1
Изобретение относится к устройствам для спуска на канате людей или грузов.
Известно устройство для спуска людей при эвакуации из зданий по канату, содержащее обхватываемый по меньшей мере полутора оборотами каната поворотный лишь в одном направлении шкив с укрепленными на его основании канатными направляюш;ими.
Однако известное устройство неудобно в пользовании и недостаточно надежно в работе.
Цель изобретения - повышение надежности работы и повышение удобства пользования.
Для этого канатные направляющие выполнены в виде нары замкнутых, обхватывающих шкив с противоположных сторон дуг.
На фйг. 1 изображен пример выполнения устройства в аксонометрической проекции; на фиг. 2 - схематическое изображение применения устройства для спуска; на фиг. 3 - то же, второй вариант применения; на фиг. 4 - профильная проекция второго варианта устройства; на фиг. -5 - направляющая колодка каната (второй вариант выполнения), вид сверху; на фиг. 6 - то же, вид спереди; на фиг. 7 - то же в аксонометрической проекции; на фиг. 8 - сечение по А-А на фиг. 5; на фиг. 9 - сечение по Б-Б на фиг. 5.
Устройство для спуска людей содержит основание 1, а также закрытый защитным коллаком несущий болт 2, на котором установлен с помощью механизма свободного хода (на чертеже не показан) с блокировкой обратного хода цилиндрический канатный шкив 3с двумя фланцами 4 и 5. Блокировка обратного хода может быть обеспечена заклинивающимися роликами механизма свободного хода. Благодаря этому шкив 3 вращается в направлении, показанном стрелкой В, и блокируется в
направлении, показанном стрелкой Г.
Между фланцами 4 и 5 по внешней поверхности шкива 3 скользит канат 6. В устройстве, показанном на фиг. 1, он делает два с половиной оборота вокруг шкива 3. Вследствие такой степени свободы шкива 3 конец каната 6, на котором выполнен коуш 7 для крепления человека или груза, можно легко вытянуть вверх, поскольку тяговая сила прикладывается к свободному концу каната 6. В этом случае шкив 3 с канатом вращается по стрелке В. Однако, если приложить тяговую силу к другому концу каната (закрепить на этом конце или в коуше 7 человека или груз), то канат затормозится силой трения, возникающей при скольжении по заблокированному в этом направлении шкиву 3. Сила, которая необходима для регулировки этой силы трения, может быть значительно меньше веса человека или груза.
Канатная направляющая для свободного конца каната, «аматывающегося на шкив 3 во время процесса сцуска, выполнена в виде двух дуг 8 и О, а также соединяющих их концы неремычек 10 и 11. Ширину между обеими дугами рассчитывают так, чтобы канат мог беспрепятственно проходить между ними. Дуги 8 и 9 расположены вдоль внешней окружности фланцев 4 и 5 шкива 3. Расстояние между дугами и фланцами настолько мало, что канат не может выскользнуть сквозь него. Дугами 8 и 9 и соединяюшим-и их перемычками 10 и И образуется вдоль части окружности шкива 3 изогнутый продолговатый и замкнутый паз а. Дуга 8 с помошью двух приваренных к ней болтав 12 и 13 прикреплена к основанию 1. В основании 1 предусмотрены отверстия б к в. Канат страхуется предохранительной скобой 14, которая прилегает к внутренней стороне фланца 4, обхватывая весь лежаш,ий на шкиве ,3 канат. В таком положении канат не может выскользнуть. Скоба 14 крепится к основанию 1. Первый вариант применения механизма показан на фиг. 2. ,Карабинны,м крюком 15 устройство крепят к опоре Г6, с которой человек будет опускаться на канате. Человек висит на поясе 17, прикрепленном к коушу 7 на грузовом конце каната. Лицо, управляющее спуском, может стоять на земле ниже спускаемого на канате человека и постепенно отпускать канат. Оно может находиться также на одной высоте с канатным механизмом. Положение каната в этом случае показано пунктиром на фиг. 2 и обозначено позицией 18. Такое применение устройства удобно в том случае, когда спуск на канате должен производиться со строительных лесов. Тогда лицо, управляющее спуском, стоит практически возле канатного механизма. Кроме того, этот вариант применим при необходимости эвакуации человека из подъемного крана. Во .время процесса эвакуации по такому варианту кроме стоящего внизу на земле лица, управляющего спуском, никакие вспомогательные работники больше не требуются. Если же канат подводится к канатному механизму сверху (см. поз. 19 на фиг. 2), то он делает изгиб на верхней перемычке 10. На направляющей поверхности вокруг этой леремычки возникает новая сила трения, содействующая торможению. Ее можно легко регулировать тем, что канат соответственно отпускается. Таким образом, верхняя перемычка может оказать существенное содействие торможению. В соответствии с таким режимом работы канатный шкив сам не должен больше создавать всю силу торможения. Поскольку дополнительная сила трения, возникающая при скольжении каната по верхней перемычке, легко регулируется, число петель которыми канат обвивает канатный шкив, может быть меньшим. При этом все направляющие средства плотно прибегают к фланцу 4, чтобы полностью предохранить канат. Это преимущество проявляется прежде Всего при варианте использования механизма, показанном на фиг. 3. Здесь человек, подлежащий эвакуации, с помощью пояса 17 и крюка 15 прикрепляется к отвер1стию в основания 1 и спускается на канате устройством. Грузовой конец каната крепится в этом случае к опоре 16, с которой человек спускается. Свободный конец каната движется через перемычку 10, испытывая влияние силы трения. Подтягивая или отпуская канат можно легко добиться определенной скорости спуска. В этом случае спускающийся сам регулирует эту скорость. На фиг. 4 показана конструкция канатного механизма спуска, которая отличается от конструкции на фиг. 1 тем, что вместо скобы 14 предусматривается нанравляющая колодка 20 каната. Наз а для наглядности графического изображения отмечается только пунктиром и как общая часть перемычки 10. Колодка 20 каната изображения на фиг. 5- 7. Она состоит из мостовой части 21 и двух ограничительных частей 22 и 23. Она крепится к основанию 1 с помощью винтов 24. Внутренние ловерхности 25 и 26 частей 22 и 23 выполнены с наклоном относительно линии окружности канатного шкива 3 (на фиг. 5 обозначена штрих-пунктиром) соответственно ходу каната 6. Как видно на фиг. 7, торцовые Поверхности 27 и 28 частей 22 и 23 выполнены (Вогнутыми. При этом средняя точка изгиба лежит на оси шкива 3. Таким образом, поверхности 27 и 28 с внешней поверхностью цилийдричеокой части шкива 3 образуют концентрические поверхности и лежат, как показано на фиг. 1, относительно внешней поверхности цилиндрической части шкива на таком расстоянии, что выскальзывание каната исключается. Поверхности 25 н 26 частей 23 и 22, а также внутренние поверхности 29 части 21 вместе с внешней поверхностью цилиндрической части канатного шкнва образуют камерообразную выемку, в которую входят петли 30 н 31 каната. Поверхности 25 и 26 противодействуют смещению обеих петель каната в направлении основания 1 и в противоположном направлении. Поверхность 29 части 21 препятствует налезанню петель каната 6 одна на другую при критических условиях, возникающих в результате измерения нагрузки, ослабления при эксплуатации, при транспортировке и т. п. Поверхность 29 (см. фиг. 5-9) не концентрична оси канатного шкива. Она имеет изгиб в зоне камерообразной выемки. Когда на конец каната подвешиваются человек или груз, канат скользит по заблокированному шкиву 3. В точке Д он в первый раз входит внутрь камероо бразной выемки между поверхностями 25, 26 и 29 колодки 20 каната и внешней поверхностью цилиндрической части канатного шкива. В точке Е канат 6 в первый раз выход из выемки. Часть
каната, проходящая здесь между внутренней поверхностью мостовой части 21 и внешней поверхностью шкива 3, является частью петли каната, обозначенной на фиг. 4 позицией 32.
В точке Ж канат 6 во второй раз входит внутрь камерообразной выемки и в точке 3 он второй раз ВЫХОДИТ из нее. Часть каната б между точками Ж и 3 является частью петли 30 каната (фиг. 4).
Расстояния между поверхностью 29 и внешней поверхностью канатного шкива обозначаются как hi-/14 (см. фиг. 8 и 9).
Изгиб внутренней поверхности мостовой части определяется тем, что:
hi меньше /i2, з больше /14, Лз больше hi и /14 меньше hz.
Показанная сверху форма камерообразуюшей выемки пространства между поверхностями 25 и 26 частей 22 и 23, поверхностью 29 части 21 и внешней поверхностью цилиндрической части шкива 3 соответствует деформации поперечного сечения петель 30 и 31 в этом пространстве при нагруз.ке, так что оптимальное направление петель каната и абсолютная надежность против налезания соседних петель каната одна на другую и налезания петель каната на фланцы цилиндрической части исключается.
Различные поперечные сечения получаются в результате воздействия различных сил: силы трения между канатом и канатным шкивом, силы трения на плоскостях соприкосновения между обеими петлями каната, силы трения между петлями каната и поверхностями 25 и 26 и из суммы всех этих различных сил, обусловленных нагруаками поперечного
сечения эластичного каната вдоль окружности канатного шкива 3 и в частности вдоль зоны прохождения канатом колодки 6.
В ненагруженном состоянии канат имеет круглое поперечное сечение, а в камерообразной выемке он деформируется. Эта деформация, легко преодолимая в эксплуатации и исчезающая при нагрузке, предохраняет канат от ослабления. Чтобы достигнуть от предлагаемого устройства по меньшей мере частичного , связанного с формой поверхности 29 части 21, достаточно выдержать только одно из указанных отношений между расстояниями.
Формула изобретения
Устройство для спуска людей при эвакуации из зданий по канату, содержашее обхватываемый по меньшей мере полутора оборотами
каната поворотный лишь в одном направлении шкив с укрепленными на его основании канатными направляющими, отличающеес я тем, -что, с целью повышения надежности работы и повышения удобства пользования,
канатные направляющие выполнены в виде пары замкнутых, обхватывающих шкив с противоположных iCTOpOH дуг.
П
Фиг. 2
IS
Щ 1
HJUK.J
5
22
cPus
М
21 IM / /
б
2J
Т
Т
й- V I
22 j2J 26 lPvs.5
28
25 26 ZZ
2J
t
/
21
20
Фиг.6
ZB 27
25
7.3
-21
20
pus 7
А- А
hy
/V./ /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для аварийной эвакуации крановщика | 1983 |
|
SU1143682A1 |
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ | 2012 |
|
RU2503561C2 |
Спасательное устройство | 1990 |
|
SU1789436A1 |
ВЕДУЩИЙ ШКИВ ДЛЯ ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫХ ПАР ТРЕНИЯ | 2003 |
|
RU2327628C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАССОВОЙ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ С ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ ЗДАНИЯ | 2009 |
|
RU2400270C1 |
СИСТЕМА ПОДВЕСНОЙ КАНАТНОЙ ДОРОГИ, СОДЕРЖАЩАЯ ПЕРЕДАЮЩУЮ КОНСТРУКЦИЮ МЕЖДУ ДВУМЯ КАНАТНЫМИ ПЕТЛЯМИ | 2020 |
|
RU2808647C2 |
Канатная направляющая для силового вертлюга мобильной буровой установки | 2015 |
|
RU2612048C1 |
Комплекс спасательный универсальный для подводной лодки с обеспечением гарантированной посадки личного состава в спасательные плоты | 2019 |
|
RU2735445C1 |
Устройство для откидывания головки балансира станка-качалки | 1972 |
|
SU450902A1 |
СПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2411052C1 |
SS
26
Авторы
Даты
1976-12-30—Публикация
1973-06-29—Подача