Устройство для управления вентильным двигателем циклоконверторного типа (его варианты) Советский патент 1985 года по МПК H02P6/08 H02P6/20 

Описание патента на изобретение SU1137562A1

скорости содержит реверсивный счёТ чик, преобразователь код-напряжение, преобразователь напряжение-частота, логическую ячейку ИЛИ и Пддифференцирующих цепочек, при этом суммирунлций вход реверсивного счетчика соединен с выходом логической ячейки ИЛИ, входы которой связаны с вьгxoдa да дифференцирующих цепочек, входами соединенных с выходами датчика частоты и фазы двигателя, выход реверсивного счетчика соединен с входом преобразователя код-напряжение, выход которого подключен к входу преобразователя напряжение-частота, выходом связанного с вычитаюшдм входом реверсивногЪ счетчика.

3. Устройство для управления вентильным двигателем циклоконверторног типа, содержащее циклоконвертор, предназначенный для подключения силовыми выходами к фазам двигателя, связанного с датчиком частоты и фазы двигателя, датчик нагрузки, входом соединенный с силовыми выходами циклоконвертора, а выходом связанный с одним из входов блока машинной коммутации, два других входа которого соединены с выходом датчика частоты и фазы двигателя и источником сигналов управления углами машинной коммутации, логическзпо ячейку ИЛИ, датчик скорости вращения ротора двигателя и блок сетевой коммутации выпрямительного режима, предназначенный для подключения входом синхронизации к питающей сети, а управляющим входом соединенньй с выкодом источника, сигнала выпрямительных углов сдвига, отличающееся тем, что,. с целью повышения надежности пуска и устойчивости работы на малых скоростях, в него введены блок сетевой коммутации инверторного режима, три логических ячейки И, логическая ячейка НЕ, пороговый элемент, два переключателя каналов, блок сравнения, преобразователь сигнал управления-частота, задатчик темпа разгона, распределитель импульсов, два ключа,

датчик начального положения ротора и регулятор возбуждения, при этом рыход блока сетевой коммутации вьшрямительного режима Ьоединен с первыми входами первой и второй логических ячеек И, а выход блока сетевой коммутации инверторного режима связан с первым входом третьей логической

ячейки И, второй вход первой логической ячейки И соединен с выходом датчика проводимости через логическую ячейку НЕ, вторые входы второй и третьей логических ячеек И соединены с выходом датчика проводимости через первый переключатель каналов, управлякядим входом связанный с выходом порогового элемента, входы которого соединены с выходом датчика нагрузки и датчика скорости вращения ротора двигателя, причем указанной датчик скорости вращения входом связан с выходом датчика частоты и фазы двигателя, входом подключенного к силовым

выходам циклоконвертора, выходы всех логических ячеек И соединены с входами логичеЬкой ячейки ИЛИ, выход которой подключен к управляющим входам циклоконвертора, выкоды блока машинной коммутации соединены с первыми входами второго переключателя каналов и блока сравнения , вторые входы которых связаны с выходом распределителя импульсов, а выход блока сравнения соединен с третьим входом второго переключателя каналов, управляющий вход распределителя импульсов связан с выходом преобразователя сигнал управления-частота, входом соединенного с выкодом задатчика темпа разгона, выход которого одновременно подключен к входам блоков сетевой коммутации, управляющий вход связан с источником сигнала управления скоростью через первый ключ, а установочньй вход задатчика темпа разгона соединен с выходом датчика нагрузки, управляющий вход первого люча и параллельные входы распределителя соединены с выходом датчика начального положения ротора, входы которого подключены к силовым выходам циклоконвертора, третий вход первой логической ячейки И соединен с К-м выходом переключателя каналов, а третьи входы второй и третьей логических ячеек И связаны с (К-ь1)-м выходом переключателя каналов, причем регулятор возбуждения предназначен для подключения через второй ключ к обмотке возбуждения двигателя, где ,2,3,,.. - порядковые номера включаемых групп вентилей.

4. Устройство по п. 3, отличающееся тем, что датчик начального положения ротора содержит три однотипных канала, каждый из которых содержит три логических ячейки И, RS-триггер и пороговый блок, входом соединенный с соответствующей фазой двигателя, первым вьпсодом связанный с R-входом, а вторым выходом с S-входом RS-триггера, причем выходы каждого порогового блока шунтированы цепочкой из двух диодов, включенных встречно-последовательно, а средняя точка этой цепочки соединена с одним из входов первой логической ячейки И, два других входа которой связаны с выходами первых логических ячеек И двух других каналов, первый .выход RS-триггера соединен с первым

входом второй логической ячейки И, второй его выход связан с первым входом третьей логической ячейки И, а вторые входы второй и третьей логических ячеек И каждого канала срединены с выходом первой логической ячейки И этого же канала, причем выходы, вторых и третьих логических ячеек И датчика соединены каждьш с одним из шести параллельных входов распределителя импульсов, а шесть выходов датчика начального положения подключены к управляющим входам первого ключа.

Похожие патенты SU1137562A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления вентильным двигателем циклоконверторного типа 1980
  • Ровинский Петр Абрамович
  • Сазонов Арефий Семенович
SU928550A1
Способ управления вентильным двигателем циклоконверторного типа и устройство для его осуществления 1979
  • Ровинский Петр Абрамович
  • Сазонов Арефий Семенович
SU866661A1
Способ управления циклоконвертором и устройство для его осуществления 1983
  • Грузов Владимир Леонидович
  • Дмитриев Михаил Владимирович
  • Клещин Сергей Станиславович
  • Ощепков Олег Николаевич
  • Тихановский Владимир Алексеевич
SU1137557A1
Способ управления циклоконвертором и устройство для его осуществления 1981
  • Грузов Владимир Леонидович
  • Тихановский Владимир Алексеевич
  • Файнберг Игорь Клементьевич
  • Хобин Сергей Андреевич
  • Шишлин Юрий Борисович
SU1007177A1
Электрическая машина с вентильно-механическим коммутатором 1987
  • Антипов Виктор Николаевич
  • Ломакин Владимир Александрович
  • Луткин Евгений Михайлович
SU1513570A1
Способ управления вентильным электродвигателем со звеном постоянного тока при изменении знака его момента и устройство для его осуществления 1983
  • Десятнюк Владимир Николаевич
  • Родькин Дмитрий Иосифович
  • Захаров Вячеслав Юрьевич
  • Буряченко Владимир Иванович
SU1124408A1
Вентильный электродвигатель 1976
  • Бернштейн Исаак Яковлевич
  • Хорт Борис Иванович
SU649105A1
Вентильный электродвигатель 1979
  • Десятнюк Владимир Николаевич
  • Родькин Дмитрий Иосифович
  • Прядко Юрий Ефимович
  • Лобов Павел Иосифович
SU904135A1
Вентильный двигатель 1980
  • Десятнюк Владимир Николаевич
  • Родькин Дмитрий Иосифович
SU892594A1
Вентильный электропривод 1987
  • Звездин Александр Николаевич
  • Эпштейн Виктор Игоревич
SU1515317A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 137 562 A1

Реферат патента 1985 года Устройство для управления вентильным двигателем циклоконверторного типа (его варианты)

i. Устройство Д.ПЯ управления вентильным двигателем циклоконверторного типа, содержащее Д1жлоконверт6р, предназначенный для подключения силовыми выходами к фазам двигателя, датчик частоты и фазы двигателя, датчик нагрузки, входом соединенный с силовыми выходами циклоконвертора, а выходом связанньш с одним из входов блока машинной коммутагщи, два других входа которого соединены с выходим датчика /частоты и фазы, двигателя и источником сигналов управления углами машинной коммутации, логическую ячейку ИЛИ, датчик скорости вращения ротора двигателя и блок сетевой коммутации выпрямительного режш.1а, пред назначенный для подключения входом синхронизации к питающей сети, а управяяняцим входом соединенньв с выходом источника сигнала выпрямительных углов сдвига, отличающе ес я тем, что, с целью повышения надежности пуска и устойчивости работы на малых скоростях, в него введены блок сетевой коммутации инверторного режима, три логические ячейки И, логическая ячейка НЕ, переключатель каналов и пороговый элемент, при этом выход блока сетевой коммутации выпрямительного режима соединен с первыми входами первой и второй логических ячеек И, а выход блока сетевой коммутации инверторного режима связан с первым входом третьей логической ячейки И, второй вход первой логической ячейки И соединен с датчиком проводимости через логическую 9 ячейку НЕ, вторые входы второй и третьей логических ячеек И соединены с выходом датчика проводимости через переключатель каналов, управляющим -ВХОДОМ соединенный с выходом порогоQ вого элемента, входы которого связа ны с выходом датчика нагрузки и- с выходом датчика скорости вращения ротора делителя, а вход указанного СО датчика скорости вращения соединен с выходом датчика частоты и фазы дви ел гателя, третий вход первой логической ячейки И соединен с К-м выходом О) блока машинной коммутации, третьи входы двух других логических ячеек И связаны с (К+1)-м выходом блока машинной коммутации, а выходы всех логических ячеек И соединены с входа ми логической ячейки ИЛИ, выходы которой подключены к управляющим входам циклоконвертора, где К+1,2,3...порядковые номера включаемых групп вентилей. 2. Устройство по п. 1,отличающееся тем, что датчик

Формула изобретения SU 1 137 562 A1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к регулируемым электрическим машинам переменного тока различного назначения с циклоконверторным вентильным коммутатором 5 управляемым от датчика частоты и фазы.

Известно устройство для управления вентильным двигателем циклоконверторного типа, содержащее циклоконвертор, силовыми выходами подключенный к фазам двигателя, датчики частоты и фазы двигателя, датчик частоты и фазы питанщей сети, выходы которых подключены к блоку управления fl. 5

Недостаток устройства состоит в ограниченном диапазоне регулирования . частоты вращения.

Наиболее близким к изобретению является устройство для управления 20 вентильным двигателем циклоконверторного типа, содержащее циклоконвертор, силовьми выходами подключенный к фазам двигателя, связанного с датчиком частоты и фазы двигателя, датчик скорости, датчик нагрузки двигателя, входом соединенный с силовыми выходами циклоконвертора, а выходом связанньй с одним из входов блока машинной коммутации, два других входа ко- 30 торого соединены с выходом датчика частоты и фазы двигателя и источником сигнала управления углами машинной коммутации, распределитель импульсов, выходом соединенный с управляющими 35 входами циклоконвертора, первым входом связанный с блоком сетевой ком мутации с вьшрямительными углами открытия через первую логическую ячейку ИЛИ, вторым входом через вторую логическую ячейку ИЛИ соединенный с выходами блока машинной коммутации и с выходом датчика наличия проводимости вентилей, причем второй вход указанного датчика соединен с входом первой логической ячейки ИЛИ, а его вход связан с выходом датчика скорости 2 .

Недостатками известного устройства являются невозможность автономного пуска и работы на малых скоростях из-за недостаточной величины ЭДС двигателя, а также возможность возникновения неустойчивых режимов из-за влияния длительности коммутациина схемы устройства, где сигналы с датчика наличия проводимости через две ячейки ИЛИ могут беспрепятственно подаваться на входы циклоконвертора.

Цель изобретения - повьш1ение надежности пуска и устойчивости работы на низких скоростях.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для управления вентильным двигателем циклоконверторного типа, содержащее циклоконвертор, предназначенньй для подключения силовыми выходами к фазам двигателя, датчик частоты и фазы двигателя, датчик нагрузки, входом соединенный с силовыми выходами циклоконвертора. 31 а выходом связанньй с одним из входов блока машинной коммутации, два других входа которого соединены с вы ходом датчика частоты и фазы двигате ля и с источником сигналов управле ния углами машинной коммутации, логи .ческую ячейку ИЛИ, датчик скорости вршцения ротора двигателя и блок сетевой коммутации выпрямительного режима, вход сигнализации которого предназначен для соединения с питающей сетью, а управляющий вход соединен с выходом источника сигнала выпрямительных углов сдвига, введены ,блок сетевой коммутации инверторного режима, три логические ячейки И, ло.гическая ячейка НЕ, пороговый элемен и переключатель каналов, при. этом выход блока сетевой коммутации выпря мительного режима соединен с первьми входами первой и второй логических ячеек И, а выход блока сетевой коммутации инверторного режима связан с первым входом третьей логической ячейки И, второй вход первой логической ячейки И соединен с датчиком проводимости через логическую ячейку НЕэ вторые входы второй и третьей логических ячеек И соединены с выходом датчика проводимости через, переключатель каналов, управляющим входом соединенньй с выходом порогового элемента, входы которого связаны с выходами датчика скорости вращения ротора двигателя и датчика нагрузки, а вход указанного датчика скорости вращения соединен с выходом да.тчика частоты и фазы двигателя., третий вход первой логической ячейки И соединен с К-м выходом блока машинной коммутации, а третьи входы двух других логических ячеек И.связаны с (К+1)-м выходом блока машинной комму тации, а выходы всех логических ячеек И соединены с входами логической ячейки ИЛИ, выходы которой подключены к управляющиь входам циклоконвер- тора, где ,2,3... - порядковые номера включаемых групп вентилей. , Датчик скорости может содержать реверсивный счетчик, преобразователь код-напряжение, преобразователь напряжение-частота, логическую ячейку и п дифференцирующих КС-цепочек,при этом.суммирующий вход реверсивного счетчика соединен с выходом логической ячейки ИЛИ, входы которой связан с выходами дифференцирующих цепочек. 2 входами соединенных с выходами датчика частоты и фазы двигателя, выход реверсивного счетчика соединен с входом преобразователя код-напряжение, выход которого подключен к входу преобразователя напряжение-частота, выходом связанного с вычитающим входом реверсивного счетчика. Согласно второму варианту, указанная цель достигается тем, что в устройство введены блок сетевой коммутации инверторного режима, три логические ячейки И, логическая ячейка НЕ, пороговьй элемент, два переключателя каналов, блок сравнения, преобразователь сигнал управления-частота, задатчик темпа разгона, два ключа, распределитель импульсов, датчик начального положения ротора и регулятор возбуждения, при этом выход блока сетевой коммутации вьшрямительного режима соединен с первыми входами первой и второй лоп ческих ячеек И, а выход блока сетевой коммутации инверторного режима связан с первым входом третьей логической ячейки И, второй вход первой логической ячейки И соединен с выходом датчика проводимости через логическую ячейку НЕ, вторые входы второй и третьей логических ячеек И соединены с выходом датчика проводимости групп вентилей через первый переключатель каналов, упрсшляющим входом связанный с выходом порогового элемента, входы которого соединены с выходами датчика скорости и датчика нагрузки, а вход датчика скорости соединен с выходом датчика частоты и фазы двигателя, входом подключенного к силовым выходам циклоконвертора, выходы всех логических ячеек И соединены с входами логической ячейки ИЛИ, выход которой подключен к управляклцим входам циклоконвертора, выходы блока машинной коммутации соединены с первыми входами второго переключателя каналов и блока сравнения, вторые входы которых связаны с выходами распределителя импульсов, а выход блока сравнения соединен с третьим входом второго переключателя каналов, управляющий вход распределителя связан с выходом преобразователя сигнал управления-частота , входом соединенного с выходом задатчика темпа разгона, выход которого одновременно подключен к входам блоков сетевой коммутации, управляющий вход, связан с источником задания сигнала управления скоростью через первый ключ, а установочный вход задатчика темпа разгона соединен с выходом датчика нагрузки, управляющий вход первого ключа и параллельные входы распределителя соединены с, выходом датчика начального положения ротора, входы которого подключены к силовым выходам циклоконвертора, тре тий вход первой логической ячейки И соедийен с К-м выходом переключателя каналов, а третьи входы второй и тре тьей Логических ячеек И связаны с (К+1)-м выходом переключателя каналов, причем обмотка возбуждения дви гателя соединена с регуляторрм возбуж дения через второй ключ, где К.1,2, 3,... - порядковые номера включенных групп вентилей.. Кроме того, в устройстве датчик начального положения ротора содержит три однотипных канала (по числу фаз двигателя), каждый из которых состав лен из трех логических ячеек И, RSтриггера и порогового блока, входом соединённого с соответствующей фазой двигателя, первым.выходом связанного с R-БХодом, а BiopbiM выходом - с S-входом RS-триггера, причем вькоды порогового блока шунтированы цепочко из даух диодов, включенных встречнопоследовательно, а средняя точка этой цепочки.соединена с одним из .входов первой логической ячейки И, два других входа которой связаны с выходами первых логических ячеек И двзгх других каналов, первый выход RS-триггера соединен с первым входом второй логической ячейки И, второй его выход связан с первым входом третьей логической ячейки И, а вторые входы второй и третьей логических ячеек И каждого канала соединены с выходом первой логической ячейки И этого же канала, причем выходы вто рых и третьих логических ячеек И дат чика соединены каждый с одним из шес ти параллельных входов распределите. ля и все шесть выходов датчика подклюгчены к управляющим входам первого ключа. Таким образом, данным устройством обеспечивается разгон и устойчивая работа на малых скоростях за счет сетевой коммутации, работа на больший скоростях при машинной коммутации и возможность работы на средних скоростях ,за счет смешанной коммутации. Формирование импульсов управления вентилями в режимах сетевой и смешанной коммутации осуществляется в соответствии с логическим уравнением:I С.„.,.,,,,, а при машинной коьп тации f.- - , где РКЗ , РГЛС наличие, сигналов уп- г равления для данного вентиля со стороны датчиков частоты и фазы двига теля и частоты и фазы сети соответственно; iyfl - существование сигналов о наличии тока в вентильной группе, принадлежащей га-й группе фаз сети; oi и /3 - надстрочные индексы, означают принадлежность импульсов блокам сетевой коммутации выпрямительного и инверторного режима соответственно, а -1, ±0, +1 в подстрочных индексах означает принадлежность функции к группам по порядку их включения. Первые скобки управления определяют условие включения очередной группы, а вторые - условие отключения. Поскольку оба эти условия связаны не только с сигналами управления, но и с текущим состоянием вентильньк групп, то при изменении режима одновременно смещаются и начало и конец работы каждой группы, что не приводит к изменению длительности их работы. При невозможности управлять на малых скоростях от датчика частоты и фазы двигателя начальная фаза разгона осуществляется по схеме частотно-регулируемого синхронного двигателя с автоматическим переходом в режим вентильного двигателя (по второму варианту устройства). На фиг. 1 приведена схема первого варианта устройства; на фиг. 2 схема второго варианта устройства; на фиг. 3 - схема датчика скорости, использованная в обоих вариантах устройства; на фиг. 4 - схема датчика Г начального положения ротора, использованная во втором варианте устройства. Согласно первому варианту устройство для управления вентильным двигателем циклоконверторного типа содержит циклоконвертор 1, к которому подключен синхронный двигатель 2 с датчиком частоты и фазы двигателя 3 Датчик нагрузки 4 соединен с первым входом блока машинной коммутации 5, второй вход которого подключен к выходу датчика частоты и фазы двигателя 3. Логическая ячейка ИЛИ 6 подключена входами к выходам логических ячеек И 7 - 9, а выходом к управляющим входам циклоконвертора 1. Выход блока сетевой коммутации вьтрямительного режима 10 соединен с первыми входами логических ячеек И 7 и 8, выход блока сетевой коммутации инверторного режима 11 связан с первым входом логической ячейки И 9, второй вход логической ячейки И 7 соединен с датчиком проводимости 12 через логическую ячейку НЕ 13, вторые входы логических ячеек И 8, и 9 соединены с выходами переключате ля каналов 14, первый вход которого соединен с выходом датчика проводимости tZ, а второй - с выходом порогового элемента 15, входы которого связаны с выходами датчика скорости 16 и датчика нагрузки 4, а вход датчика скорости t6 соединен с выходом датчика частоты и фазы двигателя 3. ;Третий вход логической ячейки И 7 соединен с К-м выходом блока 5 машин ной коммутации а третьи входел логи.ческих ячеек И 8 и 9 соединены с (К+1)-м выходом блока машинной коммутации 5. Устройство работает следукмцим образом.. На входа логической ячейки ИЛИ 6 поступают импульсы блоков сетевой коммутации и блока машинной коммутации через одну из логических ячеек И в зависимости от выходного сигнала датчиков проводимости вентилей групп фаз двигателя и от величины сигнала датчика скорости. При наличии на К-м вьпсоде блока машинной ко1Ф1утации 5 разрешающего сигнала на включение К-й группы вентилей фаз двигателя и отсутствии проводимости в (К-1)-й группе вентилей на выходе логической ячейки НЕ 13 присутствует разрешающий сигнал на прохождение импульсов блока сетевой коммутации выпрямител ного режима через ячейки И7иИЛИ6 на управлякнций вход циклоконвертора 1, при этом К-я группа вентилей работает в вьшрямительном режиме. В момент начала коммутации тока в фазах двигателя 2 разрешающий сигнал блока машинной коммутации 5 прекращается для канала К-й группы вентилей отключаемой фазы и подается на канал (К+1)-й группы вентилей включаемой фазы. Однако К-я группа вентилей выключаемой фазы продолжает работать в вьшрямительном режиме либо переводится в инверторный режим, чем обеспечивается машинная либо смешанная коммутация в зависимости от уровня сигнала датчика скорости. При низкой скорости, когда ЭДС вращения двигателя 2 недостаточна для коммутации тока в фазах двигателя, выходной сигнал порогового элемента 15 разрешает прохождение сигнала с выхода датчика проводимости 12 на первый выход переключателя 14 каналов, связанный с вторым входом логической ячейки И 9. .Импульсы блока сетевой коммутации 11 инверторного режима через логическую ячейку И 9 поступают на вход ячейки ИЛИ 6, и К-я группа вентилей отключаемой фазы переводится в инверторный режим до тех пор, пока ток в ней не спадет до нуля и на втором входе ячейки И 9 не исчезнет разрешающий сигнал. Начиная с определенной частоты вращения, уровень которой зависит от нагрузки двигателя, становится возможной коммутация токов в фазах двигателя под действием ЭДС вращения синхронной машины и выходной сигнал порогового элемента 15 разрешает прохождение сигнала с выхода датчика проводимости t2 на второй выход переключателя каналов 14, связанный с вторым входом логической ячейки И 8. Р1мпульсы блока сетевой коммутации 10 выпрямительного режима через логическую ячейку И 8 поступают на вход ячейки ИЛИ 6, и К-я группа вентилей отключаемой фазы продолжает работать в выпрямительном режиме до тех пор, пока ток в ней не спадет до нуля под действием ЭДС вращения машины и на втором входе ячейки И 8 не исчезнет разрешающий сигнал. Согласно второму варианту устройство управления вентильным двигателем циклоконвертррного тина (фиг.2) содержит циклоконвертор 1, к которому подключены синхронньй двигатель 2 и датчик частоты и фазы 3 двигателя. Датчик нагрузки 4 соединен с первым входом блока машинной коммутации 5, второй вход которого подключен к выходу датчика частоты и фазы 3, двигателя, входом подключенного к силовым .выходам циклоконвертора. Логичес кая ячейка ИЛИ 6 подключена входами к выходам логических ячеек И 7, 8 и 9, а выходом - к управлякнцим входам циклоконвертора 1, Выход блока 10сетевой коммутации выпрямительного режима соединен с первыми входами логических ячеек И 7 и 8. Выход блока 11 сетевой коммутации инверторного режима связан с первым входом логической ячейки И 9, второй вход логической ячейки И 7 соединен с датчи ком проводимости 12 через логическую ячейку НЕ 13, вторые входы логически ячеек И 8 и 9 соединены с выходом пе реключателя 14 каналов, первый вход которого соединен с выходом датчика проводимости 12, а второй - с выходо порогового элемента 15, входы которого связаны с выходом датчика 16 скорости и датчика 4 нагрузки, а вход датчика 16 скорости соединен с вькодом датчика 3 частоты и фазы двигателя. Третий вход логической ячейки И 7 соединен с К-м выходом переключателя 17 каналов, а третьи входы логических ячеек И 8 и 9 соёди йены с (К+1)-м выходом переключателя 17каналов, первый вход которого сое динен с выходом блока 5 машинной ком мутации, второй - с выходом распреде лителя 18, а третий - с вьпсодом, блока 19 сра внения, первьй и второй вхо ды которого связаны с выходами блока 5 машинной коммутации и распределите ля 18 соответственно. Управляющий вход распределителя 18 соединен с вы ходом преобразователя 20 сигнал управления-частота, вход которого подключен к выходу задатчика 21.темпа разгона, выход которого одновременно подключен к входам блоков 10 и 11сетевой коммутации. Управляющий вход задатчика 21 связан с источником задания сигнала управления скоростью через ключ 22, а установочный вход - с выходом датчика 4 нагрузки. Параллельные входы распределителя 18и управляющий вход ключа 22 соединены с выходом датчика 23 начального положения ротора, входы которого подключены к выходам циклоконвертора 1. Обмотка возбуждения двигателя 2 соединена с регулятором 24 возбуждения через ключ 25. 56210 Устройство работает следующим образом. В рабочем диапазоне скоростей обеспечивается сетевая либо машинная коммутация групп вентилей фаз двигателя в зависимости от,уровня скорости вращения двигателя так же, как и в устройстве по первому варианту. Однако используемый в устройстве датчик частоты и -фазы работает на основе измерения ЭДС вращения двигателя, поэтому при неподвижном двигателе сигнал на его выходах отсутствует и для осуществления пуска с требуемым темпом разгона используется режим частотно-регулируемого синхронного двигателя. При включении ключа 25 на обмотку возбуждения двигателя подается напряжение с регулятора 24 возбуждения, при этом в фазах обмотки статора двигателя появляются импульсы ЭДС взаимоиндукции, величина которых в каждой фазе зависит от взаимного пространственного положения магнитHi.x осей индуктора и фазы, и датчик Начального положения ротора включае. ключ 22 и устанавливает распределитель 18 в состояние, определяющее включение двух групп вентилей фаз (двигателя, соответствующих начальному положению ротора. Сигнал с распре делителя поступает на вторые входы переключателя 17 каналов и блока 19 сравнения. При неподвижном роторе двигателя сигнал на выходе блока 5 машинной коммутации отсутствует и выходной сигнал блока 19 сравнения разрешает прохождение сигналов распределителя 18 на выходы переключателя 17 каналов. Одновременно сигнал задания скорости через ключ 22 поступает.ва вход задатчика 21 темпа разгона, сигнал с выхода которого поступает на управляющие входы блоков сетевой коммутации и преобразователя 20 сигнал управления-частота. Импульсы с выхода преобразователя 20 поступают на управляющий вход распределителя 18, выходной сигнал которого управляет переключением групп вентилей фаз двигателя с частотой, задаваемой задатчиком 21 темпа разгона. При этом.ротор двигателя начинает вращаться и при достижении скорости вращения определенной величины ЭДС вращения двигателя возрастает настолько, что на выходах датчика 3 частоты и фазы двигателя и блока 5 машинной коммутации появляется сигнал, однозначна определяющий частоту и фазу включения групп вентилей фаз двигателя в соответствии с частотой и фазой ЭДС вращения двигателя. При совпадении .сигналов на выходах блока 5 машинной коммутации и распределителя 18 блок сравнения 19 дает разрешение на прохождение сигнала с ;выхода блока 5 машинной коммутации на выходы перегключателя 17 каналов. В дальнейшем устройство работает так же, как устройство по первому варианту. Схема датчика скорости на фиг. 3 содержит реверсивный счетчик 26., сум мирующий вход которого подключен к выходу логической ячейки ИЛИ 27, а вычитакяций вход к выходу преобразова теля 28 напряжение-частота, вход которого связан с выходом преобразователя 29 код-напряжение, входом под ключенного к выходу реверсивного счетчика 26. Входы логической ячейки ИЛИ 27 связаны с выходами датчика частоты и фазы двигателя через диффе рёнцирующие цепочки 30. Выходные сигналы т каналов датч ка 3 частоты и фазы двигателя дифференцируются RG-цепочками 30 и через логическую ячейку ИЛИ 27 поступают на вход цифровой следящей системы, предназначенной для преобразования . частоты, пропорциональной скорости вращения в двоичный код и в аналоговый сигнал, 1&шульсы с выхода логической ячейки ИЛИ 27 поступают на суммирующий вход реверсивного счетчика, ;при этом на выходе счетчика появляется код, пропорциональн числу поступивших импульсов, преобразуемый преобразователем 29 код-напряжение в напряжение, которое преобразуется снова в частоту с помощью преобразователя 2Внапряжение-частота, импульсы которой подаются на вычитаю щий вход реверсивного счетчика. Когда частота импульсов на суммиругацем входе реверсивного счетчика совпадает с частотой на вычитающем входе счетчика, система находится в состоя НИИ равновесия. Напряжение на выходе преобразователя 29 код-напряжение и код на выходе реверсивного счетчика ч)днозначно определяются частотой вра щения двигателя. Схема датчика начального положения ротора (фиг. 4) включает в себя три однотипных канала (А, В, С) йо числу фаз двигателя, каждый из которых содержит пороговое устройство 31, двумя выходами связанного с R и S входами RS-триггера 32, причем эти выхрды шунтированы цепочкой из встречно-последовательно соединенных диодов 33, средняя точка которой соединена .с одним из входов первой логической ячейки И 34, а два других входа этой ячейки связаны с выходами первых логических ячеек И 35 двух других каналов датчика. Первый выход RS-триггера соединен с первым входом второй логической ячейки,И, второй его выход связан с первым входом третьей логической ячейки И 36, а оба вторых входа этих ячеек соединены с выходом первой логической ячейки И 34. Используемый в варианте второго устройства датчик начального положения ротора работает следующим образом. В момент включения ключа 25(фиг. 2) подается напряжение на обмотку возбуждения двигателя, в обмотках фаз двигателя наводится импульс ЭДС взаимоиндукции, амплитуда которого тем меньше, чем ближе угол между магнитными осями фазы и индуктора к 90 эл. град. На выходах пороговых устройств 31 (фиг. 4) появляются импульсы, длительность которых тем меньше, чем меньше амплитуда импульса ЭДС взаимоиндукции в соответствующей фазе двигателя, а в зависимости от знака этой ЭДС импульсы появляются на первом либо на втором выходах пороговых устройств, устанавливая в соответствукицее состояние триггеры 32. По окончании переходного процесса в обмотке возбуждения двигателя на выходе логической ячейки И 34 канала датчика, подключенного к фазе двигателя с минимальной ЭДС взаимоиндукции,, устанавливается уровень О, а на двух других ячейках 34 уровень 1. Сигналы на входах логических ячеек И 34, образующих триггер определения мини|мальной ЭДС взаимоиндукции, именмций три установочных состояния, и на выходах триггеров 32, определяющих знак ЭДС взаимоиндукции в соответствующей Фазе, однозначно определяют сигналы на выходах логических ячеек И 35 и 36, а значит и группы вентилей фаз двигателя, которые необходимо включить. 131 Таким образом, раздельное формирование датчиками частоты и фазы питающей сети импульсов и выпрямительными и инверторными углами, формирование импульсов об отсутствии проводимости вентильных групп и формирование по командам частоты и фазы с учетом как наличия, так и отсутствия проводимос ти в-вентильных r iynnax позволяет автоматически и взаимосвязанно менять как начало коммутации вентильных групп на включение, так и на отключе ние. При этом на малых скоростях ЭДС сети и ЭДС двигателя оказываются сфазированными, а длительность проводимости каждой вентильной группы не зависит от продолжительности коммутации. Блокировка датчиков сигналов в наличии и отсутствии коммутации при достижении двигател.ем заданной скорости позволяет использовать на средних и больших скоростях только машинную коммутацию, сохраняя положительные свойства известного способа, а использование на малых скоростях сетевой коммутации, автоматически перестраиваемой по сигналам датчика частоты и фазы двигателя, позволяет обеспечивать устойчивую работу на малых скоростях как при чисто сетевой, так и при смешанной коммутации. Исключение в первом вари

Фаг.1

Д.

«0с1,...к OoTf 214 анте устройства логических ячеек ИЛИ из параллельных каналов формирования управляющих импульсов и выбор режима по командам датчиков с помощью логических ячеек И исключает неопределен ность в выборе режима коммутации и избыточность лог11ческих преобразований в системе управления, что повышает устойчивость работы устройства. Введение во втором варианте устройства автономного канала задания частоты, статического датчика частоты .и фазы двигателя в сочетании с датчиком начального положения ротора и узлами блокировки позволяет повысить надежность системы управления вентильным двигателем и обеспечить начальную фазу разгона по схеме частотного пуска синхронного двигателя с бестолчковым автоматическим переходом на схему вентильного двигателя В этом случае исключается асинхронный пуск, сопровождаемый большими токами и небольшими динамическими моментами. Второй вариант устройства может быть особенно эффективен в установках, где по техническим условиям установка на валу двигателя датчика частоты и фазы недопустима, например в тяговых приводах с аккумуляторами кинетической энергии.

.1

/V v

ff . /V

IT

4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1137562A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ управления вентильным двигателем 1974
  • Кондрашов Вячеслав Дмитриевич
  • Горин Николай Николаевич
  • Кучумов Владислав Алексеевич
  • Сенаторов Владимир Александрович
SU514397A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 137 562 A1

Авторы

Грузов Владимир Леонидович

Дмитриев Михаил Владимирович

Калинин Владимир Романович

Натариус Юрий Михайлович

Ровинский Петр Абрамович

Сазонов Арефий Семенович

Даты

1985-01-30Публикация

1983-07-12Подача