Изобретение относится к судостроению, а именно к корабельным устройствам подводных лодок.
Известны буксирные устройства судов [1], в том числе подводных лодок [2], используемые для их буксировки при отсутствии хода и при авариях. Буксирные устройства подводных лодок расположены в носовой оконечности легкого корпуса по диаметральной плоскости и состоят из буксирного клюза (полуклюза), троса с коушами, и пневматического привода для отдачи гака. Буксирный гак при необходимости отдается дистанционно пневматической машинкой из отсека прочного корпуса.
Такие конструкции имеют ряд недостатков. Первый, наличие в носовой оконечности подводной лодки буксирного клюза, через отверстие которого при движении корабля в подводном положении из забортного пространства вода перетекает внутрь легкого корпуса. Возникающий при этом гидродинамический шум демаскирует подводную лодку. Уровень же шумности современных подводных лодок является их важнейшей тактико-технической характеристикой. Второй, гидродинамический шум, возникающий от перетекания воды через клюз и внутри надстройки, мешает работе пассивного тракта комплекса гидроакустики. Третий недостаток, при буксировке, когда буксирный канат, поданный с буксирующего судна, закреплен на гаке буксирного устройства, то есть в одной точке, буксируемый объект, подводная лодка, будет рыскать на курсе. Рысканье буксируемого объекта при буксировке создает дополнительное сопротивление движению, что ведет к снижению скорости буксировки и дополнительному расходу топлива буксирующим судном. Кроме того, создается опасность обрыва буксирного каната.
Известны конструкции крепления буксирного каната на буксируемых объектах [4], которые используются на несамоходных судах и на плавучих сооружениях, например на транспортно-спусковом плавучем доке «Зея» [5]. В основу таких конструкций для устранения рыскливости буксируемых объектов при буксировке положены буксирные браги с буксирным треугольником, изготавливаемые из стального каната или корабельных цепей. Однако такие конструкции сложно разместить на подводной лодке, учитывая, что ее корпус, устройства должны быть обтекаемыми и настолько, насколько это возможно, не создавать при движении под водой гидродинамический шум, демаскирующий корабль и создающий помехи работе пассивного тракта его гидроакустического комплекса.
Известно буксирное устройство подводной лодки, используемое в описанном способе буксировки [3]. Оно имеет в своем составе обух 1, буксирный канат 2, желоб 3, клюз 6, гак 7. Буксирный канат 2 в походном положении укладывается в желоб 3 на легком корпусе, фиксируется планками 4 и заливается в нем герметиком вгладь с обводом легкого корпуса.
Устройство имеет ряд недостатков. Первый, расположенный на форштевне обух 1, за который крепится буксирный канат 2, скоба 5 при движении подводной лодки в погруженном положении будет создавать гидродинамический шум, демаскирующий лодку и мешающий работе пассивного тракта комплекса гидроакустики. Второй недостаток, размещение обуха 1 крепления буксирного каната на форштевне на уровне ватерлинии не исключает рысканье буксируемой подводной лодки. Третий, наличие в составе буксирного устройства клюза 6 также ведет к образованию гидродинамического шума, демаскирующего и мешающего работе гидроакустического комплекса во время подводного хода.
Целью изобретения является устранение рыскания аварийной или не имеющей хода подводной лодки при ее буксировке, а также устранение источников демаскирующего ее в подводном положении гидродинамического шума и шума, создающего помехи работе пассивного тракта комплекса гидроакустики.
Техническим результатом является устранение рыскания подводной лодки и снижение уровня гидродинамического шума и шума, мешающего работе пассивного тракта комплекса гидроакустики.
Результат достигается изменением конструкция буксирного устройства подводной лодки и состава элементов устройства.
Буксирное устройство подводной лодки, фиг. 1 и фиг. 2, состоит из двух побортно расположенных в носовой оконечности вгладь с наружной поверхностью легкого корпуса раздвижных штанг 1, разворачивающихся вокруг осей 2, помещенных в проушины 3 фундаментов 4, закрепленных на прочном корпусе. Оси 2 перемещаются вертикально пневматическими приводами 5, дистанционно управляемыми из отсека прочного корпуса. В носовых торцах штанг 1 имеются патроны 6, в которые заделаны концы стального каната 7. В середине стального каната 7 обоймой 8 образован огон 9 с коушем внутри.
Стальной канат 7 уложен в два желоба, образованных установленными вертикально планками 10 на легком корпусе 11, и закреплен отрывными планками 12. Огон 9 с коушем внутри уложен в нишу 13, образованную такими же планками 10, прикрепленными к палубе легкого корпуса 11. Желобы и ниша 13 залиты герметиком 14 вгладь в обводом акустического покрытия 15 легкого корпуса 11.
В основании ниши 13 находится пластина 16, которая своей носовой кромкой прикреплена к валу 17. Вал 17 соединен с поворотным рычагом 18, снабженным противовесом 19 для облегчения подъема огона 9 в вертикальное положение. Вал 17 находится в закрепленных на палубе легкого корпуса 11 подшипниках. Поворотный рычаг 18 в походном положении размещается в свободной от герметика палубной выемке 20, выгороженной такими же планками 10, сеч. по ВВ.
Буксирное устройство подводной лодки работает следующим образом. После приема с буксировщика на носовую палубу подводной лодки буксирного каната подъемом поворотного рычага 18 через вал 17 поворачивается пластина 16. Огон 9 с коушем поднимается из ниши 13, заполненной герметиком 14, и занимает вертикальное положение, удобное для соединения его с буксирным канатом.
После соединения огона 9 с буксирным канатом буксировщик дает ход, вырывая стальной канат 7 с огоном 9 посередине из герметика 14 желобов с отрывными планками 12. Штанги 1, побортно расположенные вгладь с обводом акустического покрытия 15, поворачиваются вокруг осей 2, помещенных в проушины 3, образуя вместе со стальным канатом 7, огоном 9 усы буксирной браги. При необходимости аварийной отдачи буксирного каната буксировщика пневматические приводы 5, управляемые дистанционно из отсека прочного корпуса, выдергивают обе оси 2 из проушин 3 фундаментов 4.
ЛИТЕРАТУРА
1. Судовые устройства. Справочник / Под ред. М.Н. Александрова. - Л.: Судостроение, 1987.
2. Прасолов С.Н., Амитин М.Б. Устройство подводных лодок. - М.: Воениздат, 1973.
3. Способ буксировки подводной лодки. Патент RU 2619885, приоритет 16.04.2015 г., опубликован 19.05.2017 г.
4. http://www.flot.com > книжная полка > Алексеев > Крепление бу… Крепление буксирного каната.
5. http://www.almaz-kb.ru…doki/transportno-spuskovoy…zeay/ Транспортно-спусковой плавучий док «Зея» проекта 17571.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2015 |
|
RU2619885C2 |
СПОСОБ БУКСИРОВКИ УТИЛИЗИРУЕМОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2275310C2 |
СПОСОБ БУКСИРОВКИ В КИЛЬВАТЕР | 1997 |
|
RU2116927C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ СПАСЕНИЯ КОМАНДЫ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА, ПОДЪЕМА И БУКСИРОВКИ ПОСЛЕДНЕГО | 2001 |
|
RU2226478C2 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ ОВЧИННИКОВА | 2013 |
|
RU2532290C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ КОМАНДЫ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА, ПОДЪЕМА И БУКСИРОВКИ ПОСЛЕДНЕГО | 2001 |
|
RU2235039C2 |
ПОНТОН ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ НА ПЛАВУ АВАРИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2015 |
|
RU2605659C1 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2011 |
|
RU2479463C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТАБЕЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НАПЛАВНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА-ЛЕНТЫ ПОД ПОЕЗДНУЮ НАГРУЗКУ ПО СХЕМЕ СБОРКИ ВОЕННО-ФРОНТОВАЯ, ВОЕННО-ТЫЛОВАЯ (МЛЖ-ВФ-ВТ) ПО ВОДЕ | 2017 |
|
RU2667422C2 |
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ, ОСНАЩЕННЫЙ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАИЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ТРУБОПРОВОДОВ | 2010 |
|
RU2463203C2 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к корабельным устройствам подводных лодок. Аварийное буксирное устройство подводной лодки состоит их двух раздвижных штанг, расположенных побортно вгладь с покрытием легкого корпуса, в патроны которых заделаны концы стального каната и которые своими осями крепятся к прочному корпусу лодки, поворотного рычага с противовесом, соединенного с валом и пластиной, канавок и ниши на легком корпусе, в которые уложен и раскреплен отрывными планками, герметиком канат с огоном. При этом расположенные вгладь с наружной поверхностью покрытия корпуса раздвижные штанги, канат с огоном и коушем посередине образуют усы буксирной браги, огон которой помещен в походном положении в нишу на пластину, которая снабжена поворотным рычагом для подъема огона. Достигается устранение рыскания подводной лодки и снижение уровня гидродинамического шума и шума, мешающего работе пассивного тракта комплекса гидроакустики. 2 ил.
Аварийное буксирное устройство подводной лодки, состоящее их двух раздвижных штанг, расположенных побортно вгладь с покрытием легкого корпуса, в патроны которых заделаны концы стального каната и которые своими осями крепятся к прочному корпусу лодки, поворотного рычага с противовесом, соединенного с валом и пластиной, канавок и ниши на легком корпусе, в которые уложен и раскреплен отрывными планками, герметиком канат с огоном, отличающееся тем, что расположенные вгладь с наружной поверхностью покрытия корпуса раздвижные штанги, канат с огоном и коушем посередине образуют усы буксирной браги, огон которой помещен в походном положении в нишу на пластину, которая снабжена поворотным рычагом для подъема огона.
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2015 |
|
RU2619885C2 |
US 3897746 A1, 05.08.1975 | |||
WO 2014086820 A2, 12.06.2014 | |||
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1990 |
|
RU2013298C1 |
Авторы
Даты
2021-04-21—Публикация
2020-07-08—Подача