Закрытая электрическая машина Советский патент 1985 года по МПК H02K9/19 

Описание патента на изобретение SU1179485A1

Изобретение относится к электромашиностроению, преимущественно к турбогенераторам с непосредственным жидкостным (водяным) охлаждением обмоток ротора и статора. Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения увлажнени бандажных колец ротора. На фиг. 1 изображена часть элект ри:ческой машины, продрльный разрез J на фиг. 2 - разрез А-А и Б-Б на фиг. } на фиг. 3 - ротор электриче кой машины с выбросом воздуха в зон центрирующего кольца, продольньш разрез. Закрытая электрическая машина имеет массивный ротдр 1, катушки 2 лобовых частей обмотки, непосредственно охлаждаемые жидкостью, в част ности дистиллированной водой, маесивные бандажные кольца 3, положени которых фиксируется кольцевой выточ кой на бочке ротора и центрирующим кольцом 4. Бандажное кольцо 3 удерживает лобовые части обмотки от сме щения в радиальном направлейии под действием центробежных сил. На цилиндрической поверхности по люса ротора 1 установлены заборники 5 газа, которые соединены через напорные каналы 6 и аксиальные трубы 7 с напорным кольцевым коллектором 8, имеющим отверстия 9 для выхода газа. Кольцевые резиновые уплотнения 10 между валом ротора 1 и центрирующим кольцом 4 препятствуют про никновению влажного газа в полость под бандажное кольцо 3 от узла 11 подачи и слива жидкости обмотки. Вытяжной кольцевой коллектор 12 с отверстиями 13 для входа соединен вьгоодящими каналами 14 в полюсах ро тора 1 с дефлекторами 15. Для улучшения вентиляции под бан дажным кольцом 3 выполнены каналы 1 в подбандажной изолирующей прокладке 17, а также между распорными эле ментами 18 обмотки ротора. Между шихтованными пакетами 19 статора запрессойаны сегменты плоских охладителей 20. На статоре такж закреплены две кольцевые перегородки 21, образующие кольцевую камеру 22, в которую через радиальные кана лы 23 между охладительными сегмента ми нагнетается сухой газ, например, азот. В варианте выполнения ротора (фиг.З) вытяжной коллектор 12 размещен у центрирующего кольца 4 и снабжен вытяжной трубой 24 и дефлекторами 25, установленными на внешнем торце бандажного кольца 3. Для повышения надежности крепления дефлекторов на торце бандажного кольца они могут быть выполнены в виде.единой конструкции с вытяжной трубой 24. Сухой газ из кольцевой камеры 22, куда он поступает под давлением по радиальным каналам 23, при вращении ротора 1 захватывается заборниками 5 и по напорному каналу 6 и аксиальной трубе 7 поступает в напорный кольцевой коллектор 8, из которого выходит через отверстия 9 в полость лобовых частей. Равномерное распределение отверстий 9 по окружности обеспечивает равномерное распределение газа в зоне центрирующего кольца 4. Далее сухой газ под действием аэродинамического напора центробежной силы равномерно растекается в аксиально-радиальном направлении, вентилируя сообщающиеся, каналами полости между катушками 2 обмотки распорными элементами 18 их крепления и бандажными кольцами 3, устремляясь к вытяжному коллектору 12, на котором равномерно расположены отверстия 13. Вошедший в коллектор газ, благодаря действию центробежных сил и всасывающему эффекту дефлекторов 15, выбрасывается через выводящие каналы 14 на внешнюю поверхность ротора 1. Тем самым осуществляется открытый цикл вентиляции полостей под бандажными кольцами и, что особенно важно, осушается внутренняя стенка бандажного кольца, на которой обычно осаждается вьщеляющаяся из газа жидкость. Целесообразное направление струй газа обеспечено расположением напорного 8 и вытяжного 12 коллекторов с отверстиями соответственно 9 и 13, равномерно размещенными по окружности. В устройстве (фиг.З) сухой газ протекает также в аксиально-радиальном направлении, но в сторону центрирующего кольца 4, где либо сразу выбрасывается через вытяжную трубу 24, либо предварительно собирается в вытяжном коллекторе 12. Эффект от использования изобретения определяется повьшением надежности турбогенератора, так как разрушение бандажного кольца от Коррозионного растрескивания, вызванного увлажнением, приводит к длительному останову электрической машины, а иногда и к ее полному разрушению, .Устранение коррозионного растрескивания бандажных колец уменьшает длитель25 20 .У

4

ность плановых остановок агрегата, поскольку отпадает необходимость проведения большого объема токарнорасточных работ по снятию коррозионных пятен и сетки трещин с внутренней поверхности бандажных колец, а также замены последних .

Похожие патенты SU1179485A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Шалаев Владимир Григорьевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
RU2101836C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1995
  • Шалаев Владимир Григорьевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахметович
RU2084069C1
Электрическая машина с газовым охлаждением 1982
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Пригоровский Игорь Александрович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
  • Андреев Анатолий Владимирович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Филиппов Иосиф Филиппович
SU1056375A1
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1
Ротор турбогенератора 1980
  • Бригинец Анатолий Филиппович
  • Иванов Валерий Константинович
  • Масленников Константин Николаевич
  • Муравлев Владимир Александрович
  • Новосадов Александр Александрович
  • Чириков Валентин Федорович
SU936244A1
Устройство для крепления лобовой части обмотки ротора 1981
  • Кузьмин Николай Федорович
  • Суханов Лев Александрович
SU1065970A1
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2009
  • Гиберт Корней Корнеевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Чернявский Владимир Исаакович
  • Гребенщиков Антон Геннадьевич
RU2410819C1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1982
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Загородная Галина Александровна
  • Фридман Владимир Маркович
  • Галай Алексей Архипович
  • Вартаньян Гурген Петросович
SU1224908A1
Электрическая машина со смешанным охлаждением 1985
  • Балабанов Иван Григорьевич
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Дукштау Александр Антонович
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Пинский Григорий Борисович
  • Колин Павел Акимович
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Папер Александр Соломонович
SU1356124A1
ТУРБОГЕНЕРАТОР С СИСТЕМОЙ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 2008
  • Антипов Виктор Николаевич
  • Грозов Андрей Дмитриевич
  • Данилевич Януш Брониславович
  • Иванова Анна Владимировна
RU2379813C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 179 485 A1

Реферат патента 1985 года Закрытая электрическая машина

1. ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, преимущественно турбогенератор, содержащая статор с радиальными каналами в сердечнике, соединенными с трубопроводом сухого газа, и массивный неявнополюсный ротор, бочка которого имеет полюса и радиальные пазы, в которых размещена обмотка с Непосредственным водяным охлаждением, с закрепленными с помощью распорных элементов лобовыми частями, удерживаемыми в аксиальном направле- - -ч.г нии центрирующими кольцами, а в ра- , диальном направлении - массивньгми бандажными кольцами, отделенными от лобовых частей обмотки изолирующими прокладками, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения увлажнения бандажных колец, изолирующие прокладки и распорные элементы ; обовых частей обмотки ротора выполнены с аксиальными вентиляционными каналами, у торцевых поверхностей .центрирующих колец и бочки ротора установлены соответственно напорньй и вытяжной кольцевые коллекторы с отверстиями, а полюса ротора имеют каналы, при 00 помощи которых коллекторы соединены с наружной цилиндрической поверхностью бочки ротора, причем над каналами, соединенными с напорным коллектором, установлены заборники, а над каналами, соединенными с вытяжным коллектором,- дефлекторы. 2. Машина поп.1, отличающаяся тем, что на статоре в зоне размещения заборников ротора эо :л установлены кольцевые перегородки, образующие камеру, соединенную с радиальными каналами статора.

Формула изобретения SU 1 179 485 A1

ющллп amefetf

/.

/

epas.B

fPt/г.

г 2 4

I

.25

О

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1179485A1

Титов В.В
и др
LypeoreHepaToры
Расчет и конструкция
- М.-Л.: Энергия, 1967, с
Стеклографический печатный станок с ножной педалью 1922
  • Левенц М.А.
SU236A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Иогансен В.И
и др
Аппарат с подвижным профилем железнодорожного пути 1922
  • Андреев П.И.
SU800A1
Сб.: Электросила, № 33
- Л.: Энергоиздат, 1981.

SU 1 179 485 A1

Авторы

Бобков Юрий Александрович

Суханов Лев Александрович

Даты

1985-09-15Публикация

1984-03-07Подача