Способ управления вентиляцией автодорожных тоннелей с односторонним движением транспортных средств Советский патент 1985 года по МПК E21F1/00 

Описание патента на изобретение SU1141204A1

Изобретение относится к горному делу и транспортному строительству и может быть использовано для пров ривания автодорожных тоннелей с одн сторонним движением. Известен способ проветривания сквозных горньк выработок, включающий создание воздушного потока по выработке вентиляторами. При этом для исключения ветрового воздейстВИЯ на воздушный поток в выработке создаваемой вентиляторными установками, на порталах выработки монтируются зазоры (шторы) в виде металлических рам с плотной материей ГО Недостатком этого способа являет ся необходимость устройства сложной автоматизированной системь упра ления затворами при движении транспортных средств, что делает практически неприменимым этот способ при интенсивном движении автотранспорта Наиболее близким к изобретению техническим решением является спосо проветривания горных выработок, заключающийся в изменении скорости , движения естественного воздушного потока в тоннеле i2. Недостатками известного способа являются необходимость установки дополнительных устройств в виде дуг образных закрылков у портелов выработки и невозможность его осуществления при отсутствии естественного ветрового потока или несовпадении его направления с расположением горной выработки. Цель изобретения - упрощение и повышение эффективности проветривания тоннелей путем создания устойчивого эжекционно-поршневого эффекта по всей длине тоннеля, Указанная цель достигается тем, что согласно способу, заключающему в изменении скорости движения естественного воздушного потока в тоннеле, изменение скорости воздушног потока осуществляют путем создания временного интервала между движущимися транспортными средствами, величину которого определяют из вы ражения .(V elfpJTp|Vel04 :1 . где ui - временной интервал, с; бо - размерный коэффициент, с; I/ - коэффициент заполнения сечения тоннеля автотранспортом; - поправочньм коэффициент ослабления действия эжекционно-поршневого эффекта, учитывающий интенсивность движения автотранспорта в тоннеле; Vj,, - заданная скорость движения автотранспорта в тоннеле, м/с; Vg - скорость естественного ветрового потока: с положительным знаком - для попутного ветра, с отрицательным - для встречного, м/с; (Vgl - абсолютная величина скорости ветрового потока, м/с; р (VVe) гр - изменение давления в возVP 1душном потоке в зоне за движущимся транспортом при создании эжекционно-поршневого эффекта, да Па; р - плотность воздуха при атмосферном давлении, кг/м,, На чертеже схематически показано движение воздушных потоков и транспорта в автодорожном тоннеле, где Vg - скорость встречного ветрового потока; сх заданная скорость движения автотранспорта; V - местная скорость воздушного потока за счет действия эжекционно-поршневого эф-фекта при движении автомобилей в тоннеле; Vp - осредненная скорость воздушного потока на выходе из тонне ля; 4-1 - требуемый временной, интервал движения автотранспортных средств. Для определения требуемого временного интервала &i , при котором создается местный воздушный поток со скоростью V.. , по абсолютной величине превосходящей скорость встречного ветра Vg , что является условием обеспечения и управления проветриванием тоннеля, рассмотрим расходный режим при движении воздушных потоков в тоннеле. Расход воздушного потока в тониеле о начала движения автомобилей составляет: V.I5. , С2 где S - площадь поперечного сечения тоннеля; NP - абсолютное значение скоро ти ветра. Поток воздуха с расходом в ПР пятствует возникновению встречных потоков, вызванных действием как поршневого эффекта при движении автомобилей в тоннеле, так и эжекционного эффекта, обусловленного яв нием разрежения воздуха в зоне, примыкающей к движущемуся транспорту. Расход воздуха, вызванный действием поршневого эффекта, составляет ( где 3„ - площадь лобового сечения автомобилей, м ; коэффициент ослабления эжекционно-поршневого эфф кта при одновременном движении нескольких авто мобилей в одном ряду; интенсивность движения, маш/мин; скорость ветра в тоннеле (имеет положительный знак, если поток ветра попутный с направлением движения автотранспорта, отрицательныйпри встреч ном ветре 1. Аналогично уравнению (3) опреде ляется расход потока воздуха, наведенного децутвием эжекционного эффекта (скоростного напора), e-,(V,-VJ , (,} Р - атмосферное давление; где ,„ Р. изменение давления в воздушном потоке из-за действия скоростного напо .„(V где р - плотность воздуха. Сложив б и 0 , получаем расход местного воздушного потока, образованного действием эжекхщонно поршневого эффекта: (VVel(| . (М Используя выражения (-2) и (61 пределяем расход потока воздуха в оннеле при движении в нем колонны втомобилей (результирующий расходjf: KlVal-C f ( ep-WoS оделив все члены выражения 5, получаем VV|Vel o(VVe) де Y- коэффициент заполнения поеречного сечения тоннеля автотранс-, ортом. Автодорожный тоннель будет проветиваться и процессом проветривания ожно управлять в том случае, если V 7|Vg| , т.е. когда интенсивность вижения автомобилей в единицу вреени, например за I мин, составит Если представить, нто 60/п 4t то временной интервал движения автомобилей, при котором создается стабильный местиы) воздушный поток, превосходящий по величине скорость встречного ветрового потока, и обеспечивается проветривание тоннеля, определяется из условия: (VVc,)p-) Ч tt Э / При изменении скоростей Vg и V соответственно регулируют величину ui и тем самым управляют вентиляцией автодорожного тоннеля. В. предлагаемом способе управления вентиляцией тоннеля сводится к управлению движением автотранспорта, что упрощает и удешевляет процесо. о Кроме того, способ возможен для тоннелей различных длин и не зависит от направления движения естественных ветровых потоков и их скоростей, реализуется без применения дорогостоящих вентиляторных и других устройств, не требует для привода их расходов энергии и потому обладает более высокой эффективностью, чем известные способы. В качестве примеров осуществления способа приводятся данные управч ления вентиляцией Тбилисского авто дорожного тоннеля при движении естественного ветрового потока во встречном и попутном направлениях по отношению к движению aBTOTpaHcS порта. Контрольза проветриванием при этом проводят по двум условиям. 1. Скорость местного ветрового потока, созданного под действием эжекционно-поршневого эффекта, превышает скорость противодействующ го встречного ветрового потока, 2. Расчетная усредненная скорост воздушного потока на выходе и тоннеля при движении в нем автозран порта совпадает с величиной замеренной скорости воздушного потока в том же сечении. Результаты сравнения данных, опр деленных по предлагаемому способу и полученных при экспериментальных замерах, приведены в таблице. Приведенные в таблице данные по расчетным усредненным скоростям во душных потоков получены следуюш 1М образом. Для попутного ветра V +IV V . в ycf г встречного ветра . vihy Управление движением автомашин осуществляется с помощью дорожных знаков или светофорами о При расчете значений Vj в таблице коэффициент заполнения поперечного сечения тоннеля составляет 1 0,2. Коэффициент ослабления эжекциь онно-поршневого эффекта определен опытным путем на модели тоннеля и для интенсивности движения Ш 8-48 автомобилей в 1 мин составляв ет 0,040-0,021 соответственно. Приведенные в таблице примеры управления вентиляцией Тбилисского автодорожного тоннеля путем определения и регулирования временного интервала движения автотранспорта свидетельствует о применимости и эффективности предлагаемого способа: ошибка определения скоростей потоков не превышает t 6%. Применение предлагаемого способа при этом не обеспечивает значительный экономический эффект по сравне-; нию с базовым вариантом - проветриванием вентиляторами.

гп -

a г

о I

ю

Похожие патенты SU1141204A1

название год авторы номер документа
Способ управления вентиляцией транспортных тоннелей с двусторонним движением транспортных средств 1985
  • Рогалев Виктор Антонович
  • Горшков Лев Капитонович
  • Федяева Инна Александровна
  • Фомичев Владислав Иванович
SU1312182A1
Устройство для вентиляции тоннелей 1983
  • Шувалов Юрий Васильевич
  • Меджитов Олег Владиленович
SU1153080A1
Способ определения коэффициента аэродинамического сопротивления автомобилей 1989
  • Фомичев Владислав Иванович
  • Чирков Владимир Анатольевич
  • Павлов Сергей Александрович
  • Гевирц Герман Яковлевич
SU1763279A1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ГАЗОВОГО ПОТОКА (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Павлушков Леонид Константинович
  • Тасиц Игорь Николаевич
  • Архипов Николай Александрович
RU2367815C2
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей в зимний период 1989
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Беспалов Станислав Евгеньевич
  • Горшков Юрий Максимович
  • Соколов Валерий Анатольевич
  • Юшковский Эдуард Михайлович
SU1627723A1
Способ проветривания горных выработок 1982
  • Годжиашвили Ушанги Иванович
  • Глазунов Евгений Михайлович
  • Барский Аркадий Семенович
SU1052671A1
Способ проветривания карьера 1981
  • Белоусов Валерий Иванович
  • Селезнев Владимир Николаевич
SU985314A1
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ БОРТОВ КАРЬЕРОВ И УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗОВ 2013
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Горшков Лев Капитонович
  • Рогалёв Виктор Антонович
  • Ястребова Карина Намидиновна
RU2539086C1
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ, ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ДИЗЕЛЬНОЙ ТЯГЕ 2010
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Плескунов Василий Анатольевич
RU2451184C1
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ ЗАБОЕВ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК 2018
  • Габов Виктор Васильевич
  • Баталов Андрей Петрович
  • Задков Денис Александрович
  • Абрамов Иван Александрович
RU2675605C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 141 204 A1

Реферат патента 1985 года Способ управления вентиляцией автодорожных тоннелей с односторонним движением транспортных средств

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИЕЙ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ С ОДНОСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, заключаюпдайся в изменении скорости движения естественного воздушного потока в тоннеле, отличающийся тек, что, с целью упрощения и повышения эффективг ности проветривания тонне лей путем создания устойчивого эжекционнопоршневого эффекта по всей длине тонг неля, изменение скорости воздушного потока осуществляют путем создания временного интервала между . движу1ЧИМИСЯ транспортными средствами, величину которого определяют из выражения )(-pTpv о 3 , &i We &i где &i. - временной интервал, с; 60 размерный коэффициент, с; Ч коэффициент заполнения сечения тоннеля автотранспортом ; S-xпоправочный коэффициент ослабления .действия эжекционно-поршневого эффекта, учитывакиций интенсивность движения автотранспорта в тоннеле; S aзаданная скорость движения автотранспорта в тоннеле, м/с; V« скорость естественного ветрового потока: с положительным знаком - для попутного ветра, с отрицательным - для встречного, м/с; I Vg I - аб солютная величина рости ветрового потока, м/с; iS р,„(Уа-УаЯ -2изменение давления в воздушном потоке в зоне за движущимся транспортом при создании эжекциомиопоршневого эффекта, даПа; Р - плотность воздуха при атмосферном давлении, кг/м. .

Формула изобретения SU 1 141 204 A1

С4

О

r (f

fsl

СЧ

t

CJ rvj О -

«М

сч

00-

00

- г

in

го

(N

о

ю

м

««

- -

г о

чО

ОЧ

ш

А

м

о

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1141204A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Гришаев В.И.Вентиляция тоннелей на железных дорогах
М., Трансжелдориздат, 1961, с.29-33
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ проветривания горных выработок 1982
  • Годжиашвили Ушанги Иванович
  • Глазунов Евгений Михайлович
  • Барский Аркадий Семенович
SU1052671A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 141 204 A1

Авторы

Рогалев Виктор Антонович

Медведев Инокентий Инокентьевич

Фомичев Владислав Иванович

Горшков Лев Капитонович

Беллад Валентин Георгиевич

Гусев Евгений Андреевич

Даты

1985-02-23Публикация

1983-05-24Подача