Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение экономичности двигателя за счет уменьшения расхода .мошности двигателя на привод циркуляционного насоса системы охлаждения.
На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемой системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Система охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания, снабженного по крайней мере одним цилиндром с поршнем (не показаны), содержит радиатор 2 с верхним 3 и нижним 4 коллекторами, рубашку 5 охлаждения двигателя 1, циркуляционный насос 6, снабженный электродвигателем 7 в качестве привода, управление которым осуществляется по сигналу датчика 8 давления, размещенного в верхнем 3 коллекторе радиатора 2, составляющие замкнутый контур циркуляции охлаждающей жидкости. Расширительный бачок 9 подключен к радиатору 2 через пробку 10, установленную в верхнем коллекторе 3. Электровентилятор 1 1 приводится в действие по сигналу датчика 12 температуры, включенного в цепь его питания и размещенного в рубащке 5 охлаждения двигателя 1 в районе верхней мертвой точки поршня цилиндра двигателя.
Система работает следующим образом.
После пуска холодного двигателя 1 температура охлаждающей жидкости, заполняющей контур охлаждения, начинает расти прежде всего в слоях, непосредственно прилегающих к охлаждаемым поверхностям двигателя. По мере уменьшения плотности жидкости в этих слоях они вытесняются и замещаются более холодными. Возникающий при этом движущий напор естественной конвекции за счет перемешивания элементарных объектов жидкости с различной температурой способствует прогреву всей жидкости, находящейся в рубашке 5 охлаждения. Слабая циркуляция жидкости путем естественной конвекции способствует быстрому прогреву двигателя 1 без какихлибо дополнительных энергозатрат. По достижении -заданной по условиям наладки датчика 12 температуры он включает электровентилятор 11. Принудительная циркуляция воздуха через радиатор 2 интенсифицирует теплоотдачу от радиатора и резко снижает температуру жидкости в радиаторе 2, обусловливая этим увеличение циркуляции жидкости по всему контуру, интенсивность которой возрастает по мере увеличения разницы между температурами на входе и выходе радиатора 2.
Включение циркуляционного насоса 6
происходит следующим образом. Температурные колебания объема охлаждающей жидкости системы охлаждения компенсирует вентиляционный клапан (не показан) пробки 10, обеспечивающий перетечку жидкости с малыми расходами между радиатором 2 и расширительным бачком 9. При закипании охлаждающей жидкости или резком повышении давления пропускной способности клапана не хватает. Он закрывается и разобщает радиатор 2 к расширительный бачок 9. Давление в системе при этом повышается, обеспечивая более высокую температуру жидкости без интенсивного ее кипения. По достижении давления 1,5 кг/см 2 открывается выпускной клапан
5 (не показан) большего проходного сечения. Но еще прежде, чем это произойдет, датчик 8 давления, настроенный на меньшее давление, например 1,2 кг/см , назначенное с учетом допускаемых нагрузок наиболее слабого по прочности звена систе.мы,
0 включает насос 6. Принудительная циркуляция жидкости в системе охлаждения исключает дальнейший рост давления в системе.
Предлагаемая система охлаждения повышает экономичность двигателя, сокращая энергозатраты на механизмы, входящие в ее состав, путем разделительного управления режимами работы этих механизмов по сигналам, обеспечивающим соответствие режимов меняющимся условиям эксплуатации. При таком управлении отпадает необход,имость в малом контуре циркуляции жидкости, .минуя радиатор, т. е. обеспечивается упрощение системы охлаждения путе.м отказа от ряда ее элементов. Контроль давления в контуре охлаждения не только полностью предохраняет от разрущения его элементы, но и полностью устраняет потери охлаждающей жидкости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания,преимущественно автомобильного | 1986 |
|
SU1333781A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1390398A1 |
Способ комплексной утилизации энергии выхлопных газов в моторно-трансмиссионных установках самоходных машин и система для его реализации | 2022 |
|
RU2803593C1 |
Система термостатирования батарейного модуля и инвертора гибридного автомобиля | 2019 |
|
RU2722217C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2109148C1 |
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2232905C1 |
Система охлаждения автотракторного двигателя | 2020 |
|
RU2758262C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2019 |
|
RU2707787C1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1978 |
|
SU771352A1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2374462C1 |
1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ снабженного по меньшей мере одним цилинд ром с поршнем, содержашая рубашку охлаж дения двигателя, циркуляционный насос, радиатор с верхним и нижним коллекторами, связанными между собой, расширительный бачок, подключенный к радиатору через пробку, установленную в его верхнем коллекторе, и электровентилятор с датчиком температуры охлаждаюшей жидкости, включенным в цепь его питания, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности двигателя, циркуляционный насос снабжен электродвигателем с датчиком давления, включенным в цепь его питания и размешенным в верхнем коллекторе радиатора. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что датчик температуры охлаждающей жидкости размещен в рубашке охлаждения двигателя в районе верхней мертвой точки поршня цилиндра двигателя. (Л
Ершов Б | |||
В..,Юрченко М | |||
А | |||
Легковые автомобили ВАЗ | |||
Киев: Виша школа, 1983, с | |||
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ | 1921 |
|
SU48A1 |
Авторы
Даты
1985-11-15—Публикация
1983-06-06—Подача