узлов 1 о и 11 судят о непараллельности и переносе шатунной шейки коленчатого вала. Для расширения технологических возможностей приспособления за счет возможности измерения на нем
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано эксплуатационными службами морского и речного флота, на судостроительных и судоремонтных заводах
Цель изобретения - повышение производительности измерения в результате устранения выверки точного положения вспомогательной базы путем совме111ения операций измерения параллельности и перекоса повьшения точности измерения вследствие увеличения расстояния, на котором ведутся измерения, расширение технологически ;, возможностей за счет обеспечения возможности измерения коленчатых валов с различными радиусами кривошипа.
На фиг.1 схематически представлено предлагаемое приспособление; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - сечени А-А на фиг.2; на фиг. 4 - схема расположения измерительных баз при измерении;- на фиг. 5 - смещение сечений призмы из-за погрешности формы шейки.
. Приспособление для измерения параллельности и перекоса шатунной шейки коленчатого вала содержит вспомогательную базу, состоящую из призмы 1 с опорной плоскостью 2, калиб- рованнута пластину 3, планку 4, две оправки 5, длина которых больше длины шатунной шейки коленчатого вала, узел крепления, состоящий из ленты 6 и винта 7 и кронштейн-площадку 8, по которой может передвигаться стойка 9 с отсчетными узлами 10 и 11.
Призма 1, калиброванная пласти- ,на 3 и планка 4 соединена винтами (не показаны), позволяющими производить замену калиброванной пластины 3 в зависимости от величины радиуса кривошипа.
коленчатых валов с различными ра диу- сами кривошипа используется калиброванная пластина 3, установленная между опорной плоскостью 2 приемы 1 и планкой 4. 1 З.П. ф-лы, 5 ил.
Измерение предложенным приспособлением вьтолняется следующим обра- . зом.
Коленчатый вал устанавливают шатунной шейкой в нижнюю мертвую точ- ку. На вспомогательной базе между опорной плоскостью 2 призмы 1 и планг кой 4 устанавливают требуемого размера калиброванную пластину 3. Призму 1 закрепляют ца шатунной шейке коленчатого вала с помощью ленты 6 и винта 7. На раму двигателя устанавливают кронштейн-площадку 8 и выверяют ее с помощью стойки 9 и отсчетных узлов 10 и 11, относительно оправок 5. После выверки кронштейн- площадку закрепляют, с помощью отсчетных УЗЛОВ 10 и 11 снимают измерение, которое вначале устанавливают на нуль показания замеров параллельности и перекоса оправки 5, на крайних сечениях ее дпины.Затем коленчатый вал поворачивают на 180 и производят аналогичные измерения.
Величины, измеренные отсчетными узлами, являются дугами.на радиусе, равном дпине оправок 5, характеризующими углы между измерительными базами при определении параллельноети и перекоса шатунной.шейки коленчатого вала.
На фиг, 4 показано как размещаются измерительные базы,, (образующие оправок 5 (ad и be), вертикальная
плоско сть кронштейн-площадки 1 mn(af) и ось вращения коленчатого вала OjOg (ае) в го ризонтальной плоскости при определении параллельности оправок 5, вертикальной плоскости
кронштейн-площадки 8 и оси вращения коленчатого вала.
В идеальном случае эти базы долж- , ны быть паралшельны. В действительности имеют место углы между ними,
которые показаны на фиг.4. Уголс,определяется, когда шатунная шейка находится в верхней мертвой точке, угол of.j измеряется после поворота коленчатого вала на J80 . УглысС} loc рассчитываются по формулам:
:, (, ; . /с(н, (нг/ о /2; . .
Для оценки точности расположения шатунной шейки и оси коленчатого вала необходимо учесть смещение вспомогательной базы из-за овальности и конусности самой шейки.
На фиг. 5 показаны два поперечных сечения шатунной шейки: сечение 12 - в начале шейки, сечение 13 - в конце шейки, а также смещение сопряженных с этими участками шейки сечений призмы I. Овальность и конусность шейки определяется после измерения диам етров DJ , Dj и D
сечений 12 и 13. Поверхностью с указанными диаметрами шатунная шейка сопрягается с призмой
Смещение призмы 1 относительно ее номинального положения (фиг,5) может быть обусловлено следуюпщм: увеличением одногоиз двух диаметров поперечного сечения (D , положение А призмы 1, D положение В призмы 1),увеличение одновременно двух диаметров на одинаковую величину (положение С призмы 1).,
Параллельность.и перекос вспомогательной связи и оси шатунной шейки вычисляют по формулам с учётом смещения паворота приз1 1 в горизонтальном и вертикальном направлении:
/4./-/й,/-Д «рКСШИ J
прлын
2 )
причем величина отрезков Л, uj и uj связана с диаметрами шейки и углом - /2 45 ,
( D) DJ-D.
Г 2
призмы At
Dt
cos i2ll5l2 2E 5
Di .
D,- D.
JJ,- U4
2
Формула изобретения
1, Приспособление для измерения па1Таллельности и перекоса шатунной шейки коленчатого вала, содержащее закрепляемую на шатунной шейке ко- . ленчатого вала вспомогательную базу, кронштейн-площадку, измерительную стойку, установленную на кронштейн- площадке с возможностью перемещения, ртсчётные узлы, установленные на измерительной стойке, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности и точности измерения, вспомогательная база выполнена в виде призмы с узлом крепления и опорной плоскостью, параллельной продольной оси приз,планки, закрепленной на опорной плоскости призмы, закрепленных на планке двух оправок, оси которых располо- жеЩ) в одной плоскости, параллельны друг другу и продольной оси призмы, а Д1ШНЫ оправок превьш1ают длину шатунной шейки коленчатого вала,- . 2, Приспособление по п,1, о т - личающееся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, оно снабжено калиброван- ной пластиной, установленной между Опорной плоскостью призмы и планкой.
. 2
Изобретение относится к измерительной технике. Цель изобретения - повьшение производительности и точности измерения и расширение техноло гических возможностей. Вспомогательная база включает призму 1, планку 4, закрепленную на опорной плоскости призмы 2, закрепленные на планке 4 две оправки, оси которых расположены в одной плоскости, параллельны друг другу и продольной оси призмы. Длины оправок превьппают длину шатунной шейки коленчатого вала, вспомогательная база с помощью ленты 6 и винта 7 закрепляется призмой 1 на шатунной шейке коленчатого вала, находящейся в нижней мертвой точке, при этом планка 4 с двумя оправками располагается горизонтально. Измеряется положение вспомогательной базы относительно кронштейн- -площадки 8 в двух положениях шатунной шейки коленчатого вала, в нижней и верхней мертвых точках. По разнице показаний отсчетньр § (Л М сл
Л/7Д/ //
Фиг. 5
Долинский П.А.Центровка движе- ния судовых дизелей, М.Транспорт, 1971г | |||
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором | 1915 |
|
SU59A1 |
Коридорная многокамерная вагонеточная углевыжигательная печь | 1921 |
|
SU36A1 |
Авторы
Даты
1986-07-15—Публикация
1984-12-29—Подача