Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при ремонте и усталостных испытаниях авиационной техники.
Цель изобретения - повышение усталостной долговечности конструкции путем уменьшения амплитуды напряжений растяжения в зоне их максимальной концентрации у вершины трещины от действия циклических, растягиваюш,их и раскрывающих трещину внешних нагрузок.
На фиг. 1-5 представлено поэтапное выполнение способа задержки роста трещин: на фиг. 1 - участок ;1истовой детали, поврежденной усталостной трещиной; на фиг. 2 - в вершине трещины выполнено отверстие; на фиг. 3 И 4 - в отверстие в вершине трешины установлены две полувтулки плоскостью раздела вдоль трещины; на фиг. 5 - полувтулки расклинены стержнем крепежного элемента (на резьбовую часть стержня навинчена гайка, под гайку установлена шайба).
Величина радиального натяга - радиальной раздачи отверстия от расклинивания в нем двух полувтулок - зависит от конкретных условий применения предлагаемого способа задержки роста трещин и. может изменяться в широких пределах, бднако малые величины (меньще 5% номинального диаметра) радиального натяга недостаточно эффективны по повышению усталостной долговечности листовой детали с трещиной, а большие величины (больше 10% номинального диаметра) не дают уже существенного прироста долговечности из-за снятия материала детали под полувтулками. Поэтому целесообразно осуществлять радиальное ра-склинивание полувтулок, обеспечивающее радиальный натяг 5-10% номинального диаметра, в направлении действия
раскрывающих трещины напряжений растяжения от эксплуатационных нагрузок.
Предлагаемый способ задержки роста усталостных трещин реализован на плоских образцах из алюминиевого сплава В95 пч АТ1СВл5,0 с- центрально расположенной трещиной.
В вершине трещины выполняли отверстия диаметром 6 мм. В каждое полученное отверстие устанавливали две полувтулки из стали 16ХСН по ходовой посадке. Полувтулки ориентировали плоскостью их раздела вдоль трещины. Затем в отверстие, образуемое полувтулками, запрессовывали стержень крепежного элемента из стали ЗОХГСА до увеличения диаметра отверстия на 0,5-0,6 мм в направлении овализации отверстия. Полувтулки и крепежный элемент выполнены из более прочнбго и твердого материала, чем материал конструкции.
Образцы с «заторможенными трещинами испытывали при циклических одноосных .растягивающих нагрузках с б, 134/71 МПа.
Сравнительные усталостные испытания образцов показали, что эффективность разработанного способа задержки роста трещин больше в 18,4 раза, чем эффективность известного способа. Кроме того, предлагаемый способ позволяет использовать крепежные элементы для постановки с односторонним подходом.
Использование разработанного способа задержки роста усталостных трещин при выполнении ремонтных работ на планере самолета с усталостными трещинами позволит повысить его ресурс по сравнению с базовым объектом, и обеспечить, например, для парка из 50-ти самолетов типа АН-24 годовойэкономическийэффект
117900 руб./год.
%г.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ задержки роста усталостных трещин в конструкциях | 1985 |
|
SU1299767A2 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА НЕСКВОЗНЫХ УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ИЗДЕЛИИ | 1985 |
|
SU1401892A1 |
СПОСОБ ЗАДЕРЖКИ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В КОНСТРУКЦИЯХ | 1985 |
|
RU1343689C |
СПОСОБ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТОВ В КОНСТРУКЦИЯХ И УСТРОЙСТВО "КЫСКЫЧ" ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2500512C2 |
СПОСОБ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТОВ В КОНСТРУКЦИЯХ И УСТРОЙСТВО "ТОКМАЧ" ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2519386C2 |
Способ задержки роста усталостных трещин | 1984 |
|
SU1191247A1 |
Способ предотвращения роста усталостных трещин в тонкостенных конструкциях | 1982 |
|
SU1054006A1 |
Способ торможения роста усталостных трещин в листовом материале | 1986 |
|
SU1368152A1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ДЕТАЛЯХ | 1985 |
|
SU1361856A1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА НЕСКВОЗНЫХ УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ИЗДЕЛИИ | 1985 |
|
SU1401894A1 |
СПОСОБ ЗАДЕРЖКИ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В КОНСТРУКЦИЯХ, заключающийся в выполнении в вершинах трещин отверстий и устаСрзке в последние крепежных элементов с радиальным и осевым натягом, отличающийся тем, что, с целью повышения усталостной долговечности конструкции, перед установкой каждого крепежного элемента в отверстие устанавливают две полувтулки, ориентируют их плоскостью раздела в направлении трещины, а крепежный элемент устанавливают в отверстие, образованное полувтулками, с радиальным натягом 5-10% от номинального диаметра отверстия в вершине трещины под полувтулки. 05 сд сд 01 го
Способ предотвращения роста усталостных трещин | 1978 |
|
SU725862A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1985-07-07—Публикация
1983-11-23—Подача