Изобретение представляет собой грузовое судно с одной или несколькими палубами для перевозки груза со сравнительно небольшим объемным весом, универсального штучного груза, преимущественно контейнеров, и/или груза со сравнительно большим объ- емным весом в виде сыпучего, так называемого массового груза, и/или тяжеловесов в виде комплексных промышленных и химических соорулсений, паровозов и др.
В морском транспорте отмечается на- правленность, по которой, с одной стороны, отправляемый унитарный груз, прежде всего контейнеры, полностью занимают имеющийся на нормальных судах объем грузовых трюмов, однако, с другой стороны, в недостаточной мере используют допустимую гру- зоподъемность этих судов. Данная нанрав- ленность требует постоянного увеличения площади для укладки контейнеров в трюмах судна и в первую очередь на палубе.
Дальнейшему увел1 чеиию площади для укладк11 груза на указанных судах противостоят расположенные на главной Т1алубе надстройки суд1Ш. Они, как известно, в настоящее время в основном находятся над машинным отде.чеиием, так, что площадь главной палубы в районе не можег использоваться для штивки палубного груза.
Aнaлиз ipyя все эргономические точки зрения жизни на судне, в первую очередь воздействие шума, вибрации, колебаний и ускорений судна, с целью повышения удобства быта экипажа, следует исходить из того, что целесообразным является размещение экипажа на расстояние 1/3-i/2 длины судна со стороны кормы. Отделение жилых помещений от источников возмуи1ения, т., е. перемещение их из района машинного отделения и гребного винта в районы судна с более низкими относительными движениями, еще больше обостряет нроблемы полной загрузки укладочной площади в грузовых трюмах и оборудования мест укладки груза на палубе. Появляется нежеланн.ая поди1тив- ка в трюмах, наруп;ается экономная эксплуатация судовых перегрузочных устройств, а расположение трюмовых люков часто не обеспечивает достаточного места для. укладки люковых крышек.
Известны способы перемеп;ения распо- ложенных на палубе надстроек путем передвижения надстроек мостика, жилых помещений экипажа и пассажиров или раздельно по средней, носовой и/или кормовой частям судна или совместно в одпом узле, а также созданное под этим аспектом судно (выложенная заявка ФРГ DE-OS 27 27905, кл. В 63 В 15/00, публ. 1979).
Однако сдвижная на подкрановых г;утях или специальных рельсах на палубе рубка надстроек значительно затрудняет работу системы люковых крышек и перегрузочных устройств. Предусмотренное по этому способу свободное передвижение рубки практиче
5
0
IQ
0
.„
5
5
ски вряд ли осуществимо, так как для «открытого судна такое рещение отпадает из-за обычно высокой доли палубного груза.
Цель расположения рубки, независимо от машинного отделения на расстоянии 1/3-1/2 длины судна со стороны кормы судна, должна быть достигнута путем интеграции сдвижной рубки в систему люковых крышек для исключения препятствий в совместной работе люковых крышек, сдвижной рубки и судовых перегрузочных устройств. Если при этом сдвижная рубка располагается на подставке, подобной люковой крышке понтонного типа, то она выполняет функцию люковой крышки, которая как и крышки смежных грузовых трюмов полностью покрывает грузовой трюм, находящийся под местом расположения рубки. Доступ к этому грузовому трюму обеспечивается выполнением нижней части рубки в виде откидной крьпики по пОх хъемно-откатиому принципу. (Kinias, С und Spethmann, К. Verschieb- bares Deckshaus fur seegehende FrachLschiffe Hansa Ii7, 1980, 5).
Недостатки этого технического решения состоят в том, что площадь на главной палубе размерами грузового трюма, необходимая для размещошя рубки, не может использоваться для укладки палубного груза, подвижность сдвижной рубки при наличии па- лубпых кранов распространяется максимально на один из смежных грузовых трюмов, а эффективное приме} ение портальных кранов практически невозможно.
Понтонное транспортное судно с гребны.м винтом и установленной на понтоне рулевой рубкой ограничивается размещением груза только на палубе понтона, расположенной над уровнем ватерлинии | выложенная заявка ФРГ DE-OS 2607578, кл. В 63 В 11/00, публ. 1977).
Расположение жилых помещений для экипажа соответствует обычному стандарту для плавучих понтонов, например понтонов плавкранов, не имеющих грузовых трюмов под палубой.
В этом отнон1ении оно является нетипичным для судов, перевозящих груз на палубе и в трюмах под палубой.
Цель изобретения - повышение контей- неровместимости на 1 лавной палубе соответствующих грузовых судов, достижение повышенной эффективности процессов перевозки, перегрузки и хранения для грузовых судов как с судовыми перегрузочными устройствами, так и без них, а также продление срока эксплуатации судов в море благодаря более высокой производительности монтажа, демонтажа и ремонта приводных установок.
В основу изобретения положена задача: разработать грузовое судно с одной или несколькими палубами, способное для перевозки универсального штучного груза, прежде Bcei o контейнеров, и/или сыпучего груза.
так называемого массового груза, и/или тяжеловесов в виде комплексных промышленных систем, главная палуба которого может быть использована для перевозки палубного груза, преимущественно контейнеров.
При этом необходимо обеспечить перегрузку груза беспрепятственно по всей длине главной палубы, а также оптимальную п непосредственную вертикальную доступность машинного отделения снаружи.
Свободно доступная главная палуба, полностью используемая для укладки палубного груза, распространяется на всю длину и ширину судна, часть жилых и рабочих помещений экипажа, в первую очередь жилых помещений, помещений для проведения свободного времени, хозяйственных и санитарных помещений, расположена под главной палубой, а другая часть - служебные помещения командного состава - на уровне, не затрудняющем процесса перевозки, пере- грузки и хранения груза на судне. Кроме того, рабочие помепдения командного состава, а также жилые, служебные и санитарные помещения расположены на портале, который свободно передвигается по всей длине главной палубы судна.
При наличии одного или нескольких портальных кранов, свободно передвижных по всей длине главной палубы, эти помещения располагаются на портальных кранах, причем при наличии не меньше двух портальных кранов во время плавания судна они сцепляются и арретируются между собой так, чтобы находящиеся на них помепдения были связаны между собой.
Целесообразным считается размещение жилых, бытовых, хозяйственных и санитар- ных помещений экипажа судна на расстоянии 1/3-1/2 длины судна со стороны кормы судна. Кроме того, .машинное отделение непосредственно снаружи вертикально доступно через один или несколько монтажных люков в главной палубе, которые закрываются люковыми крышками заподлицо с палубой.
Благодаря отсутствию всяких мешающих процессу погрузки, перегрузки и выгрузки надстроек и рубок число мест для укладки контейнеров на главной палубе может быть повышено до 20%. Кроме того, на главной палубе беспрепятственно могут работать передвижные в продольном направлении судовые перегрузочные средства по всей длине палубы, имеющие существенно повышенную производительность по сравнению с другими известными техническими средствами. Но и для судов без собственных перегрузочных устройств повыщается эффективность грузовых работ, так как береговые средства перегрузки имеют оптимальный доступ к грузу как на главной палубе, так и в грузовых трюмах, потому что служебные помещения
5
о 5
0
„
5
для судовождения расположены на портале, свободно передвижимом по всей длине главной палубы.
Благодаря описанному выше расположению помещений экипажа основные эргономические факторы возмундения на судне, как ujyM. в ггбрация, качка и уско|)ение судна, также считаются оптимальными. Настоящий уровень развития техники позволяет полное кондиционирование воздуха в помещениях, а также их искусственное освеидение. Таким образом, отсутствие возможности прямой естественной вентиляции и освещения через иллюминаторы не оказывает отрицательного влияния на благосостояние экипажа. При необходимости экипаж может проводить свободное время в подвижно расположенном «островке отдыха на свободном воздухе.
Непосредственный доступ к машинному отделению со стороны главной палубы положительно оказывается на монтаж, демонтаж и ремонт механизмов в интересах повышения эффективности эксплуатации судна.
На фиг. изображено грузовое судно, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - разрез А-.А. на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Грузовое судно содержит корпус 1, который имеет обычную носовую часть 2, а кормовую часть 3 с широким транцем. Под главной палубой 4 расположены машинное отделение 5, грузовые трюмы 6, 6.1, жилые общественные, хозяйственные и санитарные помещения 7 экипажа в районе грузового трюма 6.1. Помещения 7 находятся на расстоянии 1 /3-1/2 длины судна, если смотреть с кормы судна.
Судно с максимальным раскрытием палубы, имеющее большие люки над грузовыми трюмами 6, по конструктивны.м и технологическим соображениям выполнено как двух- корпусное судно.
В районе грузовых трюмов 6.1 в с обоих бортов двойного корпуса находятся жилые помещения экипажа, расположенные на нескольких палубах. Они доступны с главной палубы 4 и связаны между собой в поперечном плане через коридор 8, а с другими помещениями судна - через коридоры 9 в двойном корпусе.
На главной палубе 4 установлено два портальных крана 11, для передвижения в продольном направлении судна которых предусмотрены рельсы 10. Над носовым портальным краном 11 расположены рабочие помещения 12 для судовождения, например мостик, штурманская, радиорубка и др.
Над кормовым портальным краном 11 находятся жилые, общественные и санитарные помещения 13 для командного состава. Во время плавания судна в море оба портальных крана 11 сцепляются и арретируются между собой. Рабочие помещения 12 для судовождения и жилые, общественные и санитарные помещения 13 командного состава связаны и доступны между собой. Во время перегрузочной операции порталь- ные краны 11 могут работать по всей длине судна независимо друг от друга. Для обслуживания кранов предусмотрены соответствующие местные пульты управления.
Если грузоподъемность каждого крана составляет, например, 40 т, то оба крана в спаренной работе могут поднимать груз массой до 80 т. Таким образом, они обеспечивают перегрузку тяжеловесов в грузовые трюмы 6.1 или на главную палубу 4.
Над машинным отделением 5 расположен монтажный люк для непосредственного вертикального входа в машинное отделение 5 с главной палубы 4.
Дымовая труба 15 по высоте согласована с габаритной высотой проезда портальных кранов 11. Телескопически регулируемые
по высоте отводящие трубки во время хода судна улучшают отвод отработанных газов.
Для целесообразного размещения спасательных средств судна на портальных кранах 11 предусмотрены места, защищенные от всякого соприкосновения с морской водой и механических повреждений.
Вход в рабочие помещения 12 судовождения, а также в жилые, общественные и сани- тарнЕ е помещения 13, находящиеся на портальных кранах 1 1, обеспечивается наружными наклонными тропами.
Кабели электропитания, а также необходимые рабочие, контрольно-измерительные кабели проложены вблизи рельсов 10 в палубных нишах и наматываются при движении портальных кранов 11 по необходимости на один или несколько барабанов.
Признано изобретением по результатам экспертизы, осуществленной Ведомством по изобретательству Германской Демократической Республики.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судно для перевозки массовых грузов | 1979 |
|
SU950584A1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ОДНОПАЛУБНОЕ СУДНО | 1992 |
|
RU2057677C1 |
Судно для перевозки габаритных грузов | 1988 |
|
SU1643317A1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ СУДАМИ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗ КОМПЛЕКСА ФЛОТА НА ЗАДАННЫЙ МАРШРУТ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ | 2009 |
|
RU2408494C1 |
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
Плавучий кессон-завод | 1983 |
|
SU1188249A1 |
Многофункциональное судно обеспечения морских буровых платформ и комплекс судовой системы грузообработки для применения на многофункциональном судне | 2020 |
|
RU2747109C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603709C1 |
Фиг.З
Составитель. А. Строков
Редактор Г. ВолковаТехред И. Верес:Корректор Л. Пилипенко
Заказ 1214/26Тнраж422Подпиское
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг.
Авторы
Даты
1986-03-23—Публикация
1981-06-09—Подача