Изобретение относится к электроэнергетике для заземления линий электропередачи и электроустановок пере - мениого и постоянного тока и к про- мьшленному и гражданскому строитель- ству для сооружения фундтаментов с неметаллическими заземлителями,
Цель изобретения - повьшение надежности заземления и долговечности железобетонной конструкции,
На фиг. 1 изображен заземлитель, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1, на фиг.З - протекание коррозионных токов,
Заземлитель содержит сплошную о,бо лочку 1 из электропроводного бетона, расположенную на погруженной в грунт части основания (строительный ,бетон) 2 железобетонной конструкции.
Металлическая арматура 3 помещен- ной в грунт части основания железобетонной конструкции частично размещена вне строительного-бетона 2, и электропроводный бетон покрывает эту Часть арматуры 3 с образованием адгезионного сцепления со строительным бетоном 2. I
Электрический ток i , например короткого замыкания,стекает с арматуры 3 в защитную заземляющую оболочку 1, затем со всей ее поверхности - в грунт 4. Механическую нагрузку несет строительный бетон 2 и металлическая арматура 3, которая одновременно является токовводом конструк- ции.
Так как строительный бетон 2/не контактирует (фиг.З) с электролитом грунта 4, то одна часть арматуры 3, которая соприкасается со строитель ным бетоном 2, работает, в режиме анода, а вторая - которая соприкасается с электропроводным .бетоном -в режиме катода. Коррозионный ток макропары металл в строительном бетоне-металл в электропроводном бетоне протекает в этом случае по цепи: от катода через слой электропроводного бетона 1 и слой строительного бетона 2 к аноду. Коррозионный ток в цепи, созданной железобетонной опорой с устройством заземления,определяется по формуле
т - -Ч к
. где срд - электрохимический потенциал анода (арматура в строительном бетоне);
,-
электрохимический потенциал катода (арматура в электропроводном бетоне); суммарное сопротивление в цепи коррозионного тока, определяемое по формуле
ГК г, + г
2
где г, - сопротивление слоя строительного бетона опоры; Tj - сопротивление слоя электропроводного бетона опоры.
Потенциал анода предлагаемого устройства в отличие от устройства заземления с отдельным заземлителем формируется под воздействием двух материалов: строительного бетона, который формирует потенциал равный +0,15 В, и электропроводного бетона, которьш поляризует анод в сторону потенциала катода +0,2 - +0,3.В.
Это обусловлено тем, что -суммарная поверхность углерода электропроводного бетона больше поверхности стали - анода в строительном бетоне-.
Потенциал катода - стали в элек- тропр.оводном бетоне-остается без изменения, т.е. равен +0,2 - +0,3 В,
Таким образом, потенциал между различньпчи частями арматуры снижается за счет иск,пючения влияния грун- торого электролита в процессе формирования потенциала анода. Величина коррозионного тока равна Cj)-q)| 4-25 мВ, .г, 289,0 м, Тогда
т - 25-10- я f;s-in- A
JK 289
Плотность тока j при площади контакта арматуры со строительным бетоном опоры, равной 0,08 м, составля- ет.
, j 10,8МО А/м2 .
Получе нная плотность коррозионного тока меньше допустимой, равной 0,06 А/м, что повьш1ает долговечность конструкции и надежность ее заземления.
Технология изготовления предлагаемого устройства находится в зависимости от его формы. В любом случае объемный каркас арматуры железобе тон- ной конструкции изготавливается так, чтобы внещние элементы ее частично или полностью находились в оболочке из электропроводного бетона. При изготовлении центрифугированных опор
3
электропроводного бетона берется столько, чтобы он частично закрывал внешние элементы арматуры. После его центрифугирования во внутреннюю отформованную часть за гружается строительный бетон, и центрифугирование продолжается до полного уплотнения, При этом достигается монолитность сцепления электропроводного и строительного бетона и их взаимное проник новение вблизи границы. Изготовление двугих р азновидностей погружаемых в грунт железобетонных изделий, например путем виброукладки, возможно за счет применения известного способа - двойной опалубки, в зазор которой, при вытаскивании внутренней опалубки, заливается раствор состава электропроводного бетона. При этом внутренняя опалубка может, иметь гофриро ванную форму для обеспечения непосредственного контактирования электропроводного бетона с арматурой.
241331
Ф о р м у л а
изобретения
Заземлитель, состоящий из двух частей, первой из которых служит ос- нование помещенной в грунт железобетонной конструкции, а второй - элемент из электропроводного бетона, имеющий электрический контакт с первой частью заземлителя, о т л и ч а10 ющийся тем, что,- с целью повышения, долговечности и надежности заземления, арматура помещенной в грунт части железобетонной конструкции по крайней мере частично разме- 15 щена вне строительного бетона, а
элемент из проводящего бетона размещен на погруженной в грунт части же- Лезобетонной конструкции с покрытием указанной части арм атуры, разме20 щенной вне строительного бете - на , и с образованием адгезионного сцепления со строительным бетоном.
А-А
фи. 2
Редактор И.Касарда
Составитель .Л.Январева Техред О.Сопко
Заказ 3606/49 Тираж 597Подписное.
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
фиг.З
Корректор Л.Патай
ОБЪЕМНЫЙ ЗАЗЕМЛИТЕЛЬвСЕСОЮЗч"-«-".,i"U.i4;- f^"р^&ЛИО- b;j:_. | 0 |
|
SU333647A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Правила устройства электроустановок, р | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Парный автоматический сцепной прибор для железнодорожных вагонов | 0 |
|
SU78A1 |
Авторы
Даты
1986-06-30—Публикация
1982-06-04—Подача