Изобретение относится к арлатуростроению и может быть использовано на трубопроводах большого диаметра при транспортировке токсичных агрессивных сред, требующих надежного уплотнения.
Известен клапан, содержащий запорный диск, поджимаемый к седлу приводным устройством, содержащим два рычажных механизма Tj .
Недостатки устройства - сложность конструкции и недостаточная надежность перекрытия трубопровода.
Наиболее близки по технической , сущности и достигаемому результату к изобретению является клапан, содержащий шаровой корпус и разме- . енную в нем полую пробку, установенную на двух диаметрально противоположных осях,, одна из которых связана с приводом поворота, и снабженную запорным Диском, установленным на коромысле, связанном с полуосями соединительными тягами с возможностью перемещения в направлении к седлу, причем запорный диск закреплен на коромысле посредством центральной втулки, пропущенной через ответное отверстие коромысла и подпружиненной.относительно него 2 .
Недостатком известного устройства является недостаточная его надежность в связи с невозможностью обеспечения герметичного перекрытия седла.
Целью изобретения является повыение надежности клапана.
Указанная цель достигается тем, то в шаровом клапане для трубороводов большого диаметра, содержаем шаровой корпус и размещенную нем полую пробку, установленную на двух диаметрально противоположных полуосях, одна из которых связана (Г приводом поворота, и снабженую запорным диском, установленным на коромысле, связанном с полуосяи, соединительньали тягами с возожностью перемещения в направлении к седлу, причем запорный диск закреплен на коромысле посредством центральной втулки, пропущенной через ответное отверстие коромысла и подпружиненной относительно него, концы коромысла снабжены направляю-г ими рычагами, а в полуосях свободно расположены палыда с пазами, через которые пропущены направляющие рычаги, кроме того, в корсялысле выполнены гнезда, а пробка снабжена консольной пластиной с установленными на ней с возможностью взаимодействия с гнездами коромысла двумя коническими штифтами-фиксаторами, на направляющих ричагах и в корпусе выполнены стопорные выступы, а на пробке установлены на поворотных
осях с возможностью взаимодействия с выступами направляющих рычагов два подпружиненных крюка, снабженных роликами, взаимодействующими со стопорными выступами корпуса.
5 На фиг.1 изображен шаровой
клапан с запорным диском в открытом .положении, вид спереди в поперечном сечении; на фиг.2 - шаровой клапан , вид сбоку в поперечном сече0 НИИ; на фиг.З - то же, с запорньм диском в положении перед закрытием, повернутым на 90 ; на фиг.4 Td же, в положении прижатия запорного диска к седлу.
5 Шаровой клапан содержит шаровой корпус .1 и размещенную в нем полую пробку 2, установленную на двух диаметрально противоположных полуосях 3 и 4, одна из которых 3
связана с приводом 5 поворота. Полая
пробка 2 снабжена запорным диском 6, установленным на коромысле 7,связанном с полуосями 3 и 4 соединительными тягами 8 и 9. Запорный диск 6 закреплен на коромысле 7 посредством подпружиненной центральной втулки 10. Полая пробка 2 выполнена заодно с частью трубы 11, которая в от крытом положении клапана представляет собой часть трубопровода внутри клапана.
Концы коромысла 7 снабжены направляющими рычагами 12 и 13, а в полуосях 3 и 4 свободно расположены пальцы 14 и 15 с пазами 16, через кото5 рае пропущены направляющие рычаги 12 и 13.
В коромысле 7 выполнены гнезда 17, а пробка 2 снабжена консольной пластиной 18 с установленными на ней с
Q возможностью взаимодействия с гнездами 17 двумя коническими штифтамификсаторами 19. На направляющих рычагах 12 и 13 и в корпусе 1 выполнены стопорные выступы и 21, а
на пробке 2 установлены на поворотных осях 22 и 23 два подпружиненных крючка 24 и 25, взаимодействующие со стопорными выступс1ми 20 направляющих рычагов 12 и 13. Подпружиненные крюки 24 и 25 снабжены роликами 26, взаимодействующими со стопорными выступами 21 корпуса 1. Работа шарового клапана осуществляется следующим образом.
Приводом 5 поворота осуществляют
5 открытие или закрытие шарового клапана. При этом в открыто положении клапана часть трубы 11 представляет собой часть трубопровода, по которой происходит перемеценйе сре0 Ды.
Для того, чтобы закрыть клапан, осуществляют с помо&(Ыо привода 5 поворот пробки 2 совместио с запорным диском 6 на 90. При этом кинематическая цепь, перемещающая диск 6 и образованная коромыслом 7,. соединенным с тягами 8 и 9 направляющими рычагами 12 и 13, жестко соеди нена с полой лробкой 2 с помощью конических штифтов-фиксаторов 19 и подпружиненных крючков 24 и 25.Следовательно/ запорный диск 6 поворачивается жестко совместно с пробкой 2, что исключает смещение диска б относительно оси поворота под действием отсекаемой рабочей среды, и потому запорный диск 6 устанавливае ся строго напротив уплотнительной. поверхности седла. При этом для под вода запорного диска 6 к уплотнител ной поверхности седла он направляется жесткой с|нстемой, образованной коромыслом 7 и направлякпцими ры чагами 12 и 13, которые могут только скользить по стопорным выступам 20 и 21 и затем смещаться только по оси седла. При этом предотвращается любо возможный поворот диска 6 вокруг пальцев 14 и 15. Прш закрытии клапана соединительные тяги 8 и 9 располагаются вдоль оси седла в положении устойчивого равновесия, в результате чего уплотнение создается без воздействия привода 5 Креме того, запорный диск б не связан жестко с коромыслом 7 и напра ляющими рычагами 12 и 13, а упруго соединен с коромыслом 7, что позвол ет исключить перекосы при сборке. Таким образом, при повороте на 90 полой пробки 2 направляющие рычаги 12 и 13 входят в контакт с соответствуюащми стопорными выступами 20 и 21 и не могут далее поворачиваться, дальнейший поворот полой пробки 2 для закЕ«тия клапана вызывает автоматическое освобождение конических штифтов-фиксаторов 19. Для улучшения сцепления запорного диска б и коромысла 7 с пробкой 2 при работе клапана в положении или при закрытии имеются два подпружиненных крючка 24 и 25, сцеплякицихся с выступами 20 направляющих рычагов 12 и 13. Крючки 24 и 25 снабжены роликами 26, взаимодействующими со стопорньн«1и выступги и 21 при их освобождении. Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в поэышении надежности клапана путем точной посадки запорного диска на седло за счет того, что запорный диск размещается в конце своего поворота точно напротив уплотнительной поверхности седла и при дальнейшем повороте перемещается строго радиально к седлу за счет поворота соединительных тяг, т.е. во время запирания запорный диск расположен все время соосно седлу клапана .
ШАРОВОЙ КЛАПАН ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ БОЛЬШОГО даАМЕТРА,содержа&|ий шаровой коршус и размещённую в нем полую пробку, установленную на двух диаметрально противоположных полуосях, одна из кото1 ах связана с приводом поворота, и снабженную запорным дисксм, установленным на коромысле, связанном с полуосями соединительными тягами с возможностью перемещения в направлении к седлу, причем запорный диск закреплен на коромысле при помощи центральной втулки, пропущенной через ответное отверстие корсмысла и подпружиненной относительно него, отличающийся тем, что, с целью повыаения надежности, концы коромысла снабжены направляющими {йлчагами, а в полуосях свободно расположенк пальцы с пазами, через которые пропущены направляющие рычаги, кроме того, в коромысле выпол- нены гнезда, а пробка снабжена консольной пластиной с установленными на ней с возможностью взаимодействия с гнездами коромысла двумя коническими штифтами-фиксаторами, на направляшцих ptnarax и в корпусе выполнены стопорные выступы, а на пробке установлены на поворотных осях с возможностью взаимодействия с выступами направляющих рычагов g два подпружиненных крючка, снабженных роликами, взаимодействующими.со сто порными выступами корпуса. N СО 00 30 4i
6
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-04-07—Публикация
1978-03-10—Подача