Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах, например, с вертикальным валом, имеющих систему смазки подшипниковых узлов с винтовьш насосом, особенно целесообразно использование в высокоскоростных электрических машинах с повышенным ресурсом, рабо- таю11{их в течение длительного времени без обслуживания.
Целью изобретения является повышение 1ШД и надежности электрической машины.
На чертеже изображена электрическая машина с подшипниковьм узлом, разрез,
Электрическая машина содержит вертикальный вал 1, на котором смонтирован подшипник 2 качения, систему смазки, состоящую из винтового насоса 3 с двумя нарезками левой 4 и правой 5 на верхней и нижней всасывающих частях и нагнетаюирм выходом в центре насоса 6, каналов 7 и 8 для подвода смазки к подшипнику 2 и резервуара 9 для смазки, расположенного выше подшипника2. Насос 3 сообщается с подшипником 2 через резервуар 9, входное отверстие 10 которого расположено над выходным отверстием 11. Электрическая машина имеет резервуар 12 со смазкой, в котором размещена нижняя всасывающа часть винтового насоса 3, Резервуар 9 снабжен системой 13 для перемешивания горячего масла с холодным, закрепленной на его дне, К входному отверстию 10 присоединен трубопровод 14, противоположный конец которого расположен над системой 13 выполненной, например, в виде цилиндра с отверстиями 15 в нижней части для прохода масла. Резервуар 9 имее отверстие 16 для залива масла. В канале 8 установлен элемент 17, регулирующий подачу смазки в подшипник, выполненный, например, в виде жикле ра.
Устройство работает следующим образом.
В статическом состоянии резервуар 9 заполнен смазкой, уровень которой ниже выходного отверстия 11, а резервуар 12 заполнен смазкой, зфовень
которой ниже его краев, чтобы смазка не вытекала из указанного резервуара. С началом вращения ротора электрической машины винтовой насос 3 перекачивает масло из резервуара 12 по каналу 7 в дополнительный резервуар 9, причем масло из трубопровода 14 сливается в систему 13, которая улучшает перемешивание горячего масла с холодным, содержа1цимся в резервуаре
9. В дополнительном резервуаре 9 уровень масла начинает повышаться и когда он превысит уровень отверстия 11 канала 8 масло начинает стекать по нему через жиклер 17 в полость
.подшипниковогЪ узла.
Смазав подшипник 2, масло стекает в верхнюю часть винтового насоса 3 и по каналу 7 вновь подается в допол- нительный резервуар 9. Таким образом,
при работе электрической машины ос- ловной объем масла находится в дополнительном резервуаре 9, где оно охлалодается и отстаивается. В резер- .вуаре 12 смазка в это время находится на уровне нижней всасывающей части винтового насоса, который работа- , ет практически вхолостую. Верхняя часть насоса за счет ограниченного поступления смазки тоже работает с .минимальной нагрузкой.
Использование изобретения в сравнении с известньши устройствами позволяет повысить КПД электрической машины за счет снижения затрат энергии на работу насоса, который, как показал эксперимент, перекачивает в этом случае в 20-30 раз меньший объем смазкИуИ повысить надежность электрической машсты за счет удаления смазки от нагретых частей машины,
увеличения объема смазки и у7 1еньше- ния ее разрушения в подшипнике, что приводит к длительному сохранению рабочих характеристик, увшпшению срока слулсбы между заменами смазки.
Все это приводит к повьш ению надежности подшипниковых узлов и электрической машины в делом.
3
W
ПГ N, N V
Id
16
15
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Унифицированный вертикальный центробежный насос | 2021 |
|
RU2768655C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ НАСОС | 2007 |
|
RU2337254C1 |
ТУРБОАГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ | 1999 |
|
RU2158398C1 |
МАСЛЯНЫЙ КОНТУР И БЕЗМАСЛЯНЫЙ КОМПРЕССОР, СНАБЖЕННЫЙ ТАКИМ МАСЛЯНЫМ КОНТУРОМ, И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СМАЗКОЙ И/ИЛИ ОХЛАЖДЕНИЕМ ТАКОГО БЕЗМАСЛЯНОГО КОМПРЕССОРА ПОСРЕДСТВОМ ТАКОГО МАСЛЯНОГО КОНТУРА | 2018 |
|
RU2718090C1 |
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ РЕДУКТОРА | 2012 |
|
RU2482379C1 |
ТУРБОАГРЕГАТ КОМПРЕССОРНО-НАСОСНЫЙ | 1997 |
|
RU2133929C1 |
Устройство для подачи жидкой смазки в узел трения | 1987 |
|
SU1469236A1 |
МАШИНА, СНАБЖЕННАЯ МАСЛЯНЫМ НАСОСОМ, И СПОСОБ ЗАПУСКА ТАКОЙ МАШИНЫ | 2018 |
|
RU2761330C2 |
Вертикальный насосный агрегат | 1981 |
|
SU1078136A1 |
Опорный подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1754959A1 |
Редактор Р.Цицнка
Составитель Ф.Подольская
Техред Л.Микеш Корректор Л.Пнлипенко
Заказ 8729/55 Тираж 63 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПШ Патент, г.Ужгород, ул. Проектная,
Подшипниковый узел | 1974 |
|
SU502137A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Труды ВШШЭМ, Т.39, М., 1973, с.176-181. |
Авторы
Даты
1986-01-23—Публикация
1983-12-21—Подача