Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым тяжелонагру- жениым колесам с крупным модулем.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности колеса. Положительный эффект достигается за счет применения в качестве устройства для демпфирования колебаний элементов колеса - пары трения, обладаюш,ей большей нагрузочной способностью - нежели применяемый ранее для этого упругоподатливый материал. Кроме ТОГО , положительный эффект достигается за счет конструктивного увеличения жесткости нагружаемого элемента.
На фиг. 1 изображено зубчатое колесо в положении самоустановки венца под нагрузкой, осевое сечение; на фиг. 2 - спиралевидная цилиндрическая заготовка зубчатого венца.
Зубчатое колесо состоит из зубчатого венца 1, выполненного в виде цилиндрической спирали, на концах которой имеются шипы 2 и 3, установленные в соответствуюшие пазы 4 и 5, соседних витков спирали (фиг. 2), упругих блоков, состояших из упругих 6 и жестких 7 колец, крепежных валиков 8, шайб 9, гаек 10, ступицы И и размешенного между витками спирали зубчатого венца 1 демпфируюшего элемента в виде ленты 12 из материала с повышенными фрикционными и демпфируюшими свойствами. .Обращенные друг к другу поверхности витков спирали и ленты имеют в осевом сечении
колеей трапециевидную форму. Боковые стороны трапеций ленты 12 взаимодействуют с боковыми сторонами трапеций спирали зубчатого венца 1, трапециедальный профиль витков которого выполнен до поверхности впадин зубьев. Упругие 6 и жесткие 7 кольца блоков установлены поочередно в осевом направлении так, что упругие 6 кольца охвачены витками спирали зубчатого венца, а жесткие 7 кольца - витками ленты 12.
При работе в зубчатом зацеплении вследствие перекосов осей, деформаций опор и т.п. возникает неравномерное распределение нагрузки по длине контактной линии (на фиг. 1 показано пунктиром).
При этом витки спирали зубчатого венца 1 подаются в радиальном направлении, взаимодействуя с упругими 6 кольцами, и распределение нагрузки по длине контактной линии выравнивается (на фиг. 1 показано сплошной линией).
При смещениях витков спирали венца они взаимодействуют также с трапецеидальной поверхностью ленты 12, имеюшей повышенные фрикционные свойства, и остаются неподвижными в радиальном направлении, так как она опирается на жесткие 7 кольца. Возникающее при этом трение способствует значительному снижению виброактивности зубчатого колеса. Шипы 2 и 3 в сочетании с крепежными шайбами 9 замыкают ленту и увеличивают ее жесткость в окружном направлении, не ограничивая радиальной подвижности.
фиг. 2
Составитель В. Сергеев
Техред И. ВересКорректор Л. Пилипенко
Тираж 880Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством | 2016 |
|
RU2665789C2 |
Упругое зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1087727A1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ДВУМЯ ДЕФОРМИРУЕМЫМИ ЗУБЧАТЫМИ ИЛИ ФРИКЦИОННЫМИ КОЛЕСАМИ АБРАМОВА В.А. | 2015 |
|
RU2597055C1 |
Планетарная передача | 1970 |
|
SU445777A1 |
МНОГОРЯДНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2009 |
|
RU2424458C2 |
Ротор вентилятора авиационного ТРДД с длинными широкохордными пустотелыми лопатками с демпферами | 2019 |
|
RU2727314C1 |
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1999 |
|
RU2230954C2 |
ПРИВОД | 2000 |
|
RU2265764C2 |
Зубчатое колесо | 1977 |
|
SU765577A1 |
Зубчатое колесо | 1976 |
|
SU696225A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 0 |
|
SU238957A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-06-30—Публикация
1985-01-11—Подача