Изобретение относится к запирающим устройствам.
Целью изобретения является повьше ние удобства пользования.
На фиг.1 изображен замок в запертом положении : с прямолинейным пазом защелки; на фиг,2 - то же, с криволинейным пазом; на фиг.З - то же, с пазом по дуге окружности; на фиг.4график снижения .усилия открывания в зависимости от с ,
Замок содержит закрепленный на двери корпус 1 с прямолинейной прорезью 2, запорный палец 3, закреп- ленный на стойке с возможностью размещения в прорези 2, и шарнирно установленные на корпусе 1 стопорную защелку 4 и взаимодействующий с ней засов 5 в форма вилки с пазом 6, причем в запертом положении замка запорный палец смещен относительно нормали к прорези корп уса, проведенной /из оси поворота засова 5,, а линия , проходящая через ось запорного пальца 3 и ось поворота засова,расположена под углом об к указанной нормали и под углом к радиусу запорного пальца 3, направленному в точку контакта пахшда с засовом,причем для варианта по фиг,1 углы об- и V определены по формулам
arctf
arctg
ts У
1 + 2 tg7
42 sin|7 2ll - ;1пуо
Для варианта по фиг.2
lIlKLll ilK) i.-.
об arctg
2 tg|f
где К - коэффициент снижения усилия
открывания замка, причем
I- i ii llj slnty
к. м i-1-ii;
Для варианта по фиг.З
oL arctg
(i-K) - -(IrK) 4Kts; r
---rigi
при этом радиус средней линии паза определяется по формуле
1 + Cospi 2 Cos(yi-CosJ
где h - расстояние от оси поворота засова 5 до центра прорези 2 корпуса 1
Замок работает следующим образом. . При закрывании двери запорный палец 3 входит в прорезь 2 корпуса 1 и далее, взаимодействуя с рычагом засова 5, поворачивает его до момента блокировки засова стопорной защелкой 4, При этом второй рычаг засова 5 входит в зону прорези 2 и запирает замок.
Для отпирания замка стопорная защелка выводится из взаимодействия с защелкой, которая поворачивается и освобождает запорный палец, отпирая замок.
Выбирая Геометрию зацепления системы запорный палед - засов соглас- но описанным уравнениям, снижается давление засова на стопорную защелку, что облегчает отпирание замка.
25
Формула и. 3 обретения
1, Замок для двери транспортного средства, содержащий закрейленный на двери корпус с прямолинейной прорезью в направлении запирания,за- порньй палец, закрепленный ка стойке с возможностью размещения в прямолинейной прорези корпуса, и шарнирно установленные на корпусе стопорную защелку и взаимодействующий с ней
засов в форме вилки с прямолинейным пазом, причем в запертом положении замка запорный палец смещен к внешней стенке двери относительно нор- мали к прорези корпуса, проведенной
из оси поворота засова, а линия,проходящая через ось запорного пальца и ось поворота засова, расположена под углом к указанной нормали и под углом у к радиусу запорного
пальда, направленному в точку контакта пальца с засовом, отличающий с я тем, что, с целью повышения удобства пользования, углы об и У определены из следующих выражении:. .
40%о6 5
55
У arccos cos V Cosod,
где jfo - угол у при нахождении защелки в промежуточном положении с oi 0,принима3
емый в соответствии жением 45S
где yj - минимально допустимый по условиям трения угол у . 2. Замок, по п.1, о т л и ч а - ю щ и и с я тем, что оптимальные величины углов od и у определены из выражений:
V, sin Уо
I arctg -- - I---j; .
06 arctg ---t|- -p- . ,
3. Замок для двери транспортного средства, содержащий закрепленный на двери корпус с прямолинейной прорезью в направлении запирания,запорный палец, закрепленный на стойке с возможностью размещения в прямолинейной прорези корпуса, и шарнирно установленные на корпусе стопорную защелку и взаимодействующий с ней засов в форме вилки с криволинейным пазом, имеющим кривизну и направление,обеспечивающие прохождение запорного пальца, причем в запертом положении замка запорный палец смещен к внутренней стенке двери относительно нормали к прорези корпуса, проведенной из оси поворота засова, а линия, проходящая,, через ось запорного пальца и ось поворота засова, расположена под углом ts6 к указанной нормали и под уг- плом к радиусу запорного пальца, Направленному в точку контакта пальца с засовом, отличающий- с я тем, что, с целью повышения удобства пользования, углы об и у определены из следующих выражений:
40° об 5°
,
где у минимально допустимый по условиям трения угол у .
4, Замок поп.З, отличающийся тем, что оптимальная величина угла оО при заданном угле V определена по формуле
d, arctg
(1-K) - -(1зК) KtEl21 2 tgy
где К - коэффициент снижения усилия открывания замка, принима01
емыи в соответствии с выражением
-м гИШfO
f5
0
25 О
СП
где KJ - коэффициент.максимально
достижимого снижения усилия открывания замка. 5. Замок для двери транспортного средства, содержащий закрепленный на двери корпус с прямолинейной прорезью в направлении запирания, за- порный палец, закрепленный на стойке с возможностью размещения в прямолинейной прорези корпуса, и шарнирно установленные на корпусе стопорную защелку и взаимодейству- ющий с ней засов в форме вилки с криволинейным пазом, имеющим кривизну и направление, обеспечивающие прохождение запорного пальца, причем в запертом положении замка запорный палец смещен к внешней стенке двери относительно нормали к прорези корпуса, проведенной из оси поворота засова, а линия, проходящая через ось запорного пальца и ось поворота засова, расположена под углом oi к указанной нормали и под углом у к радиусу запорного пальца, направленному в точку контакта пальца с засовом, отличающий с,я тем, что, с целью повышения удобства
пользования, углы oi и у из следующих выражений:
определены
45% у
40% 06 5°,
25 ЗО
40
25 ЗО
45
- минимально допустимый по условиям трения угол jf . 6. Замок по п.5, о т л и ч а - ю щ и и с я тем, что оптимальная величина угла о при заданном угле У определена по формуле
об arctg
Hl5LlJlllKf - 4Ktsly
2 t
Sjf
где К - коэффициент снижения усилия открывания замка, принимаемый в соответствии с выражением
k- rvi- l-i-sisiy
, i.
где LK коэффициент максимально
достижимого снижения усилия открывания замка.
51280101
7, Замок по пп,5 и-6, о т л и ч а- ю щ и и с я тем, что криволинейный паз имеет постоянную кривизну и радиус средней линии паза R определен по формуле
1 + Cos об
2 Cosoi Cosi
расстояние от центра вращения вилки до оси прямолинейного паза корпуса.
/ /
Фиг. 2
Фш.З
if а:
/г
е
(X, гра
Редактор М.Келемещ
Составитель Н,Камский
Техред Л.Сердюкова Корректор М.Демчик
Заказ 70.30/28 . Тираж 441 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2488672C2 |
ЗАМОК | 2000 |
|
RU2170315C1 |
ЗАМОК | 1993 |
|
RU2078184C1 |
ЗАМОК | 2007 |
|
RU2334854C1 |
ЗАМОК ДЛЯ ДВЕРИ С ПРИТВОРОМ | 2017 |
|
RU2731429C2 |
Кодовый замок | 1991 |
|
SU1808084A3 |
СПОСОБ ЗАПИРАНИЯ И ОТПИРАНИЯ ДВЕРИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2744555C1 |
ЗАМОК С ПОВОРОТНЫМ ЗАСОВОМ | 2018 |
|
RU2682236C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА ПОВОРОТА СТВОРКИ | 2013 |
|
RU2514485C1 |
ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА ПОВОРОТА СТВОРКИ | 2013 |
|
RU2514486C1 |
Изобретение позволяет снизить усилие отпирания замка для двери автомобильного транспорта. В известном замке, имеющем корпус с прямолинейной прорезью, поворотным засовом со стопорной защелкой и запорным пальцем, взаимодействующим с проре- ; зью корпуса и засовом, углы о и . 1C определены из уравнений: , у arccos cos Уд Cos oi , где об - угол между нормалью к прорези корпуса из оси поворота засова и линией, проходящей через ось запорного пальца и - ось поворота засоваj V - угол между , линией, проходящей через ось запорного пальца и ось поворота засова и радиусом запорного пальца, направленным в точку контакта пальца с засовом; у о - угол у при нахождении защелки в промежуточном положении с oL 0, принимаемый в соответствии с выражением , минимально допустимый по условиям трения угол У . 3 с.п., 4 з.п.ф-лы, 4 ил. С $ СП
Патент ФРГ № 2847888, кл | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1986-12-30—Публикация
1984-03-01—Подача