t
Изобретение относится к машиностроению, в частности для передачи равномерного вращения между двумя валами с пересекающимися осями.
Цель изобретения - повьпиение нагрузочной способности и упрощение технологии изготовления.
На фиг. 1 изображен шарнир с коническими телами качения при нулевом угле между валами, продольное сече- ние; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. .1; на фиг. 3 - шарнир с цилиндрическими телами качения, продольное сечение;.на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - вилка шарнира, поперечное сечение; на фиг. 6 - разрез В-В на фиг. 5.
Синхронный шарнир содержит выполненные за одно целое с валами 1 и 2 вилки 3 и 4 с внешними 5 и внутренними 6 сферическими поверхностями, взаимодействующие с жестко соединенными между собой роликами 7 и 8 с торцовыми выступами 9, центральное шаровое тело 10, сопряженное с внутренними 6 сферическими поверхностями вилок 3 и 4, и центрирующий кожух 11, выполненньш цилиндрическим, образующие которого перпендикулярны оси роликов 7 и 8, и контактирующим с внешними 5 сферическими поверхностями вилок. Центры О и О соответственно внешних и внутренних сферических поверхностей вилок смещены в осевом направлении в разные стороны относительно центра О шарнира.
Вилки 3 и 4 вьшолнены со скошенными, перпендикулярными друг к другу боковыми поверхностями 12 и сопряжен по боковым поверхностям 12, лежащим в плоскости, перпендикулярной, оси роликов и проходящей через центр шарнира.
Ролики могут быть выполнены или коническими (фиг. 1), или цилиндрическими (фиг. 3). Цилиндрические ролики могут быть выполнены в виде единого вала 13 и зафиксированы в центр шарового тела 10 при помощи упругого кольца 14, входящего в канавку 15 шарового тела 10 и канавку 16 вала 13, а между осями 17 и 18 расположены пружина 19.
Синхронньш работает следующим образом.
При передаче крутящего момента с некоторым углом между валами 1 и 2 в одном (основном) направлении усили
5
0
5
0
5
0
5
0
5
192
между вилками 3 и 4 передается посредством пары жестко связанных между собой конических (цилиндрических) роликов 7 и 8. В другом окружном направлении усилие между вилками передается путем непосредственного контакта скошенных боковых поверхностей 12 вилок 3 и 4.
При работе шарнира конические (цилиндрические) ролики 7 и 8 самоустанавливаются в биссекторную плоскость благодаря взаимодействию их с рабочими поверхностями вилок 3 и 4 и дополнительно фиксируются в этой плоскости путем взаимодействия внутренней цилиндрической поверхности кожуха 11 с внешними сферическими поверхностями 5 вилок 3 и 4.
Кожух 11 представляет собой равноплечий рычаг, при работе шарнира всегда устанавливается перпендикулярно биссекторной ПЛОСКОСТИ; а благодаря воздействию гнезд 20 и 21 на концы 9 последние совместно с коническими (цилиндрическими) роликами 7 и 8 фиксируются в биссекторной плоскости.
Работа шарнира с цилиндрическими роликами аналогична.
Ролики (фиг. 3 и 4) удерживаются в центре шарнира путем взаимодействия упругого кольца 14 с канавкой 15 шарового тела 10 и канавкой 16 вала 13.
Наличие двух осей 17 и 18, поджатых пружиной 19, упрощает конструкцию кожуха 1I, который может быть выполнен цельным с местными вьщавками 22 и 23.
Шаровое тело 10 путем взаимодействия с внутренними сферическими поверхностями 6 вилок обеспечивает шаровое соединение вилок 3 и 4, а также .центральное положение роликов 7 и В.
При передаче вращения в одном направлении (через ролики) вращения валов синхронное.
При передаче вращения в обратном направлении путем непосредственного контакта скошенных боковых поверхностей 12 вилок 3 и 4 вращение валов асинхронное, а скошенные поверхности 12 перемещаются друг относительно друга с трением скольжения.
КПД шарнира при передаче момента через ролики 7 и 8 больше, чем при передаче момента путем непосредственного контакта боковых поверхностей 12 вилок 3 и 4. Это допустимо, так
передается в основном в одну сторону.
При необходимости защита шарнира от грязи может быть обеспечена двумя небольшими чехлами по обе стороны кожуха 11.
Увеличенное поперечное сечение вилок 3 и А за счет выполнения внешних сферических поверхностей 5 со смеш;е- нием центров О,, и 0 от центра О шарнира и за счет наличия только одной пары роликов увеличивает жесткость и прочность вилок, позволяет
а все это позволяет увеличить величину передаваемого крутящего момента.
Использование в качестве делительного механизма цилиндрического кожуха А, взаимодействующего со смещенными внешними 5 сферическими поверхностями вилок 3 и 4, позволяет просто и точно выставлять ролики 7 и 8 в биссекторную плоскость.
Шарнир, изображенный на фиг. 3 и 4, более прост в изготовлении, но имеет меньшие КПД и угол поворота валов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР | 1972 |
|
SU436186A1 |
Шаровой шарнир Мозоровых С.Д. и Д.С. | 1988 |
|
SU1581891A1 |
Шаровой шарнир С.Д. и Д.С.Мозоровых | 1987 |
|
SU1448133A1 |
Шаровой шарнир Мозоровых С.Д. и Д.С. | 1985 |
|
SU1408127A1 |
Шарнир | 1990 |
|
SU1703876A1 |
Универсальный шарнир Мозорова С.Д | 1984 |
|
SU1408126A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР | 1993 |
|
RU2124151C1 |
ШАРНИР КВАЗИСИНХРОННЫЙ КУЛАЧКОВЫЙ | 2012 |
|
RU2518429C2 |
Карданный шарнир | 1982 |
|
SU1145936A3 |
Шарнирная муфта | 1990 |
|
SU1795178A1 |
19:
/3
ilJ
e&tffi. S
фиг.е
Составитель Т.Хромова Редактор А.Лежнина Техред И.Ходанич Корректор Л.Патай
Заказ 5097 Тираж 880 . Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.Проектная, 4
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР | 1972 |
|
SU436186A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1981-12-10—Подача