Ичобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в уиравляемых коробках скоростей.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверса.
На фиг. 1 показан предлагаемьв механизм свободного хода; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - второй вариант крепления стержней.
Механизм свободного хода содержит ведомую 1 и ведущую 2 части, соосно установленные на ведомом 3 и ведущем 4 валах. Ведущая часть 2 имеет барабан 5, выступающий из ведущей части и располагаемый частично в ведомой части 1. Упругие сцепные элементы выполнены в виде пружинных стержней 6, закрепленных равномерно по окружности вокруг барабана 5, параллельно оси механизма одними концами в торце ведомой части 1, другими - в обойме реверсивной 7 обгонной роликовой муфты, свободно одетой с гарантированным зазором на барабан 5. Стержни 6 изготавливаются из пружиненного материала (сталь, бронза, и др.) сплошными или в виде гибких проволочных валов состояишх из ряда последовательно напитых один на другой слоев пружинной проволоки. Крепление концов стержней 6 может быть жестким, например пайкой для стержней типа гибких валиков, или шарнирно и под- пр ткиненно для сплошных стержней. Для повышения сцепления стержней 6 с наружной поверхностью барабана 5 на последний может наноситься спе- гц а-пьное фрикционное покрытие или изготавливаться многозаходные (по числу стержней 6) спиральные канавк двух направлений (правого и левого) повторяющие профиль контактирующих с ней стержней 6.
С наружной поверхностью обоймы 7 контактируют тела заклинивания в виде шариков 8, расположенных между штнфта п} 9, яакреплонными в управляющем устро 1стве в виде втулки 10, перемещаемой по ведущей части 2 до упора 1 (Ч ря иичительное кольцо 1 Шарики 8 одновременно рас 1ола1 аи1тся в продольньк пазах другой обоймы, вьгпол}1ениой совместно с ведущей частью 2 со CKoraNni 12 и 13, ) ленными навстречу друг друг у пи касательной к шарикам 8 и под углом, обеспечивающим заклинивание обоймы
7в ведущей части 2 при ее вращении в противоположных направлениях.
Фиксаторы положения (два) втулки 10 выполнены в виде шариков 14, расположенных в отверстиях ведущей части 2 и поджатых пружинами 15 к коническим отверстиям на втулке 10.
Вилка 16 (на фиг. 1,3 показана штрих- пунктирными линиями) обеспечивает переключение режима работы муфты ступенчатым осевым перемещением втулки 10 и относится, например, к коробке
скоростей машины (не показана).
Крепление концов стержней 6 (сплошных) в ведомой части 1 и в обойме 7 может быть выиолнено шарнирным с использованием шарнирных
двухколечных подшипников 17, общего ограничительного кольца 18 с подпру- жиниванием стержней относительно ведомой части с помощью пружин 19 и ограничительных шайб 20 (фиг. 4).
Механизм работает следующим образом.
В исходном положении стержни 6 располагаются параллельно оси муфты (фиг. 1 показано штрихпунктирной
линией), шарики 8 тел заклинивания расположены в одном из пазов напротив запирающего скоса 12 или 13 с фиксированием их положения штифтами 9, втулкой 10, застопоренной
фиксаторами 14 на ведущей части 2 (фиг. 1, 3).
При вращении ведущей части 2 или ведомой части 1 в направлении заклинивания шариков 8 на скосах 12 или
13 обойма 7 будет стопориться на ведущей части 2, вызьшая тем самым относительньш поворот концов стержней 6, которые будут навиваться на барабан 5, создавая радиальное давление на его наружной поверхности,
что, в свою очередь, приводит к созданию фрикц11онного трения (при отсутствии на барабане канавок), увеличивающегося по мере увеличения передаваемого муфтой крутящего момента.
8этом положении части 1 и 2 находятся в сцепленном состоянии.
При нгшичии на наружной поверхнос- ти барабана 5 многозаходных канавок в последние будут западать стержни 6 по мере их навивки, увеличивая тем самым величину передаваемого муфтой крутящего момента. При остановке валов стержни 6 под действием своей упругости (гибкие валики) или под действием пружин 19 (сплошные стержни) распрянпяются и вновь займут свсзе исходное положение.
Для изменения направления рабочего вращения валов (с передачей рабочего момента с заклиниванием шариков 8) перемещают втулку 10 управляющего
устройства в крайнее левое положение до упора в проточку корпуса ведущей части 2 с заскакиванием шариков 14 фиксатора в конические отверстия втулки 10.
Предлагаемый механизм может рабо- тать в двухстороннем рабочем режиме и с передачей увеличенных внешних моментов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2331803C1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Муфта сцепления | 1987 |
|
SU1638394A1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАТОР АВТОМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ "ТРАНСУНВАРТОР-АВТОМАТ" | 1992 |
|
RU2047023C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ | 1999 |
|
RU2153099C1 |
Кулачковая муфта | 1986 |
|
SU1362871A1 |
Сдвоенная реверсивная муфта свободного хода | 1985 |
|
SU1260580A1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ | 1999 |
|
RU2151323C1 |
Предохранительная фрикционная муфтапОВышЕННОй ТОчНОСТи СРАбАТыВАНия | 1979 |
|
SU821802A1 |
Сдвоенная реверсивная муфта свободного хода | 1986 |
|
SU1350401A1 |
д-л
.2
гз
12
/5
ф4/г.5
Редактор А.Шандор
Составитель Л.Атрушкевич Техред Э.Чижмар
Заказ 4608/38
Тираж 880Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор Е.Сирохман
Кожевников С.Н | |||
и др | |||
Механизмы, изд | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
М.: Машиностроение, 1976, с | |||
Мяльная машина для лубовых растений | 1923 |
|
SU414A1 |
Авторы
Даты
1986-08-23—Публикация
1984-12-30—Подача