Изобретение относится к судостроению, а именно к рулевым управлениям судов на воздушной подушке. Цель изобретения - улучшение управляемости судна и упрощение выполнения операций управления, На фиг.1 изображена схема рулевог управления судна на воздушной подушке; на фиг.2 - схема движения воздуш ного потока через проточную часть вентилятора и канал для создания про пульсивно-рулевой тяги при движении судна вперед; на фиг.З - то же, что на фиг.2, но при торможении судна; на фиг.4 - то же, что на фиг.2, но при повороте судна налево; на фиг.5 то же, что на фиг.2, но при повороте судна направо. Рулевое управление судна на воздушной подушке, имеющего корпус 1 с проточной частью 2 вентилятора 3, сообщенной с каналом 4 для создания пропульсивно-рулевой тяги, содержит рулевую колонку 5, шарнирно установленную на оси 6, штурвал 7, смонтированный на одном .конце рулевой колонки 5 с возможностью поворота относитерьно этой колонки. Штурвал 7 снабжен жестко закрепленным на- нем рычагом 8. Рулевое управление содержит также горизонтальные заслонки 9, расположенные на осях 10 в канале 4, и вертикальные рули 11 с рычагами 12 установленные на осях 13 снаружи канала 4, Горизонтальные заслонки 9 и вертикальные рули 11 связаны с рулевой колонкой 5 и штурвалом 7 посредс твом механического привода. Механический привод содержит тяги 14 горизонтальных заслонок 9, два угловых рычага 15 и две жесткие тяги 16, каждая из которых одним концом шарнирно связана с одним из концов соответствующего ей -углового рычага 15, а также две жесткие тяги 17 вертикальных рулей 11. В-;рулевом управлении судна на воз душной подушке ось 6 рулевой колонки 5 установлена с возможностью продольного перемещения и шарнирного взаимодействия с рычагом 8 штурвала 7. Механический привод снабжен поворотной осью 18 с тремя жестко связан ными с ней рычагами 19, 20 и 21. Рычаг 19 размещен в средней части поворотной оси 18 и шарнирно связан с вторым концом рулевой колонки 5, а рычаги 20 и 21 размещены по концам этой поворотной.оси 18. Ось 10 каждой горизонтальной заслонки 9 снабжена жестко связанным с ней рычагом 22, шарнирно связанным с одним концом соответствующей ему тяги 14 горизонтальной заслонки 9, а другой конец этой тяги 14 шарнирно связан с одним концевым рычагом, например рычагом 21, поворотной оси 18. Каждый рычаг 12 вертикальных рулей 11 выполнен угловым и одним концом шарнирно связан с одним из вертикальных рулей 11, а другим - с одним концом одной и жестких тяг 17 вертикальных рулей 11. Механический привод снабжен также двумя задающими устройствами, каждое из которых содержит двуплечий рычаг 23, скобу 24 и палец 25, при этом двуплечий рычаг 23 шарнирно закреплен средней частью на корпусе Iсудна, один конец двуплечего рычага 23 выполнен со сквозным продольньм пазом 26, Скоба 24 неподвижно закреплена на корпусе 1 судна и имеет сквозной паз 27, спрофилированный по дуге. Палец 25 установлен в пазах 26 и 27 ишарнирно связан с другим концом одной жесткой тяги 17 вертикальных рулей 11. При этом другой конец каждого двуплечего рычага 23 шарнирно связан с вторым концом од- . ной из жестких тяг 16. Второй конец каждого углового рычага 15 механического привода шарнирно связан с одним концом оси 6 рулевой колонки. I Ось 10 каждой горизонтальной заслонки 9 расположена под углом к диаметральной плоскости судна. При нейтральном положении рулевой колонки 5 и штурвала 7 горизонтальные заслонки 9 и вертикальные рули IIзанимают среднее положение, воздух от вентилятора 3 через проточную часть 2 и канал 4 вытекает в направлении, обратном движению судна. Отклонение рулевой колонки 5 вперед или назад приводит к отклонению горизонтальных заслонок 9 соответствен-, но вниз или вверх, вызьгеая управляющее воздействие на судно в вертикальной плоскости. Крайнее положение рулевой колонки 5 На себя обеспечи- вает полное закрытие горизонтальными заслонками 9 выходного сечения канала. 4 В этом случае воздух от вентилятора вытекает через решетку отклоняющих лопаток 28 в сторону движения судна. 31 обеспечивая его торможение. Передача управляющего воздействия от рулевой колонки 5 к горизонтальньм заслонкам 9 осуществляется посредством рычага 19, поворотной оси 18, концевых рычагов 20 и 21, тяг 14 и рычагов 22. Поворот штурвала 7 осуществляет поворот вертикальных рулей 11 посредством рычага 8, оси 6 рулевой колонки 5, угловых рычагов 15, тяг 16, задающего устройства,состоящего из двуплечего рычага 23, скобы 24 и пальца 25, жестких тяг 17, рычагов 12 и шарнирных планок 29 вертикальных рулей 11. Поворот вертикальных рулей 11 отклоняет воздушный поток от вентилятора относительно направления движения судна, обеспечивая его управление в горизонтальной плос кости. Задающее устройство позволяет осуществить дифференцированное отклонение вертикальных рулей 11 с каждого борта судна. Например, при повороте штурвала 7 влево вертикальные рули 11 со стрроны правого борта отклоняются на угол меньший, чем угол, на который отклоняются вертикальные рули со стороны левого борта.
}}
JS 7 В этом случае со стороны правого борта воздух отклоняется на некоторый угол, а со стороны левого - выход через решетку вертикальных рулей 11 перекрыт и воздух вытекает через решетку отклоняющих лопаток 28. Это позволяет увеличить управляющий момент относительно центра масс судна в горизонтальной плоскости. Расположение осей 10 горизонтальных заслонок 9 под углом к диаметральной плоскости судна уменьшает гидравлические потери воздушного потока при его реверсе. Возможна совместная работа горизонтальных заслонок 9 и вертикальных рулей 11 путем одновременного поворота штурвала 7 и отклонения рулевой колонки 5. Возможность поворота вертикальных рулей со стороны каждого барта судна на разный угол, а также возможность их отклонения совместно с горизонтальными заслонками позволяют улучшить управляемость судна. Упрсщение выполнения операций управления судном достигается совмещением функций реверса тяги и изменения направления движерия судна в одном органе.
РР
/
к
1
Фиг. 2
28
11
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2006 |
|
RU2323112C2 |
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1997 |
|
RU2126753C1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2021 |
|
RU2763067C1 |
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ | 2016 |
|
RU2644496C1 |
Система управления судна на воздушной подушке | 1983 |
|
SU1178036A1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1988 |
|
SU1738690A1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2584039C1 |
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2006 |
|
RU2349475C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМ СУДНОМ НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2721365C1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя судна | 1970 |
|
SU441196A1 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУЩКЕ, имеющего корпус с проточной частью вентилятора, сообщенной с каналом для создания пропульсивно-рулевой тяги,содержащее рулевую колонку, шарнирно установленную на оси, штурвал, смонтированный на одном конце рулевой колонки с возможностью воворота относительно этой колонки и снабженный жестко закрепленным на нем рычагом, горизонтальные заслонки, расположенные на осях в канале, в вертикальные рули с 1 1чагами, установленные на осях снаружи канала, при этом горизонтальные заслонки и вертикальные рули связаиы с рулевой колонкой и штурвалом посредством механического привода, содержащего тяги горизонтальных заслонок, два угловых рычага и две жесткие тяги, каждая из которых одним концом шарнирно связана с одним из концов.соответствующего ей углового рычага, а также две жесткие тяги вертикальных рулей, отличающееся тем, что, с целью улучшения управляемости судна и упрощения выполнения апера1щй управления , ось рулевой колонки устаг новлена с возможностыо продольного перемещения и шарнирного взаимодействия рычагом штурвала, механический привод снабжен поворотной осью с тремя жестко связанными с ней рычагами, .один из которых размещен в ее средней части и шарнирно связан с вторым ;концом колонки, а остальные размещены по концам этой поворотной оси, и двумя задающими устройствами, при этом ось каждой горизонтальной заслонки снабжена жестко связанным с ней рычагом, шарнирно связанные с одним концом соответствующей ему тяги горизонтальной заслонки, а другой конец этой тяги шарнирно связан с ОДНГО1 из концевых рычагов поворотной оси, каждый рычаг вертикальных рулей выполнен угловым и одним концом шарнирно связан с одним из вертикальных рулей, а другим - с одним из кон(Л С цов одной из жестких тяг вертикальных рулей, каждое из задающих устройств содержит двуплечий рычаг, скобу и палец, при этом двуплечий рычаг шарнирно закреплен средней частью на корпусе судна, одни конец этого двуплечего рычага выполнен со сквозным продольным пазом скоба неподвижно закреплена на корпусе судна и имеет сквозной паз, спрофолированный по дуге, а палец установлен в паз-ах двуплечего рычага и CKO&I и шарнирно связан с другим одной из жестких тяг вертикальных рулей, при этом другой конец каждого двуплечего рычага шарнирно связан с вторым коццом одной из жестких тяг а второй конец -каждого углового рычага механического привода шарнирно связан с одним из концов оси рулевой колонки, при этом ось каждой горизонтальной заслонки расположена под углом к диаметральной плоскости судна.
ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИЙ ЛАЗЕР НА КРАСИТЕЛЕ В ПОЛИМЕРЕ | 1992 |
|
RU2031502C1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-04-07—Публикация
1983-03-21—Подача