Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировании айсбергов из приполярных морей в засушливые районы.
Известно устройство для транспортиревания айсберга, содержащее оболочку из водонепроницаемого эластичного материала с горловиной, имеющей тросовые стяжки, а также буксирные браги 1.
Недостатки известного устройства заключаются в наличии зазоров между ватерлинией айсберга и кромкой горловины мешка, что приводит к попаданию внутрь мешка морской воды, а также в большом лобовом сопротивлении буксируемого мешка, определяемом па пачальномэтапе транспортироваПИЯ ноперечным размером айсберга, а на конечном этапе - размером мещка, в кормовой части которого скапливается пресная вода.
Цель изобретения - предотвращение потерь и засоления пресной воды, а также снижение затрат на транспортирование.
Цель достигается тем, что устройство для .транспортирования айсберга, содержащее оболочку из .водонепроницаемого эластичного материала с горловиной, имеющей тросовые стяжки, а также буксирные браги, снабжено сборником пресной воды в виде э.частичной емкости из Еюдонепроницаемого материала, имеющей торцовый штуцер для подсоедипения к вышеуказанной горловине оболочки, которая снабжена расположенными со стороны, противоноложной горловине, герметичными вводами для продевания через них внутрь оболочки буксирных браг, надеваемых на айсберг.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, вид сверху (момент захвата айсберга); на фиг. 2 - то же, вид сбоку (начальный момент транспортирования айсберга); на фиг. 3 - то же, момент транспортирования почти полностью растаявшего айсберга.
Оболочка 1 устройства имеет горловину 2 с тросовыми стяжками 3 и выполнена зацело либо из двух частей, соединенных между собой по ватерлинии. Со стороны, противоположной горловине 2, в оболочке 1 выполнены два отверстия, закрытые эластичными герметичными вводами в виде рукавов 4, через которые пропущены буксирные браги в виде канатоЕ 5, образующих петлю 6. Сборник 7 пресной вол.ы выполнен в виде удлнненной емкосги из того же материала,
что и оболочка 1, и снабжен на торце штуцером 8.
Обо.ючку 1 с втянутыми в нее рукавами 4 и открытой горловиной 2 притапливают и с по: 1ощью понтонов 9 заводят на айсберг 10 (в случае выполнения оболочки 1 из двух частей, нижнюю часть заводят под айсберг, а верхнюю раскатывают по айсбергу, после чегс соединяют их кромки). Петлю 6 заводят вокруг айсберга и закрепляют на нем. Понтоны 9 отделяют от оболочки 1, горловину 2 частично стягивают стяжками 3. Канаты 5 закрепляют на буксирующих судах. При движении устройства в направлении, указанном на фиг. 2 стрелкой, оболочка облегает айсберг 10, а морская вода отжимается к горловине 2 и покидает оболочку 1. При, этом канаты 5 частично выдвигаются из оболочки 1, выворачивая рукава 4. Остатки морской воды откачивают, после чего к горловине 2 подводят свернутый в рулон сборник 7, содержащий небольшое количество воздуха, обеснечивающее ей положительную плавучесть. 1итуцер 8 соединяют с горловппой 2.
Прп буксировке устройства поверхность айсберга (за исключением кормовой части) туго обтянута тонким материалом оболочки I. Ее нижняя часть омывается,теплой водой, а верхняя часть, закрытая зачерненным материалом, нагревается солнечной радиацией. То и другое приводит к интенсивному таянию льда и быстрому уменьшению размеров айсберга. При этом рукава 4 выворачиваются наружу; Талая вода под действием давления забортной воды выжи.мается в кор.мовую часть оболочки 1 и через горловину 2
и штуцер 8 поступает в сборник 7 с поперечным сечением, намного меньшим, чем у айсберга в начале транспортирования. Поперечный размер и, соответственно, лобовое сопротивление устройства и энергетические затраты на- буксировку уменьшаются. После заполнепия пресной водой сборник 7 может быть отделен от оболочки 1 для самостоятельного транснортирования и заменен другой емкостью.
Использование изобретения позволит транспортировать айсберг в закрытой оболочке и исключить потери пресной воды и ее CMeliienne с соленой забортной водой, а также обеспечить за счет быстрого таяния льда пе)еход к оптимальной форме бхксируемого объекта и соответствующее снижение энергетических затрат на доставку пресной воды. 5
Фиг.2 8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ транспортирования айсберга | 1981 |
|
SU1011444A1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ АЙСБЕРГА | 2009 |
|
RU2418710C1 |
СПОСОБ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2425929C1 |
СПОСОБ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ | 2012 |
|
RU2484209C1 |
СПОСОБ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2467121C1 |
Способ транспортировки крупного айсберга | 2020 |
|
RU2743239C1 |
СПОСОБ БУКСИРОВКИ В КИЛЬВАТЕР | 1997 |
|
RU2116927C1 |
СПОСОБ ДОСТАВКИ ВОДЫ ЛЬДА АЙСБЕРГОВ | 1995 |
|
RU2080271C1 |
Буксирное устройство подводной лодки | 2020 |
|
RU2746865C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЬДА АЙСБЕРГОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ИЗ НЕГО | 2004 |
|
RU2281878C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ АЙСБЕРГА, содержащее оболочку из водонепроницаемого эластичного материала с горловиной, имеющей .тросовые стяжки, а также буксирные браги, отличающееся тем, что, с целью предотвращения потерь и засоления пресной воды, а также снижения затрат на транспортирование, оно снабжено сборником пресной воды в виде эластичной емкости из водонепроницаемого материала, имеющей торцовый щтуцер для подсоединения к выщеуказанной горловине оболочки, которая снабжена расположеными со стороны, противоположной горловине, герметичными вводами для продевания через них внутрь оболочки буксирных браг, надеваемых на айсберг. to vj i ;о со
Фыг.З
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-12-07—Публикация
1983-07-27—Подача