Двигатель постоянного тока Советский патент 1985 года по МПК H02K23/04 

Описание патента на изобретение SU1150706A1

Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано в электроприводах роботов и автоматичееких манипуляторов в качестве исполнительного двигателя.

Известен двигатель постоянного тока комбинированного возбуждейия,.сочетающий магнитоэлектрическое и последовательное электромагнитное возбуждение,, содержащий полый якорь консольного исполнения, полюса, представляющие собой постоянные, магниты, кольцевую йбмотку последовательного возбуждения и полюса из магнитомягкого материала, чередутощиеся с магнитами l .

Но в таких машинах сзоцестненно ухудшены массогабаритные показатели по сравнению .с двигателями нерегулируемого магнитоэлектрического возбуждения (особенно при больших степенях коьгааундирования) за счет использонания значительной доли электромапштного возбуждения.,

Наиболее близким к предлагаемому является Двигатель магнотоэдектри ческого регулируемого возбуяу ения, содержаярй польй якорь консольного исполнения, полюса, представляющие собой постоянные магниты, кольцевую катушку обмотйи последовательного возбуждетм, полюса из магнитомягкого материала, чередующиеся с магнитами, расположенными иа неподвижном внутреннем ярме, и постоянньй магнитразмёщен1П)1Й к полости внутреннего ярма 2 .

Однако для данного двигателя номинальный удельный момент (соотношение номинального момента двигателя к массе) имеет меньшее значение, чем для двигателя нерезгУлируемого магнитоэлектрического возбуяяегшя, /что препягствует широкому применению его в электроприводах промыпшенных роботов и манипуляторов I так как исполнительные двигатели в указанных устройства размещаются непосредственно на подвижных звеньях конструкций, требующих повышенных весовых и габаритных показателей на единицу вращакщего момента двигателя. Кроме того, вращакадий момент при перегрузках (максимальньй момент двигателя) меньше, чем у двигателя комбишгрованного возбуждения, ш еюцего одинаковые с прототипом номинальные данные, что приводит к снижению максимального быстродейстБИЯ, которое оценивается максимальным ускорением двигателя jnaj

Е

ir

тог

где , - максимальное ускорение, тах максимальный момент, Ig - - момент инерции двигателя.

При этом в прототипе большой расход дефицитных материалов (постоянны магнитов), что повьш1ает себестоимост двигателя.

Цель изобретения - повьш1ение массогабаритных показателей путем увеличения номинального удельного и максимального вращающего моментов.

Поставленная цель достигается тем что двигатель постоянного тока, содержащий цилиндрический корпус,внутри которого размещены якорь консольного исполнения, кольцевая катушка обмотки пocлeдt)вaтeльнoгo возбуждения, полюса из магнитомягкого материала, чередуиздиеся с полюсами из постоянных магнитов, расположенные на неподвижном внутреннем ярме, и постоянный магнит, размещенньй в полости внутреннего ярма, причем направление намагниченности магнита совпадает с осью двигателя, и подшипниковый щит, примыкающий к торцевым частям корпуса и внутреннего ярма .снабжен кольцевы постоянным магнитом и кольцом из магнитодиэлектрика,подтипниковьй щит выполнен с кольцевой цилиндрической проточкой на торцевом участке,примыка1 щем к корпусу, и уступом, образующим кольцевую полость между внутренней по.верхностью цилиндрического корпуса и щитом, а часть щита, обращенная к внутреннему ярму, и полость ярма выполнены конусным, причем кольцевой постоянньй магнит размещен в проточке, а в кольцевой полости установлено кольцо из магнитодизлектрика, размещенный радиус которого равен внутреннему радиусу кольцевого магнита.

На фиг.1 приведена схема двигателя, поперечньй разрез} на фиг.2 то же, продольный.разрез.

Внутри полого цилиндрического якоря 1 (фиг.1) размещены полюса 2, представляющие собой постоянные магниты одной полярности и полюса 3 из магнитомягкого материала, которые выполнены, как одно целое с внутренним ярмом 4 (фиг. 2), имеющим гщливдрическое отверстие, внутри которого проходит вал из немагнитного материала 5. Внутреннее ярмо 4 на периферийном участке от вала 5 двигателя соединено с подшипниковым щитом 6, являющимся одновременно магнитопроводом, а на участке, прилегающем к валу между внутренним ярмом 4 и под шипниковым щитом 6, установлен конусный магнит 7. В подшипниковом щите 6 расположен кольцевой магнит 8, который соприкасается по внутрен нему радиусу с наружным радиусом кольца из магиитодиэлектрика 9, установленным между подшипниковым щит 6 и наружным магнитопроводом 10. В окне, образованном участком внутрен него ярма 4, кольцом из магнитодиэлектрика 9 и наружным магнитопрово дом 10, размещена обмотка возбувдения 11. Со стороны коллектора 12 второй подшипниковый щит 13 закрепл к наружному магнитопроводу 10, а первьй подшипниковый щит 6 снабжен немагнитной втулкой 14, предназначе ной для установки подшипника. Двигатель постоянного тока работ ет следуюш 1м образом. При отсутствии тока цепи якоря 1 магнитньш поток конусного магнита 7 замыкается по цепи 7-6-4-7, т.е. шунтируется. Начальный рабочий магнитный поток создается постоянными магнитами 2 и частично кольцевым магнитом 8, причем поток магнитов 2 замыкается по цепям 2-10-9-6-4-2, 2-10-6-4-2 и 2-10-3-4-2, а некоторая часть потока кольцевого магнита 8 замкнется по цепи 8-10-3-4-6-8. При этом часть потока магнита 8 не участвует в создании рабочего поток замыкаясь по цепям 8-10-9-6-8 и8-10-6-8. Такое распределение потоков в машине обусловлено . участок внутреннего ярма 4 над конусным магнитом 7 ненасыщен, кольцо 9 из магнитодиэлектрика (например, альсифера) имеет низкое значение относительной магнитной проница емости (ш 30-100) а участок магнит провода подшипникового щита 6 над кольцевым магнитом 8 насыщен. При наличии тока цепи якоря 1 об мотка 11, включенная последовательн с якорем, создает магнитньй поток, препятствукщий шунтированию потоков от магнита 8 по цепям 8-10-9-6-8 и 8-10-6-8. С ростом тока якоря все большая часть потока кольцевого маг нита 8 переходит на замыкание по це пи 8-10-3-4-6-8. Поток кольцевого магнита 8 и поток, создаваемый обмоткой возбуждения 11 по цепям 4-6-9-10-3-4 и 4-6-10-3-4, препятствуют протеканию потока от магнита 2 по цепям 2-10-9-6-4-2 и 2-10-6-4-2. В результате этого поток постоянных магнитов 2 постепенно переходит на классичес- ; кое за14ыкание по цепи 2 10-3-4 2. С , некоторого значения тока цепи якоря 1 поток кольцевого магнита 8 полностью переходит на замыкание по цепи 8-10-3-4-6-8. При этом участок внутреннего ярма 4 над конусным магнитом 7 начинает насыщаться под действием потоков кольцевого магнита 8 и обмотки возбуждения 11. Насыщение этого участка препятствует замыканию потока конусного магнита 7 по цепи 7-64-6, заставляя его переходить на эамыканиепо цепям 7-6-10-3-4-7 и 7-6-9-10-3-4-7. Максимальному значению тока (току короткого замыкания двигателя) соответствует за1 блсание потоков по цепям: от магнитов 2 - по цепи 2-10-3-4-2, от обмотки возбуждения П - по цепям 4-6-9-10-3-4 и 4-6-10-3-4, от кольцевого магнита В- по цепи 8-10-3-4-6-8, от конусного магнита 7 по цепям 7-6-9-10-3-4-7 и 7-6-10-3-4-7. Такое каскадное сочетание работы постоянных магнитов пассивных полюсов и внутреннего ярма с кольцевой обмоткой последовательного возбуждения позволяет произвести перераспределение потоков в зависимости от режима работы двигателя и суммирование потоков кольцевого и конусного магнитов, а также потока обмотки возбуяздения в рабочем зазоре машины под пассивными полюсами. Перераспределение потоков с увеличением тока цепи якоря сопровождается увеличением среднего потока на полюс машины за счет повьшения использования сначала кольцевого магнита, а затем и конусного. Суммарная площадь постоянных магнитов, создакяцих аксиальные магнитные отоки, увеличивается по сравнению с рототипом, так как конусный магнит меет наибольшую площадь в данной онструкции двигателя, а кольцевой агнит размещается на большем радиусе т нала двигателя. Увеличению суммарой площади постоянных магнитов соот5 11 ветствует большое значение номинального и максимального потоков,а следовательно, и большие значения номинального и мшссимального моментов двигателя. При этом номинальньш ток и число витков обмотки возб-у кдения у предлагаемого двигателя и у прототипа равны. Каскадное сочетание работы NsarHiiTOB позволяет уменьшить высоту магнитов активных полюсов, а кольцевой и конусный магниты выпол1тть с небольшими толщинами. Следствием этого является снижение массы и увеличение сечения магнитопровода вну реннего ярма,Последнее создает возмож ностй повышения максимального значения потока (момента). В результате увеличения средних на полюс значезшй номинального и максимального потоков и снижения массы двигателя повьпдается его ноьшналь-ньш удельньп момен и максимальный вращающий момент при перегрузках. Таким образом, предлагаемая конструкция двигателя позволяет повысить номинальный удельньй момент и вращающий момент при перегрузках по сравнению с прототипом за счет введения конусного магнита, кольца из магнитодиэлектрика и кольцевого магнита, расположенного в подшипниковом щите, вместо кольцевого магнита, расположенного в полости внутреннего ярма. Каскадное сочетание работы магнитов обеспечивает двигателю механические характеристики, близкие к характеристикам, присущим двигателю последовательного возбуждения. При этом номинальньй удельньй момент предлагаемого двигателя несущественно отличается от этого же параметра у -двигателя с нерегулируемым магнитоэлектрическим возбуждением, а электромагнитная инерция, равная инерции в прототипе, значительно меньше, чем у двигателя последовательного возбулщения.

Похожие патенты SU1150706A1

название год авторы номер документа
Двигатель постоянного тока 1977
  • Малинин Валерий Иванович
SU639095A1
Управляемый магнитоэлектрический двигатель 1983
  • Макельский Валерий Дмитриевич
  • Хохлов Евгений Ульянович
  • Малинин Валерий Иванович
SU1120457A2
Управляемый магнитоэлектрический двигатель 1982
  • Малинин Валерий Иванович
  • Екимов Владислав Николаевич
  • Хохлов Евгений Ульянович
SU1050057A1
Двигатель постоянного тока 1980
  • Казанский Василий Михайлович
  • Малинин Валерий Иванович
  • Екимов Владислав Николаевич
SU877722A1
Самотормозящийся электродвигатель 1982
  • Екимов Владислав Николаевич
  • Малинин Валерий Иванович
  • Чуфаровский Владимир Васильевич
SU1030919A1
Двигатель постоянного тока 1977
  • Казанский Василий Михайлович
  • Малинин Валерий Иванович
SU607312A1
Самотормозящийся электродвигатель 1981
  • Казанский Василий Михайлович
  • Малинин Валерий Иванович
  • Екимов Владислав Николаевич
SU983907A1
ТОРЦЕВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2006
  • Встовский Алексей Львович
  • Головин Михаил Петрович
  • Федий Константин Сергеевич
  • Головина Людмила Николаевна
  • Спирин Евгений Александрович
RU2313887C1
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕСКОНТАКТНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437202C1
БЕСКОНТАКТНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2436221C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 150 706 A1

Реферат патента 1985 года Двигатель постоянного тока

ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий цилиндрический корпус, внутри которого размещены якорь Консольного исполнения, кольцевая катушка обмотки последовательного воэбуждения, полюса из магнитомягкого материала, чередующиеся с полюсами из постоянньгх магнитов, расположенные на неподвижном внутреннем ярме, и постоянный магнит, размещенньй в полости внутреннего ярма, причем направление намагниченности магнита совпадает с осью двигателя, и подшипниковый щит, примыкаюац1й к торцевым частям корпуса и внутреннего ярма, отличающийся тем, что, с целью повышения массогабаритных показателей путем увеличения номинального удельного и максимального вращающего моментов, он снабжен кольцевым постоянным магнитом и кольцом из магнитодиэлектрика, подшипниковый ащт выполнен с кольцевой цилиндрической проточкой на торцевом участке, пpи flIкaющeм к корпусу,и уступом, образующим кольцевую полость между внутренней йоверхностыо цилиндрического корпуса и щитом, а часть щита, обращенная к внутреннему ярму, и полость ярма выполнешл конусными, причем кольцевой постоянный магнит размещен Б проточке, в в кольцевой полости установлено кольцо иэ магнитодиэлектрика наружный радиус которого равен внутреннему радиусу кольцевого магнита. СП 1 о с

Формула изобретения SU 1 150 706 A1

10

П

/3,

11 8

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1150706A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Двигатель постоянного тока 1977
  • Малинин Валерий Иванович
SU639095A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Авторское свидетельство СССР по заявке № 3468076, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 150 706 A1

Авторы

Малинин Валерий Иванович

Хохлов Евгений Ульянович

Макельский Валерий Дмитриевич

Малинин Леонид Иванович

Даты

1985-04-15Публикация

1983-06-10Подача