1
Изобретение относится к сс;1ьском хочяй ству и может быть использовано для поддержания з;1дапногч; напора в ()В(дя1цем трубопроводе дождевальной машины (ДДА;, нитающейся оросите,пьной водой от лакр1 - той оросительной сети, для сохр-анения га- раметров иек сстренн()1 о дождя и обсч-пече- ния ЭКОНОМИЧНО и надежной рабогы i;a- соеного агрегата ДМ
Цель изобретения новыпкдии точности и надежности унравления.
На чертеже нредстав.-|ена 11ри Д11пиаль- ная электричеекая схема устроГи-тва viip; ; - ления насосным агрегатом /1М.
Уетройство содержит датчик 1 ч а попа манометрического тина, кинематически свя- занн1,1Й с неременным резистором 2, си -на:1и- затор 3 подпора манометрического тина (кон- гактный на два положения) с контактами 4 (замыка1ОН1ИМ и размыкаюпи .м), схем а сравнения, блок 6 ,1ав. 1ения, реиерсивны ; нс)стоян |ий иенолните;|ьный мехадшзм 7 (дви- |-атель неремещеиия рейки тонлг:в1|ого насоса двигателя Biiv rpeHnei O сгорания (;1ВС.) привода насосного агрегата ДМ) и стон-блок 8 оо.тепоидпого типа.
Б. юк 6 управ:1енг1Я содержит трачзис- TopiUiix к. поча на транзисторах 9 и 10. диодах 11 и 12, резисторах 13 18. Hai pv3- Koii ко. кмекторной цени транзисгоров явля- 10гея носледовате, 1ьные обмотки 19 и 20 воз буждения реверсивного исполнительного ie- .хаиизма 7 электродвигате. 1я 21.
( хема 5 сравнения содержит резистор 22. переменный резиетордютенциомет;) за. иггчи- ка. 23 нанора со ступенчатой регулировкой. Д/гн :). кжтрической развязкн и- А1ер| телы;ой и цепи питания служа г usa оитрона 21 и 25. Диоды 26 и 27 яв,1яютея П/юкиоовоч- , обеспечивающими .-;аданиук) ло1Ч1к работ ы схемы.
Разрядн1)1е .чиоды 28 и 29 г хмохраняю от пробоя ком.мутапиопными иеренаипяжени- ями транзисторы 10 и 9 и обмотки 19 и 20 возб ждения реверсивного электр()дви|дгге, 1я 21. В схему входят также еигнальмая /ISIM- па 30 «Включено и вык.тючате.чь 31 автоматики.
Исполнительный механизм 7 с(.)держит реверсивный электродвигатель 21. К()1 :деиые вьп,;1ючатели 32 и 33 и азвязывающис- диоды 34 и 35. Стон-устройство 8 предназначено д,1я оста |овки две и огк.-|К)че1-:ия автоматики.
Задаваемый наиор устанав.чивается положением под и1жпо|-о контакта задатчнка 2:- нанора. 1 оте1пи1ометры за.чатчика 23 |-;ач()ра и датчика 1 нагюра соеди 1еиы но измеригельного моета, в измерите. .чи а- гональ которого вк.лючены онтроны 24 и 25. Пока напор в водонроводяпгем трубопроводе после насоса (в месте подключения датчика ианора) поддерживается па заданном х ров- не. мост находится в paBfionecnoM ноло248562
/Кении, и в диагонали моета через оптро- н1:-1 ток i-ie п;ч).одит. Оба транзисторных к. юча находятся в запертом положении по ; 1иттерным цепям.
Устройство унрав;1ения насосным агрега- iov работает с.педуюшим образом.
П)и уве,1ичеппи напора в водопроводя- трубопроводе ма1пины ползунок неремен- р1зистора 2 датчика напора из-за расширения манометрической коробочки датчика неремеп1ается из равновесного поло- же11ия в сторону повьниения положитель- н(.ит) потенниа,1а на левой части неремен- ч(.1го резистора 2. Вс,;1едствие этого ток идет через светодиод онтрона 25. Светодиод |1ачпнает светиться и нод действие.м оеве- Н1ення уменьн1ается сопротивление фоторе- utcTopa otiTpona 25. Отрицательный потен- 1-па.1 через резистор 15 поступает па базу грапзистора 10, и транзисторный ключ, до ЭТ01Ч) за 1ертый но э.миттерной пени через .и-1од 12 и резиетор 16, открывается. По коллекторной цепи пачипает проходить ток че- Г)ез пос;1едо и1тельпо соединенные обмотку 20 зозбуждения и якорь электродвигателя 21, ко- го|)ый врап1ается, и через систему рычагов и |-яг (не показано) перемеи1ает рейку топливного 1:асоса ЛВС в сторону снижения час- торы врап1епия вала ДВС. Одновоременно со сниже1П1ем частоты вращения вала Z1BC С 1ижается и частота врангения ротора на- ссса, в с1-1. чего снижается напор в водо- 1||К) трубсмпюводе. Это енижение нанора воспринимается дат чиком 1 напора 4, пс.ктзупок резистора 2 кото)ого иостепепно возвраП1ается is равновеспое состояние из- и рительпг)го моста, снижая ноложитель- мый потенциал отноеите,1ьно нс;.тожения ползунка 11ереме 1ио Ч) резистора задатчика -32 напора. Светодиод онт ропа 25 в этом случае запирается, т.е. перестает светитьея, сопротив,тение фоторезистора оптрона 25 уве- личивается.,нотенпиа:1, поступающий на базу т рапзистора 10 через резистор 15, умень- и;ает ся, и транзистор 10 закрывается но эмит- терной ;1епи через )езистор 16 и диод 12, т ак как потенциал эмиттера становится мень- nie ,та баз1)Г Ток в ко.ттекторной пени прекран1.ается, э.текгродвиг атель оста- павливаетея и ДВС работает з -1овом уста- 11о.ч1Ш111емся режиме с постоянной частотой -;|1ан1ения на,та.
При понижении нанора в водопроводя- |дем трубопроводе ма1нины по.тзунок перемен- )|-о резистора датчика нанора неремен1ается в ст оронх по1п;жепня но,1ожите, 1ьпого но- тснциа.та и оп с ановится мень1не потен- 1и1;:ла по,тзунка за. кггчика 23 nasiopa. Нс.тсдст вие это Ч) начинает светиться свето- .1г:од оптрона 2-1, ; свет одиод онтрона 25 -iaiiepT обрат|п 1м напряжением и не светится. В силу этого сопротивление фото- резисто)а онтрона 24 уменьшается и отри- iLaTe.TbUbm потенциал через резистор 13 по c - VTiaeT на базу тч1анзисго|1а 9 транзистрг ного ключа, запертого по эмиттерной цепи через диод II и резистор 14. Тем самым транзисторный ключ открывается и по коллекторной его цепи начинает проходить ток последовательно через обмотку 19 возбуждения реверсивного электродвигателя 21 и его якорь. Якорь начинает вращаться в направлении, обратном рассмотренному случаю и перемещает рейку топливного насоса ДВС в направлении повышения частоты вращения вала ДВС. Тем самым повышается частота враш.ения ротора центробежного насоса и начинает возрастать напор в водопро- водяшем трубопроводе машины. По мере возрастания напора ползунок датчика 1 напора начинает возврашатся в сторону увеличения положительного потенциала, пока мост не приходит в равновесное состояние. Тогда светодиод оптрона 24 запирается и гаснет, сопротивление фоторезистора оптрона возрастает, потенциал, подаваемый через резистор 13 на базу транзистора 9, уменьшается и транзистор закрывается по эмиттер- ной цепи через резистор 14 и диод 11, так как потенциал эмиттера становится меньше потенциала базы. Ток в коллекторной цепи прекращается, электродвигатель останавливается и ДВС работает в установившемся режиме с заданной частотой вращения
При резком падении напора на входе в насос, в случае прекращения подачи воды в ДМ или разрыва трубопровода оросительной сети, срабатывает сишализатор .3 подпора. В силу снижения напора манометрическая коробочка спгиа.чизатора сжимается и размыкает контакт 4, а контакт 5 замыкает. В цепь пазы транзистора 9 включается диод 26, отсекающий отрицательный потен циал на базе транзистора 9, в результате чего последний закрывается. После зам)1ка- ния контакта 5 сигнализатор подпора подает отрицательный потенциал на базу транзистора 10, открыая его. При этом по коллекторной цепи транзистора 10 начинает проходить ток через обмотку 20 возбуждения и якорь электродвигателя 21. Якорь приходит во вращение и перемещает рейку топливного насоса ДВС в сторону снижения частоты вращения его вала, и так как напор в водопроводяще.м трубопроводе не восстанавливается, то рейка топливного насоса
5
0
перемещается до тех пор, пока не сраб;; тывает концевой вык, 1ючате, 1ь 33. При этом через резистор 18 подается положительный потенциал на базу транзистора 10 и он закрывается, а электродвигатель 21 остаиги - - ,1ивается. Одновременно через вык.чючате.чь
33и развязывающий диод 35 нключается стоп-блок 8, который останавливает ДВС и отключает автоматику выключателем 31.
При резком падении напора в водопро 0 водяще.м трубопроводе ДМ в с.чучае разрыв;: система автоматики работает на повьцненио частоты вращения ДВС, а так как напор i В()допроводян1ем трубонроводе мащин вследствие его разрыва не восстанав, 1ива т- ся, электродвигатель 21 переме1цает топливного насоса ДВС в сторону повышения частоты врангения вала ДВС до тех пор, пока пе срабатывает концевой выключатель 32. При этом па базу транзистора 9 через резистор 17 подаегся положительньп потенциа, и транзистор 9 закрыва1. Одновременно через развязываюнгий ди i
34включается стон-устройство 8, которое -и - танавливает ДВС и отключает автом;п -; выключателем 31.
В случае, ее, in при монтаже б.юкп ч- 5 рав, 1еиия но nafiyinena по.-1яр;11 гь подключения источника тока, |i, аккумуляторной батареи, то диод 27 . обратным напряжением, при этом. псн Км.р на диод 27 полан .: обратное напряжен ток чере: ои мнм чс идет и сигна. ч.;, - . импа 30 V UK. .М1().. не - i p-iir. ом с:-, vi.i
. ЧОМа ЗаЩ Г МЧ, от НОЯП :;-, 1,,
Таких обра.(ОМ, п|1ед, 1агс1емо ч тр ; |-- U) ангомап леск; (j6ecne M 5;: . . NIC ; : -i.) чаданпо ) онтима. :Ь:1ОГЧ) режима ; - i;iii,i н,- сосно-си, К)1«)го аг ре1 ата ;ЯЛ, ч и) нрино.чит к 6o. iee равноме|11;ому р;кнредс.ению слоя осадков и экономному расходпипн.ию нефтепродуктов. K( того, ст1П)ПС1В() может быть исно, 1ьзои;1ио для гю. ьчержания i o
0 стоянства заданного напора нрп работе HO.I- качивающих дизе.11.11Ь часмсных cnaHHiti i на закрытые opocnTe. ibiibic .- тн i выполнят, функции зашиты Hacociio-cH.noBoro агре1 ;:та ДМ и напорной оросительной сети, что приводит к более надежной работе оросн5 тельной системы в це, юм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Симметричный триггер | 1984 |
|
SU1251295A2 |
Непрерывный стабилизатор напряжения постоянного тока | 1975 |
|
SU650060A1 |
СТЕНД ДЛЯ ПРИРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2027982C1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1988 |
|
SU1543522A1 |
Функциональное оптоэлектронное устройство | 1973 |
|
SU452017A1 |
Мультивибратор | 1975 |
|
SU566315A1 |
Устройство для управления электродвигателем воздуховсасывающего агрегата пылесоса | 1990 |
|
SU1734183A1 |
Компостирующее устройство | 1984 |
|
SU1196364A1 |
Триггер с неразрушаемой памятью | 1973 |
|
SU445976A1 |
Устройство для питания рельсовых цепей | 1986 |
|
SU1350075A1 |
Учебник моториста насосной станции полевого магистрального трубопровода | |||
- М.: Воениздат МО СССР, 1970, с | |||
Контрольный стрелочный замок | 1920 |
|
SU71A1 |
Авторы
Даты
1986-08-07—Публикация
1985-02-19—Подача