Изобретение относится к судостроению, в частности, к судам ледового плавания. Известно судно ледового плавания, содержащее ледовые движители, взаимодействуквдие с ледовым покрово и расположенные на уровне ледовой ватерлинии в имеющих горизонтальные стенки нишах корпуса судна вдол бортов на вертикальных осях, закреп ленных в центрах оснований движителей l . Однако ледовые движители не обес печивают страгивание судна во время заклинивания его корпуса во льдах-, а при движении судна возможно Попадание льда в ниши, что препятствует эффективному продвижению судна во льдах. Цель изобретения - повьлиение эффективности продвижения судна во льдах при заклинивании его корпуса путем улучшения страгивания судна во время заклинивания во льдах и предотвращения попадания льда в ниши во время движения судна. Поставленная цель достигается тем, что в судне ледового плавания, содержащем ледовые движители, взаимодействующие с ледовым покровом и расположенные на уровне ледовой .. ватерлинии в имеющих горизонтальные стенки нишах корпуса судна вдоль бо тов на вертикальных осях,закрепленн в центрах оснований движителей, ледовые движители выполнены в виде трехгранных равносторонних призм, а поверхность одной из боковых граней каждого ледового движителя плав но сопряжена с обшивкой корпуса су на при нерабочем положении этого движителя, причем оси призм ледовых движителей установлены между горизонтальными стенками ниш на расстоя нии от борта судна, равном 0,29 сто роны основания призмы. На фиг.1 изображено судно при исходном положении движителей трехгранных равносторонних призм, общий вид; на фиг.2 - поперечное сечение одного из движителей; на фиг.З схема выхода из заклинивания с указанием усилий возникающих при работ движителей. Судно состоит из движителей 1, расположенных на вертикальных осях в нишах 3 корпуса судна 4, оси сое динены с приводом 5. Страгивание судна во время заклинивания во льдах происходит следу щим образом. При включении силового привода 5 начинается вращение движителя 1, пр этом происходит его взаимодействие со льдом, что вызывает реактивное усилие 6, которое раскладывается на составляющие 7 и 8, причем составляющая 8 совпадает по направлению с тягой гребных винтов, что способствует выводу судна из заклинивания. При наличии нескольких призм с каждого борта ни судно действует сила, являющаяся результирующей сил 8, Как показывают расчеты, при использовании в качестве силового привода главной энергетической установки судна можно получить силу, в несколько раз превышающую тягу гребных винтов. При очень сильных заклиниваниях возможно вращение движителей на разных бортах в противоположные стороны, что обеспечивает создание момента в плоскости ватерлинии раскачивающего судна, аналогично случаю работы винтами враздрай. Выполнение движителей в виде трехгранных равносторонних -призм, грани которых плавно сопряжены с обводами корпуса, а оси призм установлены в нишах на расстоянии 0,29 а от борта судна, где а - сторона основания призмы, позволяет также предотвратить попадание льда в ниши корпуса судна при движении, что способствует выполнению основной фукнции судна эффективному продвижению во льдах. Кроме того, это необходимо для того, чтобы исключить выступы на корпусе, создающие дополнительное сопротивление при движении судна и препятствующие освобождению судна из заклинивания. Расстояние, на котором располагаются оси призм от борта судна, определяется величиной 0,29а, при этом значение 0,29 получено из следующих расчетов: если сторона призмы - а, то расстояние от основания призмы по высоте до места расположения оси равно 30° I а г 0,5892: 0,29 2 % Такая форма движителей и их расположение подобным образом в нишах приводит также к снижению металлоемкости и весогабаритных характеристик . Движители располагаются с каж- , дого борта на расстоянии от основной плоскости, определяемом формулойВ Т - h , где В - расстояние от основной плоскости до основания призмы; Т - осадка судна; h - расчетная для данного судна толщина льда. Анализ статистических данных по заклиниваниям ледоколов показывает, что проводоспособность ледоколов мощностью 18-55 тыс.кВт в период продленной зимне-весенней навигации снижается на 10-12% за счет времени пребывания в заклиниваниях .
В качестве базового объекта выбран ледокол Капитан Сорокин. Преимуществами йредлагаемого судна ледового плавания по сравнению с базовым объектом являются снижение энергозатрат и сокращение времени, необходимого для вывода судна из заклинивания, что в свою очередь значительно повышает маневренность
судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО С ДВИЖИТЕЛЕМ ХОДА НАЗАД ПРИ РАБОТЕ НАЕЗДАМИ В ТЯЖЕЛЫХ ЛЬДАХ | 2000 |
|
RU2171202C1 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
ТОЛКАЕМАЯ БУКСИРОМ-ТОЛКАЧОМ ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2013 |
|
RU2549738C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2012 |
|
RU2494911C1 |
Кормовая оконечность лихтеровоза | 1981 |
|
SU1070057A1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2483966C2 |
Корпус ледокола | 1983 |
|
SU1207892A1 |
Арктическая ледорезная машина | 2019 |
|
RU2718192C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В МЕЛКОВОДНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АКВАТОРИЯХ | 2013 |
|
RU2549739C1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2011 |
|
RU2456201C1 |
СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ,, содержащее ледовые движители, взаимодействующие с ледовым покровом и расположенные на уровне ледовой ватерлинии в имеющих горизонтальные стенки нишах корпуса судна вдоль бортов на вертикальных осях, закрепленных в центрах оснований движителей, отличающееся тем, что. с целью повышения эффективности продвижения судна во льдах при заклинивании его корпуса путем улучшения страгивания судна во время заклинивания во льдах и предотвращения попадания л)Да в ниши во время движения судна, .ледовые движители выполнены в виде трехгранных равносторонних призм, а поверхность одной из боковых граней каждого ледового движителя плавно сопряжена с обшивкой корпуса судна при нерабочем положении этого движителя, причем оси призм ледовых движителей установлены между горизонтальными стенками ниш на расстоянии от борта судна, равном 0,29 стороны основания призмы. 00 сд Од Лед Фиг.1
ли
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-12-30—Публикация
1983-08-03—Подача