сгорания мотора, когда он не идет или останавливается под током вследствие порчи вентилятора, заедания подшипников или иных механических причин. О работе далеко находящегося мотора обычно судят по работе тяги. После пуска мотора всегда нужно удостовериться, началась ли тяга и затем следить за ней во все время действия мотора.
Предлагаемый предохранитель предназначается для автоматического выключения мотора в тех случаях, когда тяга в вытяжном канале после пуска мотора от каких-либо причин не началась или прекратилась.
На чертеже фиг. 1 изображает предлагаемый автоматический выключатель, установленный в вытяжном канале, на чертеже частично разрезанном; фиг. 2 - вид сверху указанного выключателя; фиг. 3 - схему включения его же; фиг. 4 и 5 - в двух проекциях видоизменение того же выключателя.
Последний состоит из помещаемой в вытяжной канал легкой пластинки а, прикрепленной одним краем к рычагу b или к оси e, вместе с которой она может вращаться, и из соединенного с рычагом b или с осью е выключателя B. Пластинка A устанавливается таким образом, чтобы при отсутствии в канале нормальной тяги она располагалась поперек канала.
При наличии тяги пластинка A током воздуха поворачивается и устанавливается под большим или меньшим углом к плоскости сечения канала.
После прекращения тяги, пластинка, силою тяжести или пружиной, возвращается в прежнее положение.
При повороте пластинки A, соединенный с нею выключатель B замыкает подведенные к нему провода, а при возвращении ее в первоначальное положение их размыкает.
Перед пуском мотора следует сначала непосредственно рукой или при помощи шнурка привести выключатель предохранителя в такое положение, чтобы он был замкнут и затем пустить мотор. Он теперь будет удерживаться в замкнутом положении отклоненной движением воздуха пластинкой. Если же мотор при пуске не пошел или через некоторое время по какой-либо причине остановился или сильно уменьшил скорость, выключатель автоматически размыкает ток.
Если же по местным условиям рубильник или пусковой аппарат мотора удален от канала, в котором установлен выключатель, то для пуска мотора можно воспользоваться переключателем P (фиг. 3), который в одном положении соединяет пусковой аппарат непосредственно с мотором, а в другом - через выключатель. Сначала мотор включается помимо выключателя, а затем через несколько секунд, нужных для того, чтобы он пошел, включается через выключатель, при чем последний, если тяга в канале установилась, оказывается уже замкнутым и, таким образом, мотор после переключения продолжает работать. При неправильном же пуске мотора или, если мотор после включения не пойдет по какой-либо иной причине, он после переключения окажется не под током, так как выключатель не будет замкнут.
Точно так же мотор будет автоматически выключен и в том случае, если он через некоторое время остановится или сильно уменьшит скорость.
Пластинка A находится внутри вытяжного канала, а ртутный выключатель B - вне его.
При отсутствии тяги пластовка A упирается краем в подпорки aa, и укрепленный на ее оси рычаг b нажимает на рычаг с ртутного выключателя B. При таком положении выключатель разомкнут.
Когда пластинка A поворачивается током воздуха, рычаг b отходит от выключателя и последний замыкается. Для того, чтобы пластинка A после прекращения тяги возвратилась в прежнее положение силою тяжести, она должна сохранить некоторый наклон в поперечному сечению канала. Это достигается при помощи упора d. Для регулировки пластинка может иметь передвижной грузик, на чертеже не показанный.
При обычном пуске и при остановке мотора выключатель замыкается и размыкается не под током. Размыкание выключателя под током может происходить лишь в исключительных случаях порчи вентилятора и остановки мотора под током. Поэтому ртутный выключатель может быть простого устройства. Если сила тяги достаточно велика, то может быть применен выключатель и иного вида.
Другое видоизменение выключателя (фиг. 4 и 5) может быть построено на принципе рычага, к одному концу которого прикреплена пластинка, находящаяся в вытяжном канале, а к другому - вилка ртутного выключателя. При повороте пластинки током воздуха вилка выключателя опускается в ртуть.
Так как один конец рычага находятся внутри канала, а другой вне его, то, во избежание образования при повороте рычага щели в стенке канала, рычагу придана форма цилиндрика C, имеющего вдоль образующей два отростка. К одному из них прикреплена пластинка A, а к другому - вилка выключателя B.
Цилиндрик вставлен на двух подшипниках в отверстие сделанное в доске D. Доска D укреплена в отверстии в стенке вытяжного канала. На фиг. 5 пунктиром показаны положения пластинки и выключателя, когда тяга работает.
Пластинка выключателя не должна занимать непременно все сечение канала. Если тяжесть ее урегулировать передвижным грузиком, то выключатель может прийти в действие, даже, при небольшой пластинке и незначительной тяге.
Выключатель, в том или ином видоизменении, может быть применен не только к вентиляционным электромоторам, но и к любому электромотору, если последний снабдить небольшим вентилятором.
Автоматический выключатель для вентиляционных электрических двигателей, характеризующийся применением поворотной, расположенной внутри вытяжного канала и отклоняемой током воздуха пластинки А, управляющей при помощи рычагов b и c выключателем В, включенным последовательно с электрическим двигателем и предназначенным при отсутствии тяги размыкать электрическую цепь.
Авторы
Даты
1929-09-30—Публикация
1927-03-08—Подача