Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, преимущественно ориентированному на создание мобильных средств комплексной механизации горного земледелия - почвообрабатывающих посевных и уборочных прицепных машин, прицепов и полуприцепов. - Наиболее близким к изобретению является одноосный прицеп, содержащий раму с установленными на оси колесами, оборудованными автоматическими тормозными устройствами, представляющими собой фрикционные пары 1.
Недостатком данного устройства является движение машины на поперечном склоне с разворотом относительно направления движения трактора-тягача из-за сползания вниз по склону ее ходовой-части пОд действием боковой составляющей силы собственного веса. Движение машины с курсовым углом-ухудшает качества технологии выполняемого сельскохо:«1 испоенного . процесса из-за изгиба и поломок рабочих органов вследствие появления на них боковых реакций почвы, при этом затруднена междурядная обработка пропашных культур вследствие поперечного смещения машины при сползании, что приводит к низкому уровню механизации, производительности и урожайности в горном сельскохозяйственном производстве.
Цель изобретения - повышение устойчивости прицепной машины при движении на поперечном склоне при одновременном сохранении ее положения в поперечной плоскости относительно тягача.
Поставленная цель достигается тем, что в одноосном прицепе, содержашем раму с установленными на оси колесами, оборудованными автоматическими тормозными устройствами, представляющим-и собой фрикционные парь1, каждое колесо установлено на оси с возможностью ограниченного осевого перемещения, один элемент фрикционной пары жестко связан с колесом, а другой - с осью.
На фиг. 1 изображен одноосный прицеп, вид сверху, (представляющий собой зернотуковую сеялку); на фиг. 2 - то же, вид сзади (на поперечном склоне); на фиг. 3 - конструкция дискового тормозного механизма.
Ходовая часть одноосного прицепа для работы на склонах содержит посаженные на оси 1 и 2 по бортам машины левое 3 и правое 4 опорные колеса, несущие раму 5 с Дышлом 6, снабженном-прицепным устройством 7 для агрегатирования машины с трактором-тягачом. От сближения при осевом перемещении под - действием боковых сил колеса 3 и 4 зафиксированы на осях 1 и 2 соосно -расположенными им тормозными механизмами дискового типа, в частности нажимной - элемент 8 каждого из которых
связан стаканом 9 с соответствующим опорным колесом (3 или 4), а неподвижный 10- с осью колеса (1 или 2). Обращенные одна к другой контактирующие поверхности на5 жимного 8 и неподвижного 10 элементов (дисков) выполнены фрикционными. Оба опорных колеса 3 и 4 посажены на оси 1 и 2 на радиальных подшипниках 11 и удерживаются от -осевого перемешения в проти воположных друг относительно друга направлениях упорными подшипниками 12 и 13, а оба радиальных подшипника 11 каждого колеса выполнены плавающими.
На схемах изображены также рабочие органы 14 машины, емкости 15 для рабочего
5 материала (семян и удобрений), силовой цилиндр 16 управления глубиной хода рабочих органов.Устройство р-аботает следующим образом При буксировке трактором прицепа по
Q горизонтальной-поверхности в процессе выполнения прямолинейных рабочих ходов агрегатом на обрабатыьаемом поле боковая составляющая силы веса машины равна нулю, а оба колеса преодолевают равные сопротивления качению. За счет этого при5 цеп занимает ориентированное в направлении движения положение.
При въезде на поперечный склон,-например, правый (фиг. 2) появляется боковая составляющая силы веса машины, направf. ленная вниз по склону и создающая поворачивающий момент, прилбженный к ней в плане и стремящийся вызвать ее поворот вокруг точки прицепа к трактору. Однако это-го не происходит, так как упомянутому возмущающему моменту противостоит вос5 станавливающий момент от-сил сопротивления движению прицепа противоположно направленный первому. Восстанавливающий момент возникает благодаря тому, что расположенное -ниже по склону колесо испытывает большее сопротивление качению чем колесо 3 противоположного борта из-за его перетрузки при крене и притормаживании правым тормозным механизмом. Колесо 3 при этом -испытывает меньшее сопротивление качению благодаря уменьш,ению на5 грузки на него на склоне, а также отсутствию притормаживания его левым тормозным механизмом.
Притормаживание колеса 4 появляется потому (пропорционально крутизне склона),
0 что при крене прицепа возникающая боковая сила (также пропорциональная углу склона) поджимает нажимной фрикционный диск 8 тормозного механизма этого колеса к неподвижному диску 10 благодаря посадке
5 колеса на ось посредством плавающих радиальных опор.- Верхнее по склону колесо поджимается упомянутой . боковой силой к упорному подшипнику 12 и не испытывает дополнительного сопротивления качению.
Диаметр и количество нажимных, связанных с колесом, и неподвижных, установленных на оси колеса, дисков рассчитывают такими, чтобы обеспечить .иомент притормаживания последнего -достаточный для удержания прицепа в близком к ориентированному в направлении движения положении на осваиваемых под однолетние культуры склонах (до 0,262 рад). Регулирование силы поджатия дисков,- а следовательно и момента притормаживания колеса в функции крутизны склона осуществляется автоматически.
Аналогично устройство работает и на левом поперечном - склоне, с той лишь разницей, что в этом случае боковая составляющая приходящейся на левое колесо силы веса сжимает диски 8 и 10 левого тормозного механизма, обеспечивая притормаживание в функции крутизны склона упомянутого левого колеса 3. Боковая составляющая приходящейся на правое 4 колесо силы веса поджимает его к упорному подшипнику 13 и не создает дополнительного сопротивления качению колеса.
Предлагаемая ходовая часть одноосного прицепа повышает ориентируемость несущей ею прицепной мащины при движении на поперечном склоне и сохраняет при этом-ее с положение в поперечной плоскости путем притормаживания в функции крутизны склона расположенного ниже по склону колеса для создания приложенного к ней в плане восстанавливающего момента, противодействующего возмущающему моменту от боковой составляющей веса мащины. Уменьщение курсового угла за счет повышения ориентируемости мащины в направлении движения улучщает качество технологии выполнения сельскохозяйственного процесса, снижает поломки рабочих органов, а сохранение ее положения в поперечной плоскости облегчает механизированное выполнение сельскохозяйственных операций, связанных с воз-деЛыванием пропашных культур. Кроме того, повышение ориентируемости прицепных машин в направлении движения позволяет отказаться от создания специальных навесных горных машин для работы на попереч-. ных склонах..
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тракторная тележка для транспортировки грузов по склонам | 1983 |
|
SU1156928A1 |
КАПУСТОУБОРОЧНАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2450504C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВО-МОЩНОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2566513C1 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2387119C1 |
СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ И УПРАВЛЕНИЯ И МАШИНА ДЛЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2370007C2 |
АГРОМАШИНА И СПОСОБ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2003 |
|
RU2264320C2 |
Прицеп для перевозки на раме тягача | 2022 |
|
RU2789565C1 |
Механизм гашения колебаний крюкового усилия трактора в составе машинно-тракторного агрегата | 2015 |
|
RU2614070C1 |
Прицепное устройство | 2015 |
|
RU2615829C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2337851C2 |
ОДНООСНЫЙ ПРИЦЕП, содержащий раму с установленными на оси колесами, оборудованными автоматическими тормозными устройствами, представляющими собой фрикционные пары, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости при движении на склоне, каждое колесо установлено на оси с возможностью ограниченного осевого перемещения, один элемент фрикционной пары жестко связан с колесом, а другой - с осью. 15 1C :о о со -Vj 2 11
фиг.2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Мелик-Саркисьянц А | |||
С., Винокуров Ю | |||
М | |||
Прицепы для легковых автомобилей | |||
М., «Транспорт, 1979, с | |||
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Авторы
Даты
1984-12-15—Публикация
1983-05-27—Подача