2. Аппарат по п. 1, о т л и -
зубчатую пару для кинематической связи поворотного цилиндрического эле мента с рычагом.
3. Аппарат по п. 1 о т л.и - чающийся тем, что корпус выполнен П- образным и снабжен U-обИзобретение относится к области спасательной службы и может быть использовано для спасения людей или грузов.
Цель изобретения повышение на- дежности работы аппарата.
На фиг, I изображен аппарат с открытой -крьппкой; на фиг, 2 разрез А-А на фиг, 15 на фиг. 3 - разрез Б- Б на фиг, .1; на фиг, 4 - разрез В-В на фиг, 2; на фиг, 5 .аппарат с закрытой крышкой; на фиг, б - аппарат при неподвижном креплении к объекту.
Аппарат для спуска человека 1ши грузов на ка1ште содержит П-образный корпус 1, на боковой поверхности ко - торого неподвижно установлен цилиндг рический выступ 2, обхватьшаемый канатом Зо На боковой поверхности корпуса 1 с помощью болта 4 установлен контактирующий с канатом 3 поворотный, цилиндрический элемент 5 скольжения, который установлен с возможностью поворота вокруг болта 4, при этом болт 4 размещен в отверстии 6 выполненном в поворотном цилиндрическом элементе скольжения 5 эксцентрично относительно его оси. С поворотным цилиндрическим элементом скольжения 5 жестко соединено зубчатое колесо 7, ось вращения которого совпадает с продольной осью болта 4. Зубчатое колесо 7 находится в зацеплении с зубчатым колесом 8, жестко соединенным с рычагом 9, который устанолен с помощью штифта 10 на боковой .поверхности корпуса 1 с возможностью поворота и выступает через выемку .11 корпуса наружу. Напротив поворот- ного элемента 5 скольжения на боковой поверхности корпуса 1 расположен
237068
разной крышкой с прорезями для прохо- да каната,
4. Аппарат по пп. 1-3, о т л и
чающийся тем, что выступ с поверхностью торможения расположен на боковой поверхности корпуса, а поверхность торможения выполнена по дуге окружности.
1
выступ 12 с поверхностью 13 торможения выполненной по дуге окружности. Корпус I снабжен U-образной крьшп ой 14, шарнирно соединенной с ним винтами 15 и 16. Крышка фиксируется относительно корпуса винтом 17 с накат- кой на головке, ввинченной в резьбовое отверстие 18 корпуса . Верхняя и ииж11яя частя U-образной крьппки снабжены прорезями 19 и 20 для прохода каната 3, Для предохранения каната 3 при прохождении его вокруг цилиндрического выступа 2 служит направляющая колодка 21 и направляющий штифт
22. Корпус снабжен элементом для креп-- ления спускающегося человека или груза, выполненным в виде отверстия 23 в в орпусе и карабина 24, Верхний конец каната 3 имеет средство 25 для его крепления в Любой точке, с которой будет осуществляться спуск; Отсюда канат входит в аппарат, огибает Ij5 раза вокруг цилиндрического высту па 2е Затем канат проходит частично вокруг поворотного цилиндрического элемента 5 скольжения, взаимодействуя с поверхностью 3 торможения выступа 12 и через прорезь 20 выходит наружу, Работает аппарат следующим образом. При спуске человека или груза канат скользит по поворотному цилиндрическому элементу 5 скольжения и цилиндрическому выступу 2 и выходит из аппарата вверх. При этом канат 3 затормаживается главным образом возникающим при скольжении по цилиндрическому выступу 2 тормозным моментом. Однако величина этого тормозного момента недостаточна для полной остановки а
случае, если такая необходимость возникнет. Дальнейшее затормаживание осуществляется с помощью поворотного
цилиндрического элемента 5 скольжения и выступа 12 с поверхностью торможения 13 следующим образом.
Спускающийся человек не управляет рычагом 9. Канат проходит через аппа- рат снизу вверх. Вследствие силы трения на поворотном цилиндрическом элементе 5 скольжения канат 3 поворачивает элемент скольжения вокруг болта 4 против часовой стрелки. Эксцентрично насаженный на болт 4 поворотный цилиндрический элемент 5 скольжения прижимает каяат 3 к поверхности 13 торможения. Пока канат скользит по поворотному элементу скольжения, имеется тенденция к повышению усилия, с кото- рьш поворотный элемент скольжения прИ прижимает канат к поверхности торможения. Благодаря этому канат защем ляется с самоторможением и самоудер- жанием между поворотным элементом скольжения и поверхностью торможения Этим обеспечивается торможение и остановка аппарата на -канате.
Спускающийся на канате человек перемещает рычаг 9 вверх. В резуль
5 to15
тате этого зубчатое колесо 8 вращается против направления, вращения часовой стрелки, а зубчатое колесо 7 - по часовой. Благодаря этому, поворотный цилиндрический элемент 5 скольжения, жестко соединенный с зубчатым колесом 7, также поворачивается по часовой стрелке и тем самым увеличи вает зазор между ним и поверхностью 13 торможения. При этом величина тормозного усилия уменьшается и прдис- ходит спуск со скоростью, зависящей от радиусов цилиндрического выступа 2 и поворотного цилиндрического эле-« мента 5 скольжения, а также от вели чин соответствующих углов обхвата и веса аппарата плюс веса спускающего- ся человека.. Оптимальным углом обхвата поворотного элемента скольжения 20 является угол, равный 180°.
Аппарат может быть неподвижно закреплен на объекте. В этом случае спускающийся крепится к концу каната 5 3, а контролирует спуск другой человек.
:3
J
фаг. 2
/ Б-В
Фиг. .7
в-8
ФигЛ
17
Фиг.
Фиг б
Редактор А. Сабо
Составитель А. Юдахин
Техред Л.Сердюкова Корректор Т. Колб
3101/59
Тираж 431Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Устройство для спуска людей | 1973 |
|
SU541427A3 |
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки | 1915 |
|
SU66A1 |
Авторы
Даты
1986-06-07—Публикация
1982-05-24—Подача