Изобретение относится к техничесой диагностике и касается проверки лектрических машин постоянного тока, апример тяговых электродвигателей (ТЭД) локомотивов.
Цель изобретения - повьшенне достоверности результатов диагностироания.
На чертеже представлена схема устройства для реализации способа диагностирования технического состояния коллекторных электрических ма7 шин - катушек главных и дополнитель- ных полюсов и межполюсных соединений.
Устройство содержит источник 1 электрического тока (постоянного или пульсирующего), подключенный проводами к параллельному колебательному контуру, одна ветвь которого содержит диагностируемую электрическую машину 2, содержащую якорь 3, обмотку 4 дополнительных полюсов и обмот- ку 5 возбуждения, а другая - конденсатор 6 регулируемой емкости и ппа- ратуру 7 для регистрации колебаний электрического тока в контуре, под- ключенную параллельно шунту 8. Устройство содержит также источник 9 тока, подключенньй через преобразователь 10 частоты к вибратору 11.
При подключении источника 1 электрического тока к контуру, образованному диагностической электрической машиной 2 и конденсатором 6, якорь электрической машины начинает вращаться. При вращении якоря из-за наличия пазов между коллекторными пластинами возникает колебание переходного сопротивления между щетками и коллектором. Эти колебания сопротивления вызывают колебания электрического тока в контуре. Подобрав надлежащим образом частоту вращения якоря, добиваются возникновения в контуре резонанса токов. Таким образом, в диагностируемой электрической машине циркулирует переменный электрический ток, колеблющийся с .коллекторной частотой (т.е. частотой вргицения якоря, умноженной на число коллекторных пластин), усиленный явлением электромагнитного резонанса.
Подбором емкости конденсатора 6 добиваются, чтобы собственная час- гота контура была близка к частоте собственных колебаний катушек главных и дополнительных полюсов и меж
полюсных соединений. Затем электрическая машина поочередно подвергает- ся воздействию механической вибрации от вибратора 11с частотой, рав- ной собственной частоте колебаний катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений. При наличии трещин в катушках главных или дополнительных полюсов и ослаблении межполюсных соединений их электрические параметры (емкость, электрическое сопротивление) будут изменяться с частотой, равной частоте механической вибрации. Таким образом, циркулирующий в контуре ток будет модулироваться частотой вибрации.
Способ осуществляется следующим образом.
Колесно-моторный блок устанавливается на стенд, позволяющий вращать колесную пару вхолостую. Тяговьш электродвигатель подключается к источнику постоянного тока. К выводам ТЭД подключается конденсатор 6 и аппаратура 7 для регистрации электрических токов. Якорь ТЭД приводит- ся во вращение с частотой, которая определяется выражением
30
uJ. 1
(1)
где Z - число пластин на коллекторе
якоря; : L - индуктивность ТЭД ( г);
С - емкость конденсатора ( ф ) . Емкость конденсатора подбирается из условия
40
/uJ,--2TTf
р
(2)
где fp - частота собственных механических колебаний диагностируемого элемента (Гц) .
Затем, регулируя преобразователем 10 частоту питающего вибратора 11 при помощи источника 9 электрического тока, добиваются равенства частоты механических вибраций и собственной частоты колебаний диагностируемого элемента.
Частоты собственных колебаний диагностируемых элементов магнитной системы определяются по результатам
предварительных опытов. Так, напри- ер, для катушек и выводов разных главных и дополнительных полюсов тягового электродвигателя ЭД-118Б
эти частоты лежат в пределах от 190 до 420 Гц.
Измерительной аппаратурой 7 производится регистрация токов, которые протекают в контуре. При наличии в зарегистрированных колебаниях составляющей с частотой, равной разности частоты вибрации и частоты колебаний электрического тока в цепи, судят о наличии дефекта.
Предложенный способ диагностирования позволит значительно сократить выходы из строя тяговых электродвигателей тепловозов благодаря заблаговременному обнаружению дефектов в катушках главных и дополнительных полюсов и межполюсн ых соединений .
Составитель В.Волков Редактор А.Долинич Техред М.Ходанич Корректор М.Максимишинец
Заказ 5240/54Тираж 597 .Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
1261035
Формул
изобретения
Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений коллекторных электрических машин по авт. св. - № 849357, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов диагностирования электрическую машину подвергают действию механической вибрации с фиксированной частотой, равной собственной частоте колебаний катушек главных ,и дополнительных полюсов и меж-- полюсных соединений, а о наличии дефекта судят по появлению модулированных колебаний электрического тока в резонансном контуре.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагностирования дефектаКОллЕКТОРНыХ элЕКТРичЕСКиХ МАшиН | 1989 |
|
SU849357A1 |
Способ мониторинга вибрации щеточно-коллекторных узлов электродвигателей постоянного тока | 2019 |
|
RU2730109C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ В ОБМОТКЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЯКОРЯ КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С УРАВНИТЕЛЬНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ | 2012 |
|
RU2523730C2 |
Способ контроля контактных соединений в цепях электрических машин постоянного тока последовательного возбуждения | 1983 |
|
SU1137415A1 |
Коллекторная электрическая машина | 1980 |
|
SU871284A1 |
Способ определения динамического состояния тягового двигателя с опорно-осевой подвеской | 2017 |
|
RU2677947C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РОТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ | 2016 |
|
RU2646207C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ СИНХРОННАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МОДУЛИРОВАННОЙ МДС ЯКОРЯ | 2009 |
|
RU2414040C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2004 |
|
RU2273832C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПРИВОД РЕЗОНАНСНОГО ВИБРАТОРА | 1998 |
|
RU2146412C1 |
Изобретение относится к технической диагностике электрических, машин постоянного тока и является дополнительным к aBv. св. № 849357. Целью изобретения является повышение достоверности результатов диагностирования. Способ диагностирования дефекта катушек главных и дополнительных полюсов заключается в том, что электрическую машину подвергают действию механической вибрации от вибратора 11 с фиксированной частотой, равной собственной частоте колебаний катушек главных и дополнительных полюсов и межполюсных соединений. При наличии трещин в катушках главных или дополнительных полюсов и ослаблении межполюсных соединений их электрические параметры (емкость, электрическое сопротивление) будут изменяться с частотой, равной частоте механической вибрации, и циркулирующий в контуре ток будет модулироваться частотой вибрации. 1 ,Ш1. (Л с а со 01 N3
Способ диагностирования дефектаКОллЕКТОРНыХ элЕКТРичЕСКиХ МАшиН | 1989 |
|
SU849357A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1986-09-30—Публикация
1985-01-24—Подача