Устройство для обучения музыке Советский патент 1986 года по МПК G09B15/00 

Описание патента на изобретение SU1223268A1

Изобретение относится к области учебных наглядных пособий по теории музыки, в частности для обучения систем ладов и созвучий.

Целью изобретения является повышение эффективности обучения музыке.

На фиг. 1 изображено устройство для обучения музыке, общий вид; на фиг. 2 - октавный вариант подвижного движка, вид спереди; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на

для закрытия наименования лада или созвучия.

На дополнительном движке 14 (фиг. 4) по его диагонали нанесены взаимообратимые релятивные модели лидийского 22 и гипофри- гийского 23 ладов, по его горизонтальным сторонам расположены шкалы зонных наименований ступеней 24 для наименования ступеней модели лидийского лада 22,25 для гипо- фригийского лада 23. Имеются также экраны

фиг. 4 - дополнительный октавный движок с ю с обозначением наименований лада релятиврелятивной моделью взаимообратимых ладов лидийского и гипофригийского; на фиг. 5 - дополнительный октавный движок с релятивной моделью хроматической мажорной гаммы; на фиг. 6 - кассетный движок, вид

ной модели: экран 26 наименования лидийского лада и экран 27 наименования гипофригийского лада. На дополнительном движке 14 выполнены изгиб 28 для обеспечения плавного размещения его в корпусе 16 подвижспереди; на фиг. 7 - вид Б на фиг. 6; на 15 ного движка 3, вертикальные линии 29 зонфиг. 8 - дополнительный кассетный движок верхней кассеты с релятивной моделью мажорного тетрахорда; на фиг. 9 - то же, с релятивной моделью минорного тетрахорда; на фиг. 10 - дополнительный касет- ный движок нижней касеты с релятивной моделью фригийского тетрахорда; на фиг. 11 то же, с релятивной моделью увеличенного тетрахорда; на фиг. 12 - то же, с релятивной моделью универсального тетрахорда; на

но-энгармоническои сетки и горизонтальные линии 30 этой же сетки и выделяется центральная тритоновая зона 18.

На дополнительном движке 14 (фиг. 5) с 2Q релятивной моделью хроматического мажорного звукоряда имеется шкала 31 ладовых ступеней, экран 32 наименования звукоряда и язычок 33 для удобства манипуляций. Релятивные модели хроматического восходящего и нисходящего звукорядов обозначены стрелфиг. 13 - фрагмент основания с диагональ- 25 ками 34: их направление вверх - для восной зонноэнгармонической шкалой абсолютных наименований звуков; на фиг. 14 - вариант подвижного движка, в.ид спереди; на фиг. 15 - сечение В-В на фиг. 14; на фиг. 16 - съемная щторка ползунка движходящей альтерации, а вниз - для нисходящей.

Дополнительный движок 14 (фиг. 6) может быть выполнен в виде кассеты, имеющей верхний 35 и нижний 36 карманы. В

ка; на фиг. 17 - ползунок движка с пуго- 30 каждом кармане 35 и 36 размещен набор

дополнительных тетрахордовых движков. В верхнем кармане 35 размещены дополнительные движки с моделью мажорного тетрахорда 37, с моделью увеличенного тетрахорда 38, минорного тетрахорда 39, универвичным креплением внутри..

Устройство для обучения музыке содержит связанный с основанием Г с нанесенной на него шкалой 2 подвижный движок 3 со своей шкалой 4, имеющий горизонтальные 5 и вертикальные 6 просечки. Связь 35 сального тетрахорда 40 и фригийского тетрахорда 41. В нижнем кармане 36 размещены дополнительные движки нижнего мажорного тетрахорда 42, увеличенного тетрахорда 43, минорного тетрахорда 44, универподвижного движка 3 с основанием 1 выполнена в виде щарнирно соединенных между собой пар тяг 7 и 8, свободные концы которых шарнирно соединены соответственно с ос

45

нованием 1 и движком 3, причем шарнир 9 Q сального тетрахорда 45 и фригийского тет- соединенных между собой тяг 7 и 8 размещен в выполненных в соответствующих тягах 7 и 8 пазах 10 и 11 и имеет фиксатор 12 их положения, при этом в подвижном движке 3 выполнены дополнительные диагонально расположенные просечки 13.

Устройство для обучения музыке имеет дополнительный движок 14 со шкалой 15, установленный в корпусе 16 подвижного движка 3 с возможностью продольного перемещения, а пазы 10 и 11 имеют прямоугольную форму. С тыльной стороны подвижного движка 3 расположены ограничители 17 хода дополнительного движка 14. Подвижный движок 3 имеет нанесенные на него шкалы тоновых высот 4 с центральной три- тоновой зоной 18, ладовых ступеней 19, имеющую такую же центральную тритоновую зону 18, зонных наименований ступеней 20. На подвижном движке 3 имеется щиток 21

рахорда 46. В дополнительном движке 14 выполнены верхнее 47 и нижнее 48 окна и имеются две тетрахордовые шкалы зонных наименований ступеней - нижняя 49 и верхняя 50.

Фрагмент основания 1 (фиг. 13) содержит диагональную зонио-энгармоническую шкалу 51 абсолютных наименований звуков, щкалу 52 зонных наименований звуков и шкалу высотных частот, выполненную в виде черно-белой клавиатуры 53. Диагональная зонно-энгармоническая шкала 51 абсолютных наименований звуков составлена из блоков 54 хроматических одноименных звуков, расположенных по вертикали плоскости основания 1, и рядов 55 одновысотных -J энгармонических звуков, расположенных в плоскости основания I.

На фиг. 14 изображен вариант подвижного движка 3, имеющего вырез 56 для

50

для закрытия наименования лада или созвучия.

На дополнительном движке 14 (фиг. 4) по его диагонали нанесены взаимообратимые релятивные модели лидийского 22 и гипофри- гийского 23 ладов, по его горизонтальным сторонам расположены шкалы зонных наименований ступеней 24 для наименования ступеней модели лидийского лада 22,25 для гипо- фригийского лада 23. Имеются также экраны

с обозначением наименований лада релятивс обозначением наименований лада релятивной модели: экран 26 наименования лидийского лада и экран 27 наименования гипофригийского лада. На дополнительном движке 14 выполнены изгиб 28 для обеспечения плавного размещения его в корпусе 16 подвижного движка 3, вертикальные линии 29 зонно-энгармоническои сетки и горизонтальные линии 30 этой же сетки и выделяется центральная тритоновая зона 18.

На дополнительном движке 14 (фиг. 5) с релятивной моделью хроматического мажорного звукоряда имеется шкала 31 ладовых ступеней, экран 32 наименования звукоряда и язычок 33 для удобства манипуляций. Релятивные модели хроматического восходящего и нисходящего звукорядов обозначены стрелками 34: их направление вверх - для восками 34: их направление вверх - для восходящей альтерации, а вниз - для нисходящей.

Дополнительный движок 14 (фиг. 6) может быть выполнен в виде кассеты, имеющей верхний 35 и нижний 36 карманы. В

каждом кармане 35 и 36 размещен набор

сального тетрахорда 45 и фригийского тет-

рахорда 46. В дополнительном движке 14 выполнены верхнее 47 и нижнее 48 окна и имеются две тетрахордовые шкалы зонных наименований ступеней - нижняя 49 и верхняя 50.

Фрагмент основания 1 (фиг. 13) содержит диагональную зонио-энгармоническую шкалу 51 абсолютных наименований звуков, щкалу 52 зонных наименований звуков и шкалу высотных частот, выполненную в виде черно-белой клавиатуры 53. Диагональная зонно-энгармоническая шкала 51 абсолютных наименований звуков составлена из блоков 54 хроматических одноименных звуков, расположенных по вертикали плоскости основания 1, и рядов 55 одновысотных энгармонических звуков, расположенных в плоскости основания I.

На фиг. 14 изображен вариант подвижного движка 3, имеющего вырез 56 для

наблюдения шкалы 51. По правой и левой стронам выреза 56 размещены кулнсы - левая 57 и правая 58, необходимые для перекрытия выреза 56. Имеются также пазы 59 для размещения в них сменных передвижных шкал 60 и 61. На верхней, лицевой плоскости движка 3 во внутренней его полости выполнена прорезь 62 с размещенными в ней элементами (ступенями) 63, соединенная с горизонтальной прорезью 64,

22 не покажется наименование «Соль, принадлежащее шкале 51 абсолютных наименований. После этого найденное положение движка 14 фиксируется фиксатором 12. Касетный вариант движка 3 (фиг. 6 и 7) используется в случае, если надо составлять ладотональность из моделей тетрахордов. Так, например, если требуется получить реминор гармонический, который образуется соединением нижнего минорного

имеющей паз 65 для выведения из про- ю тетрахорда с верхним увеличенным тетрарезн 62 элементов 63 посредством толкателя 66. По верхнему горизонтальному краю движка 3 выполнена прорезь 67 с окном 68, предназначенным для наблюдения сменных передвижных шкал 60 и 61.

Шторка 69 кулис 57 и 58 (фиг. 16) снабжена шипами 70 для крепления ее к проемам 71.

Кулиса 58 (фиг. 17) имеет рукоятку 72 и паз 73 для размещения в нем выступа 74.

Пользуются устройством для обучения музыке следующим образом.

хордом, сначала отыскивают соответствующие дополнительные движки 38 и 39 с заданными релятивными моделями тетрахордов (фиг. 9 - модель минорного тетрахорда; фиг. 11 - модель увеличенного тетра- 5 хорда) и перемещают их. Сначала из нижнего кармана 36 выводят дополнительный движок 39 зеленого цвета с релятивной моделью минорного тетрахорда в нижнее окно 48, так, что он доходит до ограничителя 17. Таким образом получают нижнюю половину искомого лада. Затем перемещают из верхнего кармана 35 в верхнее окно 47 дополнительный движок 38 увеличенного тетрахорда красного цвета до ограничителя 17. В результате получают комбинированную, двухцветную зе.тсно-красную модель гармонического минора, составленную из двух разных дополнительных движков 38 и 39 - нижнего зеленого с полутоном в центре, являющегося минорным тетрахордом, и верхнего красного с полутоном по краям, что является моделью увеличенного тетрахорда. Шкалы 4, 19 и 20, нанесенные на касетный движок 3, помогают определять тоновые расстояния между ступенями составного лада (шкала 4), а также качестДля отыскания звукового состава определенной ладотональности из набора дополнительных движков 14 отбирают заданный лад, вставляют найденный дополнительный движок 14 в корпус 16 подвижного движка 3 до упора его в ограничитель 17 так, что крайнее нижнее окно 48 релятивной модели дополнительного движка 14 устанавливается над первой ступенью шкалы 31 движка 3. Далее связывают движок 3 с основанием 1, а затем передвигают его с дополнительным движком 14 так, что первая ступень шкалы 31 на движке 3 и крайнее нижнее окно 48 попадают в ту зону шкалы

хордом, сначала отыскивают соответствующие дополнительные движки 38 и 39 с заданными релятивными моделями тетрахордов (фиг. 9 - модель минорного тетрахорда; фиг. 11 - модель увеличенного тетра- 5 хорда) и перемещают их. Сначала из нижнего кармана 36 выводят дополнительный движок 39 зеленого цвета с релятивной моделью минорного тетрахорда в нижнее окно 48, так, что он доходит до ограничителя 17. Таким образом получают нижнюю половину искомого лада. Затем перемещают из верхнего кармана 35 в верхнее окно 47 дополнительный движок 38 увеличенного тетрахорда красного цвета до ограничителя 17. В результате получают комбинированную, двухцветную зе.тсно-красную модель гармонического минора, составленную из двух разных дополнительных движков 38 и 39 - нижнего зеленого с полутоном в центре, являющегося минорным тетрахордом, и верхнего красного с полутоном по краям, что является моделью увеличенного тетрахорда. Шкалы 4, 19 и 20, нанесенные на касетный движок 3, помогают определять тоновые расстояния между ступенями составного лада (шкала 4), а также качест30

52 основания, которая соответствует зоне 35 ° ° ступеней (шкала 19) - либо искомой тональности. После этого перемещают движок 3 по вертикали вдоль найденной зоны по шкале 52 до тех пор, пока в крайнем нижнем окне 48 не покажется наименование основного тока искомой тональности. В результате в остальных окнах 47 реля- 40 тивной модели дополнительного движка 14 ак- тиматически появляются абсолютные наименования звуков всех остальных ступеней искомой ладотональности и тем самым определяется конкретный звуковой состав заданвысоких, либо ниокнх. После соединения движка 3 с основанием 1 производят высотную ориентацию образованной цветной релятивной модели по шкале 51 абсолютных наименований звуков так, как это описано по отношению к октавному варианту движка 3.

45

Вариант выполнения движка 3, изображенный на фиг. 14 и 15, служит для самостоятельного моделирования учащимися разнообразных нетиповых ладовых моделей. Например, требуется определить звуковой состав «Гаммы Римского-Корсакова, т.е. второго лада ограниченной транспозиции Кессиа- на. Модель такого лада образуется семи- ступенчатой периодической последоваНОИ ладотональности.

Вариант выполнения движка 3, изображенный на фиг. 14 и 15, служит для самостоятельного моделирования учащимися разнообразных нетиповых ладовых моделей. На пример, требуется определить звуковой состав «Гаммы Римского-Корсакова, т.е. второго лада ограниченной транспозиции Кессиа- на. Модель такого лада образуется семи- ступенчатой периодической последоваГак, например, если требуется определить звуковой состав соль-мажорной лидийской ладотональности, движок 3 с размещенным внутри него дополнительным движком 50 тельностью повторяемого звена тон-полутон, 14, содержащим релятивную модель лидий-которую и предстоит составить с данского звукоряда (фиг. 4), устанавливают так, ным вариантом движка 3. Сначала уста- что первая ступень лидийского лада, отмечен- навливают передвижную тоновую шкалу 61 ная на шкале 24, совпадает с зоной «Соль до крайнего нижнего положения так, что ука- (или G) шкалы 52 основания 1. Далее затель «О тонов устанавливается на уров- передвигаем весь двнжок 3 по вертикали 55 не первой ступени шкалы 60. Далее из прорези 62 извлекают восемь одиночных элементов 63 и размещают их равномерно посредством толкателя 66 в прорези 64. Затем

вдоль найденной зоны «Соль согласно шкале 52 до тех пор, пока в левом нижнем окне 48 релятивной модели лидийского звукоряда

22 не покажется наименование «Соль, принадлежащее шкале 51 абсолютных наименований. После этого найденное положение движка 14 фиксируется фиксатором 12. Касетный вариант движка 3 (фиг. 6 и 7) используется в случае, если надо составлять ладотональность из моделей тетрахордов. Так, например, если требуется получить реминор гармонический, который образуется соединением нижнего минорного

тетрахорда с верхним увеличенным тетра

хордом, сначала отыскивают соответствующие дополнительные движки 38 и 39 с заданными релятивными моделями тетрахордов (фиг. 9 - модель минорного тетрахорда; фиг. 11 - модель увеличенного тетра- 5 хорда) и перемещают их. Сначала из нижнего кармана 36 выводят дополнительный движок 39 зеленого цвета с релятивной моделью минорного тетрахорда в нижнее окно 48, так, что он доходит до ограничителя 17. Таким образом получают нижнюю половину искомого лада. Затем перемещают из верхнего кармана 35 в верхнее окно 47 дополнительный движок 38 увеличенного тетрахорда красного цвета до ограничителя 17. В результате получают комбинированную, двухцветную зе.тсно-красную модель гармонического минора, составленную из двух разных дополнительных движков 38 и 39 - нижнего зеленого с полутоном в центре, являющегося минорным тетрахордом, и верхнего красного с полутоном по краям, что является моделью увеличенного тетрахорда. Шкалы 4, 19 и 20, нанесенные на касетный движок 3, помогают определять тоновые расстояния между ступенями составного лада (шкала 4), а также качест0

° ° ступеней (шкала 19) - либо

высоких, либо ниокнх. После соединения движка 3 с основанием 1 производят высотную ориентацию образованной цветной релятивной модели по шкале 51 абсолютных наименований звуков так, как это описано по отношению к октавному варианту движка 3.

° ° ступеней (шкала 19) - либо

Вариант выполнения движка 3, изображенный на фиг. 14 и 15, служит для самостоятельного моделирования учащимися разнообразных нетиповых ладовых моделей. Например, требуется определить звуковой состав «Гаммы Римского-Корсакова, т.е. второго лада ограниченной транспозиции Кессиа- на. Модель такого лада образуется семи- ступенчатой периодической последовательностью повторяемого звена тон-полутон, которую и предстоит составить с дан

начинают формировать релятивную модель заданного звукоряда. Для этого раздвигают левую и правую кулисы 57 и 58 на уровне первой ступени шкалы 60 и паза 65 так, что просвет остается только в прямоугольнике I-I, это и есть первая ступень релятивной модели искомого лада. Затем это проделывают на уровне второй ступени шкалы 60 и прорези 65. Формируют вторую ступень, отстояш,ую от первой ступени на целый тон, используя для тонового ориентира шкалу 61. Поскольку третья ступень искомого лада отстоит от второй ступени на полутон, соответствующим образом раздвигают кули- ся 57 и 58 на уровне 1,5 тона согласно шкале 61 и т.д. В результате образуется восьми- ступенная релятивная модель искомого лада, состоящая из периодической последовательности тонов и полутонов. Чтобы более наглядно и четко просматривалась периодичность 1,5 тоновых звеньев, левые 57 и правые

58 кулисы начальных ступеней этой периоди- ческой последовательности прикрывают цветной шторкой 69. Если же образованный таким образом иаборный лад имеет более сложную периодичность, используются шторки 69 других нескольких цветов, при помощи чего- обеспечивается более четкое и выразительное восприятие периодичности строения составленной релятивной модели.

Далее, установив другой вариант движка 3 на основании 1, производят и с ним те же действия, в результате чего получают абсолютно высотное воплощение искомой ла- дотональности либо созвучия.

Устройство используется также в следующих трех дополнительных частных вариантах.

В качестве самостоятельного наглядного устройства используется основание 1 с диагональной зонно-энгармонической шкалой 51 и шкалой 52 зонных наименований звуков. Такой вариант использования устройства обеспечивает уяснение взаимосвязи и взаимозависимости двух признаков организации звуковысотности в музыке-энгармо- низма и одноименности.

Второй частный вариант - использование в качестве самостоятельного наглядного

0

5

-. обучения музыке,

устройства октавных и тетрахордовых дополнительных движков 14 во взаимодействии соответственно с движком 3 и его касетным вариантом. Этот вариант работы обеспечивает овладение релятивной системой - интервальной, ладовой, взаимообратимость ладов и созвучий, интонационное несовпадение диезных повышенных альтераций от одно- высотных пониженных их вариантов.

Третий частный вариант - использование в качестве самостоятельного наглядного устройства кулисного варианта движка 3 с его передвижными шкалами 60 и 61, позволяющими определять интервалы от любых ступеней звукоряда, в том числе интервалы увеличенные, дважды увеличенные, уменьшенные, дважды уменьшенные, а также помогает осознать структурное различие темперированных и нетемперированных звукорядов.

Изобретение повышает эффективность

--. обучения музыке,

Формула изобретения

1.Устройство для обучения музыке, содер- связанный с основанием с нанесенной на него шкалой подвижный движок со своей шкалой, имеющий горизонтальные и вертикальные просечки, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, связь подвижного движка с основанием выполнена в виде щарнирно соеди- 3 ненных между собой пар тяг, свободные концы которых шарнирно соединены соответственно с основанием и движком, причем шарнир соединенных между собой тяг размещен в выполненных в соответствующих тягах пазах и имеет фиксатор их положения, при этом в подвижном движке выполнены диагонально расположенные просечки. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно имеет дополнительный движок со шкалой, установленный в корпусе подвижного движка с возможностью продольного перемещения.

25

5

0

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пазы имеют прямолинейную форму.

26

S.2 1/

J2 f Jf

,. A. ,A ,/

HI II I T

фиг.

(Puz.5

вид 6

37 ,38

39 40

-4/

Похожие патенты SU1223268A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения музыкальным системам ладов и созвучий 1985
  • Михайлюк Ярослав Владимирович
  • Цалай-Якименко Александра Сергеевна
  • Гоц Павел Поликарпович
SU1254527A1
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ 1998
  • Белецкий С.В.
RU2132087C1
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ЗАПИСИ ЗВУКА И СТАЦИОНАРНЫЙ НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНТОНИРОВАНИЮ БИКАМЕРАЛЬНОЙ ГАММЫ 2000
  • Пай Вилфред Т.
RU2234745C2
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ 1969
SU242653A1
Мелодический компас и способ его применения 2017
  • Малягин Владимир Александрович
RU2662142C1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Брайнин Валерий Борисович
RU2075785C1
СЛОГОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАЖОРНО-МИНОРНОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Хендриковская О.Д.
RU2126554C1
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА ОСНОВЕ "ХРОМОРЯДА БЕЛЕЦКОГО" 1998
  • Белецкий С.В.
RU2137205C1
Способ построения ладогармонической последовательности, ладотональный круг и кадансовая линейка для его реализации 2017
  • Малягин Владимир Александрович
RU2638637C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА 1998
  • Бережанский П.Н.
RU2154306C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 223 268 A1

Реферат патента 1986 года Устройство для обучения музыке

Формула изобретения SU 1 223 268 A1

Фиг. 8

(р{/1.9

33

33

33

Фиг. 10

Фиг. 11

фиг. 12

да

в-в

61 53

фиг. 15

69

Редактор О. Юрковецкая Заказ 1718/54

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фиг. 17

Составитель В. Буланов

Техред И. ВересКорректор М. Шароши

Тираж 455Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1223268A1

Патент США № 3668967, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 223 268 A1

Авторы

Цалай-Якименко Александра Сергеевна

Михайлюк Ярослав Владимирович

Гоц Павел Поликарпович

Даты

1986-04-07Публикация

1984-11-19Подача