///
ел
05 СО 1C
оо
/// ///////// //////
Фиг.} ////// Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к агрегатируемым с сельскохозяйственными тракторами транспортным средствам, предназначенным для перевозки грузов по естественным склонам. Известен одноосный тракторный самосвальный прицеп, содержащий опорные колеса, несомую ими раму с прицепным устройством для агрегатирования с тракторомтягачом и кузов, установленный на раме посредством шарниров и снабженный приводом поворота на них пр.и опрокидывании от силового гидравлического цилиндра одностороннего действия, запитываемого от гидросистемы трактора посредством трубопровода высокого давления через задние или боковые выводы одной из секций гидрораспределителя, управляемого трактористом с рабочего места 1. Недостатком известного прицепа является неприспособленность для перевозки грузов по естественным склонам, которая особенно необходима в условиях горного сельскохозяйственного производства. Вследствие бокового крена на склоне такие одноосные прицепы представляют собой повышенную опасность с точки зрения опрокидывания и поэтому имеют из-за недоиспользования грузоподъемности и объема кузова низкую производительность. Известна также тракторная тележка для транспортировки грузов по склонам, содержащая кузов, опирающийся на раму, прикрепленное к раме дышло с прицепным устройством, шарнирно закрепленные по бокам рамы поворотные в продольной вертикальной плоскости рычаги с ограничителями хода вверх и гидравлическим приводом поочередного поворота вниз, несущие полуоси с посаженными на них опорными колесами 2 Недостатками известной тележки являются значительные затраты энергии на компенсацию бокового крена, а также высокая нагруженность гидравлического привода поворота рычагов механизма компенсации силами от эксплуатационной массы-тележки и С01 ротивления качению ее колес, которые в процессе движения оказывают суммирующее воздействие. Цель изобретения - уменьщение затрат энергии на компенсацию бокового крена и снижение нагруженности гидравлического привода поворота рычагов. Указанная цель достигается тем, что в тракторной тележке для транспортировки грузов по склонам, содержащей кузов, опирающийся на раму, прикрепленное к раме дышло с прицепным устройством, uiapнирно закрепленные по бокам рамы поворотные в продольной вертикальной плоскости рычаги с ограничителями хода вверх и гидравлическим приводом поочередного поворота вниз, несущие полуоси с посаженными на них опорными колесами, каждая полуось с колесом смещена относительно шарнира крепления рычага к раме в сторону прицепного устройства. На фиг. 1 изображена тракторная тележка, вид сбоку; на фиг. 2 - размещение механизмов системы компенсации бокового крена тележки и опрокидывания ее кузова на раме в пространстве, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид с противоположной стороны; на фиг. 4 - схема гидравлической системы тележки совместно с элементами питающей ее гидросистемы трактора; на фиг. 5 тележка с трактором; на фиг. 6- принцип работы механизма компенсации бокового крена на правом склоне; на фиг. 7 - то же, на левом склоне. Тракторная тележка для транспортировки грузов по естественным склонам содержит раму 1 с расположенными по ее бортам левым 2 и правым 3 опорными колесами, прикреплённое к раме дышло 4 с прицепным устройством 5 и опрокидывающийся кузов 6, снабженный приводом поворота от силового цилиндра 7 одностороннего действия Рабочая полость силового цилиндра 7 сообщена посредством трубопровода 8 с гидросистемой 9 трактора, состоящей из насоса 10 с предохранительным клапаном 11 и сливом 12, секции 13 четырехпозиционного гидравлического распределителя, управляемого водителем с рабочего места, и заднерасположенных выводов с разрывными муфтами 14, сообщенных с насосом и сливом через секцию гидрораспределителя трубопроводами 15. Опорные колеса 2 и 3 установлены на раме 1 посредством поворотных в продольных вертикальных плоскостях рычагов 16, каждый из которых снабжен установленным на раме ограничителем 17 хода вверх и приводом 18 поочередного поворота вниз от управляемого силового цилиндра двухстороннего действия. Один конец силового цилиндра (корпус) шарнирно связан с рамой 1, а второй (шток) - с приводимым им рычагом 16 в точке, смещенной посредством плеча 19 относительно щарнира 20 поворота рычага на несущей оба рычага оси 21, жестко прикрепленной своими концами посредством кронштейнов 22 к раме. При этом рычаги левого 2 и правого 3 опорных колес расположены в продольных вертикальных плоскостях таким образом, что установленные на их свободных концах полуоси 23, несущие опорные колеса, смещены относительно шарниров 20 поворота рычагов на оси 21 в сторону прицепного устройства 5, т. е. в направлении буксировки тележки трактором 9. Разноименные полости левого и правого силовых цилиндров 18 привода сообщены между собой и трехпозиционным гидравлическим распределителем 24 трубопроводами 25. Золотник распределителя 24 шарнирно связан в продольном направлении с маятниковым датчиком 26 поперечного (бокового) крена тележки тягой 27. Горизонтальная ось 28 подвеса датчика 26 и корпус управляемого им гидрораспределителя 24 связаны с рам.ой 1 неподвижно, причем расположены таким образом, что ось параллельна, а золотник гидрораспределителя перпендикулярен продольной плоскости симметрии тележки. Для подключения гидрораспределителя 24 к гидросистеме трактора предназначены гидравлические магистрали 29, сливная 30 и нагнетательная 31. Это подключение может быть произведено через левые или правые выводы гидросистемы трактора и сообщенную с ними секцию гидрораспределителя (не показаны), поскольку секция 13 гидрораспределитешя с заднерасположенными выводами занята под гидросистемы механизма опрокидывания куз.ова 6. Непосредственно у силовых цилиндров 18 расположены запорные клапаны 32, через которые их рабочие полости сообщены трубопроводами 25 между,собой и гидрораспределителем 24 по схеме (фиг. 4).
. Силовой цилиндр 7 одностороннего действия опрокидывания кузова корпусом шарнирно связаны с рамой 1 посредством кронщтейна 33, а щтоком - с кузовом вблизи центра его днища. По углам кузова в нижней части имеются четыре опорных кронщтейна 34 с проущинами для вставных паль цев 35. Кронщтейнами 34 кузов опирается на опорные пальцы 36, несомые рамой 1. Вставные пальцы 35 предназначены для. удержания от перемещения по высоте той стороны кузова, на которую намечено его опрокидывание (с противоположной стороны их предварительно вытаскивают). Борты 37 кузова выполнены откидывающимися вниз (задний и оба боковых), для чего в нижней части каждый из них крепится к днищу кузова щарнирамй 38, а в верхней части содержит фиксаторы 39.
Устройство работает следующим образом.
При движении по горизонтальной поверхности датчик 26 занимает исходное нейтральное положение относительно рамы тележки, удерживая при этом золотник гидрораспределителя 24 в нейтральной исходной позиции, котброй соответствует сообщение им нагнетательной магистрали 31 и трубопроводов 25 силовых цилиндров 18 со сливной магистралью 30. Рычаги 16 опорных колес 2 и 3 занимают верхнее исходное положение, опираясь на раму 1 посредством установленных на ней ограничителей 17 их хода вверх.
Как только при въезде на поперечный склон тележка получит некоторый боковой крен, датчик 26, по-прежнему занимая вертикальное положение под действием силы тяжести своей массы, переключит золотник гидрораспределителя 24 в одну из крайних рабочих позиций (в зависимости от направления крена) и подсоединит к нагнетательной магистрали 31 поршневую полость того силового цилиндра 18, которыйсвязан с рычагом 16 нижерасположенного по склону колеса, и щтоковую полость второго силового цилиндра 18, а к сливной магистрали
30 - порщневую полость силового цилиндра привода рычага выщёрасположенного по склону колеса и щтоковую - нижерасположенного. В результате этого рычаг 16 выщёрасположенного по склону колеса окажется дополнительно поджатым связанным с ним силовым филиндром к ограничителю его хода вверх, а )ычаг 16 нижерасположенного по склону колеса пЬлучит вращение от связанного с ним силового цилиндра внаправлении, обеспечивающем перемещение несомого им опорного колеса вниз относительно рамы 1. Таким образом кузов вместе с рамой возвращается в горизонтальное, а колеса 2 и 3 в вертикальное положения. Как только последнее произойдет, датчик
26 возвратит золотник распределителя 24 в исходную нейтральную позицию, сообщив со сливной магистралью 30 нагнетательную 31 и трубопроводы 25. С падением давления в трубопроводах 25 подключенные к ним запорные клапаны 32 обеспечат запирание полостей силовых цилиндров 18 давлением заполняющей их рабочей жидкости (масла), а тем самым и блокировку рычагов 16 от поворота на несущей их оси 21 до очередного изменения крутизны склона в пределах, превыщающих чувствительность
системы стабилизации.
Второй механизм тележки (механизм, опрокидывания кузова) работает следующим образом.
Во время движения тележки, а также нахождения ее под загрузкой, все четыре вставных пальца 36 находятся в целях безопасности в проущинах опорных кронштейнов 34, блокируя кузов от случайного опрокидывания. Перед разгрузкой тележки убеждаются в том, что процесс ее стабилизации полностью завершен и что датчик 26 выключил систему стабилизации. Затем со стороны кузова, противоположной той, на которую намечено его опрокидывание, и борт которой откидывают вниз, вытаскивают оба
вставных пальца 35 из проущин расположенных на ней кронштейнов 34 и переводят золотник секции 13 гидрораспределителя трактора в правую крайнюю позицию, сообщив трубопровод 8 силового цилиндра 7
с источником 10 рабочей жидкости. Под действием давления рабочей жидкости щток силового цилиндра 7 получит перемещение вверх (на выталкивание), обеспечив поворот кузова на опорных пальцах 36, расположенных на той его стороне, на которую намечена разгрузка и вставные пальцы 35 которой находятся в проушинах кронштейнов 34. Как только весь находившийся в кузове груз окажется выгруженным в результате его наклона, золотник секции 13 гидрораспределителя трактора переводят в крайнюю левую позицию, сообш.ающую рабочую полость силового цилиндра 7 со сливом 12, что обеспечит возвращение кузова в исходное положение под действием силы тяжести его массы. Затем возвращают золотник в исходную позицию, вставляют вытащенные пальцы 35 на свои места, поднимают и фиксируют откинутый борт и начинают движенне. В процессе движения предлагаемое кон структивное решение установки рычагов 16 поочередного в зависимости от от направления склона перемещения колес 2 и 3 по высоте для компенсации бокового крена тележки позволяет осуществлять последнюю со значительно меньшими затратами энергии, чем известные, а также снижает нагруженность гидравлического привода поворота рычагов. Это достигается благодаря тому, что сила сопротивления качению нижерасположенного по склону колеса, т. е. колеса, за счет перемешения которого по высоте относительно рамы 1 кузов и рама поддерживаются на данном склоне в горизонтальном положении, не только не препятствует повороту несущего это колесо рычага снловым цилиндром, а способствует ему, поскольку развиваемый силой сопротивления момент относительно оси 21 совпадает по направлению с моментом, развиваемым силовым цилиндром относительно оси 21 при стабилизации. Оба момента, суммируясь уравновешивают момент от силы тяжести, приходящейся на колесо эксплутатационной массы тележки с грузом. Таким образом, энергия, отбираемая питающим систему стабилизации насосом от двигателя трактора и затрачиваемая на подъем опустившегося из-за бокового крена борта тележки в предлагаемой системе стабилизации будет меньще.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Саморазгружающаяся тракторная тележка со стабилизацией положения остова | 1984 |
|
SU1235759A1 |
РАЗБРАСЫВАТЕЛЬ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ | 2004 |
|
RU2278496C2 |
Прицепное самосвальное транспортное средство | 2018 |
|
RU2679818C1 |
Устройство для выравнивания нагрузок на колеса транспортного средства | 1984 |
|
SU1234252A1 |
Крутосколонный машинно-тракторный агрегат | 1980 |
|
SU869591A2 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАКТОРНОГО ПРИЦЕПА, АГРЕГАТИРУЕМОГО ПОСРЕДСТВОМ ГИДРОКРЮКА | 2012 |
|
RU2497706C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОПЕРЕЧНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ КУЗОВА САМОСВАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ЗАДНЕЙ РАЗГРУЗКЕ | 2017 |
|
RU2679758C1 |
Тягово-сцепное устройство одноосного прицепа с регулируемой длиной тягового рычага | 2022 |
|
RU2792139C1 |
Транспортное средство для работы на склонах | 1982 |
|
SU1133126A1 |
САМОСВАЛЬНЫЙ ПРИЦЕП | 1993 |
|
RU2057658C1 |
ТРАКТОРНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ ПО СКЛОНАМ, содержащая кузов, опирающийся на раму, прикрепленное к раме дышло с прицепным устройством, шарнирно закрепленные по бокам рамы поворотные в продольной вертикальной плоскости рычаги с ограничителями хода вверх и гидравлическим приводом поочередного поворота вниз, несущие полуоси с посаженными на них опорными колесами, отличающаяся тем, что, с целью уменьщения затрат энергии на компенсацию бокового крена и снижения нагруженности гидравлического привода поворота рычатов, каждая полуось с колесом смещена относительно шарнира крепления рычага к раме в сторону прицепного устройства.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Краткая инструкция по уходу и эксплуатации | |||
Центральное бюро технической информации совнархоза | |||
Саратов | |||
Судно | 1925 |
|
SU1961A1 |
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для стабилизации крутосклонного транспортного средства | 1981 |
|
SU996237A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Авторы
Даты
1985-05-23—Публикация
1983-05-27—Подача