Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих месторождений.
Известен способ открытой разработки крутопадающих ограниченных в плане месторождений, заключающийся в послойной выемке массы внутри карьера и отстройке бортов, в конструкцию которых входят транспортные и предохранительные бермы 1.
Недостаток - больщой объем горнотранспортных работ.
Наиболее близким по технической Сущности и достигаемому результату к изобретению является способ вскрытия рабочих горизонтов карьера, включающий проведение по борту карьера внутренней траншеи и съезда 2.
Однако- для данного способа характерно выполаживание борта карьера на 7-15°, что ведет к вовлечению в разработку дополнительных значительных объемов вмещающих вскрыщных пород. Помимо этого, обеспечение грузотранспортной связи посредством автотранспорта с вскрытием внутренними транщеями со спиральной формой трассь обуславливает значительные затраты на поддержание.
Цель изобретения - снижение затрат на транспортирование горной массы грузоподъемным оборудованием.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу вскрытия рабочих горизонтов карьера, включающему проведение по борту карьера внутренней траншеи и съезда, в конце съезда проходят горизонтальную выработку с формой дна в виде трапеции, большая сторона которой обращена в сторону карьера. При этом противоположный съезду борт горизонтальной выработки формируют под наклоном в сторону установки грузоподъемного оборудования, равным наклону стрелы последнего, затем проходят криволинейную внещнюю траншею на поверхности до смыкания ее с выработанным пространством карьера, причем радиус кривизны транщеи выбирают равным горизонтальной проекции стрелы грузоподъемного оборудования.
К грузоподъемному оборудованию, используемому на карьерах для доставки горной массы, предъявляются особые требования; больщая грузоподъемность и вылет стрелы; повышенная долговечность и надежность механиз.мов поворота и подъема; автоматизация процесса поворота - подъема, обеспечивающая оптимальную траекторию движения груза; автоматизация зацепки и отцепки контейнера; большая скорость подъема и поворота; мобильность оборудования. Этим требованиям в большей степени отвечает грузоподъемное оборудование типа стреловых кранов на базе драглайнов.
В общем случае горные выработки по изобретению могут иметь различные сочетания из указанных элементов. Так, при работе двух кра«ов в одном грузопотоке для
установки стреловых кранов проходят две горизонтальные выработки, причем они располагаются на разном уровне относительно борта карьера.
Возможно применение подъемных кранов одновременно со сборочным транспортом в рабочей зоне или при обслуживании краном всей рабочей зоны. В случае отсутствия сборочного транспорта рабочая зона может обслуживаться при установке грузоподъемного оборудования на одном борту (односторонняя схема) или двух бортах (двусторонняя). Обеспечение грузопотока может осуществляться одним, двумя и в редких случаях большим числом кранов.Стрелевой кран может размещаться как на поверхности (частный случай, когда
глубина горизонтальной выработки равна О) и на борту карьера (в этом случае глубина выработки изменяется от О до максимальной, определяемой исходя из геометрических параметров оборудования и борта карьера). Размещение крана на борту позволяет увеличить высоту подъема горной массы.
В случае отработки месторождения без использования сборочного транспорта верхние горизонты отрабатываются по традиционной технологии - с использованием автотранспорта и созданием транспортных берм. После достижения карьером предельного контура по поверхности производится проходка описанного комплекса выработок и грузотранспортная связь с рабочими горизонтами Осуществляется посредством стреловых кранов. Максимальная ширина карьера поверху должна позволять обеспечение грузопотока посредством крана из любой точки карьера. Для повышения надежности работы транспортного звена целесообразно использовать одновременно 2-3 крана, расположенных по периметру карьера при- этом производительность крана уменьшается по мере увеличения глубины рабочей зоны.
На фиг. 1 показан комплекс выработок, создаваемых для обеспечения грузотранспортной связи с рабочими горизонтами посредством грузоподъемного оборудования и типа стреловых кранов, на фиг. 2 - график зависимости сравнительной эффективности способа от глубины горизонтальной выработки.
Порядок осуществления способа. После отстройки борта карьера 1 (фиг. 1) с поверхности проходят съезд 2,в конце которого создают горизонтальную выработку 3, площадь и форма дна которой позволяет разместить грузоподъемное оборудование. После чего проходят выработку, на
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ РАБО ЧИХ ГОРИЗОНТОВ КАРЬЕРА, включающий проведение по борту карьера внутренней траншеи и съезда, отличающийся тем. что, с целью снижения затрат на транспортирование горной массы грузоподъемным оборудованием, в конце съезда проходят горизонтальную выработку с формой дна в виде трапеции, большая сторона которой обращена в сторону карьера, приэтом противоположный съезду борт горизонтальной выработки формируют под наклоном в сторону установки грузоподъемного оборудования, равным наклону стрелы последнего, затем проходят криволинейную внешнюю траншею на поверхности до смыкания ее с выработанным пространством карьера, причем радиус кривизны траншеи выбирают равным горизонтальной проекции стрелы грузоподъемного оборудования. (Л оо со 00 4 О5
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Ржевский В | |||
В | |||
Технология и комплексная механизация открытых горных работ | |||
М., «Недра, 1980, с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Там же с | |||
Транспортир | 1922 |
|
SU393A1 |
Авторы
Даты
1985-02-15—Публикация
1983-09-19—Подача