Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к гидравлическим передачам, и может быть использовано, в частности, в гусеничных машинах различного назначения. Наиболее близким к предлагаемому является гидропланетарный реверсивный бесступенчатый модуль транспортного средства, содержащий ведущий вал со смонтированными на нем солнечной шестерней и эпициклическим колесом, установленные между последними сателлиты и ведомый вал, связанный через водило с сателлитами, причем водило выполнено в виде корпуса с каналами нагнетания рабочей жидкости в зоне зацепленля сателлитов с солнечной шестерней, а эпициклическое колесо связано с ведущим валом через обгонную управляемую муфту 1. Недостаток известного модуля заключается в сложности управления, что выражается, в частности, в низкой маневренности транспортного средства. Цель изобретения - повыщение эксплуатационных характеристик модуля путем улучшения качества управления им. Указанная цель достигается тем, что в гидропланетарном реверсивном бесступенчатом модуле транспортного средства, содержащем ведущий вал со смонтированными на нем солнечной шестерней и эпициклическим колесом, установленные между последними сателлиты и ведомый вал, связанный через водило с сателлитами, причем водило выполнено в виде корпуса с каналами нагнетания рабочей жидкости в зоне зацепления сателлитов с солнечной шестерней, а эпициклическое колесо связано с ведущим валом через обгонную управляемую муфту, каналы нагнетания рабочей жидкости снабжены обратными клапанами и соединены с выполненным в ведомом валу отводным каналом, который имеет радиальные выходы в ведомом валу, снабженном расположенной в зоне радиальных выходов дроссельной втулкой с кинематической частью для подсоединения ее к рулевому управлению транспортного средства, и стояночным тормозом, при этом обгонная муфта снабжена ленточным тормозом, который кинематически связан с стояночным тормозом. На чертеже представлена схема планетарного модуля транспортного средства. Гидропланетарный реверсивный бесступенчатый модуль, в частности гусеничного транспортного средства, включает в себя ведомую шестерню 1 главной передачи, установленную на ведущем валу 2, два бортовых агрегата, каждый из которых содержит солнечную шестерню 3, сателлиты 4, водило, выполненное в виде корпуса- 5 с каналом б нагнетания, отводным каналом 7 .и его радиальными выходами 8, которые перекрывает дроссельная втулка 9, установленная на ведомом валу 10, эпициклическое колесо 11, установленное на ведущем валу 2 через обгонную муфту 12, которая снабжена ленточным тормозом 13. В канале б нагнетания установлены обратные клапаны 14, а ленточные тормоза 13 посредством кинематической связи 15 соединены со стояночными тормозами 16. Кроме того, дроссельная втулка 9 с помощью кинематической части 17 соединена с рулевым управлением 18 транспортного средства. Гидропланетарный модуль работает следующим образом. При вращении от двигателя ведомой шестерни 1 главной передачи приводятся во вращение солнечные шестерни 3 каждого бортового агрегата и их сателлиты 4, которые, обкатываясь по заторможенному за счет обгонной муфты 12 эпициклическому колесу 11, захватывают своими зубчатыми венцами рабочую жидкость и подают ее в каналы б нагнетания и далее через обратные клапаны 14, отводные каналы 7 и радиальные выходы к дроссельным втулкам 9 каждого бортового агрегата. При прямолинейном движении транспортного средства проходное сечение каждой дроссельной втулки 9 максимально и pa6o4aji жидкость без дросселирования свободно сливается в полость картера моДуля. При повороте транспортного средства в какую-либо сторону в результате поворота рулевого управления 1 за счет кинематической части 17 движение передается в зависимости от направления поворота одной из дроссельных втулок 9. При этом последняя полностью или частично, в зависимости от угла поворота рулевого управления 18, перекрывает радиальные выходы 8. При этом повышение давления на сливе рабочей жидкости вызывает сопротивление вращению сателлитов 4, а следовательно, и солнечной шестерни 3. Рассогласование скоростей вращения сателлитов 4 и солнечной шестерни 3 компенсируется вращением в ту же сторону эпициклического колеса 11. При полном перекрытии радиальных выходов 8 сателлиты 4, солнечная шестерня 3 и эпициклическое колесо 11 каждого бортового агрегата начинают вращаться как одно целое, при этом скорость вращения забегающей стороны гусеничного транспортного средства увеличивается в несколько раз в зависимости от передаточного отношения планетарного модуля. Таким образом, при повороте транспортного средства увеличивается скорость забегающей гусеницы, сокращается радиус поворота и не снижается поступательная скорость транспортного средства. В случае резкого поворота на месте необходимо одновременно с поворотом рулевого управления 18 выжать педаль стояночного тормоза 16, при этом за счет кинематической связи 15 сработает обгонная муфта 12. Корпус 5 будет остановлен, а эпициклическое колесо 11 - расторможено и примет на себя реакцию солнечной шестерни 3 при вращающихся сателлитах 4 и неподвижном корпусе 5.
С целью резкого увеличения скорости движения перекрываются радиальные выходы в обоих ведомых валах 10, за счет возросшего давления жидкости про| сходит замыкание передачи и корпус 5
начинает вращаться как одно целое с солнечной шестерней 3. Скорость транспортного средства резко возрастает. Одновременное перекрытие радиальных выходов 8 может быть осуществлено с помощью специального рычага ускорения, связанного через кинематическую часть 17 с обеими дроссельными втулками 9.
Изобретение позволяет повысить качество управления транспортным средством, увеличить его маневренность, а значит в целом повысить эксплуатационные характеристики планетарного модуля транспортного средства.

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Бесступенчатый автоматический планетарный модуль | 1981 | 
 | SU1081375A1 | 
| Автоматическая бесступенчатая трансмиссия самоходной машины | 1985 | 
 | SU1243973A1 | 
| СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 | 
 | RU2518136C2 | 
| Гидропланетарный вариатор скорости | 1983 | 
 | SU1184703A1 | 
| РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С МЕЖОСЕВЫМ ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ СНЕГОБОЛОТОХОДА | 2024 | 
 | RU2835224C1 | 
| ОБЪЕМНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 | 
 | RU2444660C1 | 
| ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2000 | 
 | RU2191303C2 | 
| БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ С ВЫХОДОМ НА ЭПИЦИКЛИЧЕСКОЕ КОЛЕСО | 2016 | 
 | RU2659368C2 | 
| Гидрообъемная бесступенчатая передача транспортного средства | 1983 | 
 | SU1094763A1 | 
| РЕКУПЕРАТИВНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С МАХОВИЧНЫМ НАКОПИТЕЛЕМ ЭНЕРГИИ | 2004 | 
 | RU2261385C1 | 
.ГИДРОПЛАНЕТАРНЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ МОДУЛЬ  ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий ведущий вал со смонтированными на  нем солнечной щестерней и эпициклическим колесом, установленные между последними сателлиты и ведомый вил, связанный через водило с сателлитами, причем водило  выполнено в виде корпуса с каналами нагнетания рабочей жидкости в зоне зацепления сателлитов с солнечной щестерней, а эпициклическое колесо связано с  ведущим валом через обгонную управляемую муфту, отличающийся тем, что, с  целью повышения эксплуатационных характеристик модуля путем улучшения качества управления им, каналы нагнетания  рабочей жидкости снабжены обратными  клапанами и соединены с выполненным в  ведомом валу отводным каналом, который  имеет радиальные выходы в ведомом валу,  снабженном расположенной в зоне радиальных выходов дроссельной втулкой  с кинематической частью для подсоединеI ния ее к рулевому управлению транспортного средства, и стояночным тормозом,  (Л при этом обгонная муфта снабжена ленточцым тормозом, который кинематически  связан с стояночным тормозом. со 4;:  4
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| Авторское свидетельство СССР по заявке 3340339/25-27 | |||
| кл | |||
| Устройство для электрической сигнализации | 1918 | 
 | SU16A1 | 
Авторы
Даты
1985-01-15—Публикация
1982-07-23—Подача