112Д1357
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при контроле эксплуатационного состояния стыковых соединений секторов магнитопроводов статоров гидрогене- раторов в условиях промьшшеиной эксч5 к
плуатации на электростанциях.
Цель изобретения - повышение точности и распшрение технологических возможностей контроля состояния стыковых соединений секторов магнито- проврда статора электрической машины путем обеспечения Контроля перегруженного состояния стыкового соединения .
На чертеже представлен пример реализации способа контроля состояния стыкового соединения секторов магни- Топровода статора турбо- и гидрогенератора.
При холодном сердечнике остановленной машины при температуре окру- жающей среды t 20 С от генератора 1 шума подают сигнал на вход коммутатора 2, с одного из вьЕходоз которого сигнал.поступает на вход электроакустического преобразователя 3, например пьезоэлектрического акселерометра. Последний излучает широкополост- ный сигнал, принимаемый приемными электроакустическими преобразователями 4 и 5, которые также, как и излучающий преобразователь 3, установлены на шихтованном пакете 6 магнито- фовода статора. При этом преобразователи 3 и 5 разделены стыком 7. Сигналы с выхода преобр азователей 4 и 5 (и и U( соответственно) подаются на соответствующие входы коммутаторов 8 и 9, с выходов которьи они поступают на входы измеритель- ньпс усилителей 10 и 11. С выходов усилителей усиленные сигналы поступают соответственно на первьгй и второй входы блока 12 отношения, который вычисляет отношение.. Электрический сигнал, пропорциональный этому отношению, с выходи блока 12 подают на вход индикатора 13, проградуированного в .значениях Uj/U, . Последовательно .переключая коммутаторами 2, 8 и 9 соответствующие сигналы с преобразователей 3, 5 и 4 получают, профиль распределения на- груженности стыка по вертикальной оси. Амплитуда сигнала, принимаемого в том же пакете, в котором происходит излучение (U), всегда практически одинакова, поскольку зависит только от расстояния до точки Hpjr/-- чения и качества контакта между шик- тованным пакетом и приемником зву- ка, которые должны всегда быть одинзковыми. Амплитуда сигнала, принимав™ могоза стыковым соединением (U.)j зависит также от плотности стыкового соединения, которая является едикс
венной переменной величиной. Чем
лучше контакт между стыками, т.е. чем более нагружено соединение, тек большая .звуковая энергия проходит через него и тем меньшее отношение
U«/U, в точке измерения.
25
30
40
Затем электр:ическую машину включают в режим номинальной нагрузки на 4-6 ч, при этом магнитопровод ssa- гревается- до номинальной эксплуата20 ционной температуры. На кратковра- менно остановленной машине повторяют измерения и получают другой профиль нагруженности стыкового соединения„
В связи с объемным расширением тел при нагреве контакт между с§,кто рами с увеличением температуры. шается,, нагруженность соединения увеличивается и отрюшение Ug/Ui уменьшается. Сильное уменьшение. , говорит о сла(3ой затяжке стыка Б данной точке. Небольшое;, в определеянькс пре делах, уменьшение , свидетельствует о хорошей затяжке стыкового соединения. Отсутствие или очень ма35 лое изменение говорит о перегруженности стыкового соединения. В случае потери устойчивости пакетов при нагреве величина ( (Uj /и ) можб-т иметь отрицательное значение. Зонами удовлетворительной стыковки считаются зонь1, где
С . { i
TI /J. . ) i.
и, т;о и, LHO/W
лежит в пределах от 0,5-2,0. Если значение этой .ра.зности более 2-3, то зона осклаблена пропорционально значению разности, а если менее 0,5 - то зона перезатянута.
Таким образом, использование данного способа контроля состояния сты- кового соединения секторов магнита- провода статора электрической маши- уы обеспечивает возможность осущест- вления контроля перегруженного сос тояния стыкового соединения и иолу- чение информации о состоянии стыко- в ого соединения на ранней стадии на3 124
рушения равномерности стыковки, что способствует обеспечению безаварийной работы и продлению срока службы электрических машин.
Формула изобретения
Способ контроля состояния стыкового соединения секторов магнитопро
вода статора .электрической машины, включакиций измерение сигналов с приемников, размещенных на секторах по обе стороны стыкового соединения, сравнение измеренных сигналов и определение состояния стыкового соедине- кия по разности между ними, отличающийся тем, что, с
Редактор И. Касарда
Составитель Г. Майорова
Техред О.Сопко орректор Е. Сирохман
Заказ 3607/30 Тираж 631 Подписное
ВНРШПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
357 . 4 целью повьш1ения точности и расширения технологических возможностей путем обеспечения контроля перегруженного состояния стыкового соединения, на секторе устанавливают излучатель звукового сигнала, приемники располагают на равном расстоянии от излу- чателя, измеряют амплитуды сигналов с приемников при температуре секторов, равной температуре окружающей среды, и при температуре, соот- ветствующей номинальной нагрузке электрической машины, определяют отношение амплитуд в каждом температурном режиме и по разности отношений определяют состояние стыкового соединения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ сборки резъемных секторов статоров гидрогенераторов | 1977 |
|
SU640397A1 |
Способ контроля эксплуатационного состояния электрической машины | 1982 |
|
SU1080091A1 |
Устройство для определения величины усилия сжатия | 1983 |
|
SU1116317A1 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА БЕЛАШОВА | 2000 |
|
RU2175807C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В СТЫКАХ РЕЛЬСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ | 2000 |
|
RU2192982C2 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДУШНЫХ ЗАЗОРОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ | 2000 |
|
RU2192701C2 |
СПОСОБ СБОРКИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА | 1991 |
|
RU2027284C1 |
АКУСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ | 2012 |
|
RU2511644C1 |
Импульсно-фазовое устройство для контроля толщины | 1990 |
|
SU1747894A1 |
Способ магнитного обнаружения регулярных объектов рельсов | 2017 |
|
RU2671368C1 |
Изобретение относится к области электротехники и может .быть использовано при контроле эксплуатационного состояния стыковых соединений секторов составньк магнитопроводов гидрогенераторов . Цель изобретения состоит в повышении точности и расшире-. НИИ технологических возможностей контроля состояния стыковых соединений секторов магнитопровода статора электрической машины путем обеспечения контроля перегруженного состояния стыкового соединения. Способ контроля включает измерение амплитуды сигналов с приемников 4 и 5, расположенных на равном расстоянии от излучателя 3. При температуре окружающей среды и при температуре, соответствующей номинальной нагрузке электрической машины, определяют отношение амплитуд в каждом температурном режиме и по разности отношений определяют состояние стыкового соединения. Зонами удовлетворительной стыковки могут считаться зоны, где (, )ig -(и ) лежит - 1& пределах от 0,5-2,0. Если значение этой разности более 2-3, то зона ослаблена, а есле менее 0,5 - то зона перезатянута. 1 Ш1. о (Л С
Кислицкий Б.В | |||
и др | |||
Контроль стыков активной стали гидрогенератора.- Электрические станции, № 1, 1976. |
Авторы
Даты
1986-06-30—Публикация
1983-09-16—Подача