Изобретение относится к машиностроению, а именно к амортизирующим устройствам, принцип действия которы основан на использовании пластической деформации материала, и может найти применение в строительстве сейсмостойких сооружений, в автомобилестроении для создания пассивных элементов безопасности, в технике летательных аппаратов.
Целью изобрете ия является повышение надежности путем исключения возможности перекашивания деформируемого элемента.
На фиг. 1 показан амортизатор в свободном состоянии, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, после деформации; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Амортизатор содержит опорные эле- |менты 1 и 2, выполненные заодно с направляющими 3 и 4, и расположенный между опорными элементами 1 и 2 деформируемый элемент5 в виде втулки, наружная поверхность которого выполнена ступенчатой по длине. Внутри каждой ступени деформируемого элемента 5 выполнены концентрическирасположенные кольцев ые полости 6-15 овального сечения, количество которых в каждой соседней ступени большего диаметра на одну больше. Полости разных ступеней (например, 9,12, 14 и 15), находящиеся на одном диаметре, связаны между собой осевыми каналами 16. Разница диаметров D и D 2 овального сечения соседних в направлении от ocji амортизатора по- лостей (например 13 и 14) равна удвоенной толщине S деформируемой стенки 17.
Направляющие 3 и 4 выполнены в виде двух трубчатых элементов одинакового наружного диаметра, причем в направляющей 3 выполнены осевые прорези 18, а в направляющей 4 - входящие в них осевые выступы 19.
В кольцевые полости 6-15 установлены кольцевые вкладьши (не обозначены) из хрупкого сыпучего мате-, риала с жесткостью, меньшей жесткости материала деформируемого элемента 5, что обеспечивает увеличение амортизационных качеств за счет сил трения этого материала о стенки полос- тей деформируемого элемента. Внутри направляющих 3 и 4 устанавливается
5
0
5
0
нагреватель (не изображен), например тепловой электрический элемент.
Для ускорения охлаждения амортизатора с целью приведения его в рабочее состояние может применяться продувка полости амортизатора охлаждающей жидкостью.
Изготовление амортизатора может быть осуществлено следующим образом.
Деформируемый элемент изготавливается из материала, обладающего эффектом памяти, например из никили- да титана, методом порошковой металлургии либо высокоточным литьем. При этом в месте образования полостей устанавливаются вкладыши, соединенные стержнями в местах образования каналов. Вкладьш и при указанных методах изготовления образуют места для кольцевых полостей.
На направляющую 3 устанавливаются деформируемый элемент 5 и со свободного конца - направляющая 4 так, чтобы ее осевые выступы 19 вошли в осевые прорези 18 направляющей 3.
Вкладьш1и после изготовления деформируемого элемента могут использоваться для улучшения амортизационных характеристик либо удалены через осевые каналы 16. I
работает следующим
Амортизатор образом.
Усилие воздействует на оба торца
C деформируемого элемента 5. Как только величина достигает критического для перегородок полости 15 деформируемого элемента 5 значения, происходит потеря устойчивости их стенок.
0 При дальнейшем увеличении усилия выпучиваются последовательно стенки полостей 13 и 14, затем стенки полостей 10,11 и 12 и, наконец, стенки полостей 6,7,8 и 9.
5 Для приведения деформируемого элемента 5 в рабочее состояние с помощью т еплового элемента, устанавливаемого внутри направляюшдгх 3 и 4, происходит нагрев направляющих, опор0 ного элемента 1 и через них деформируемого элемента 5 до температуры восстановления формы. Нагрев может производиться и горячим газом. Сде- формированные участки всех полостей
6-15 принимают свою первоначальную форму, при этом направляющие 3 и 4 и связанные с ними опорные элементы 1 и 2 исключают возможность искажения формы деформируемого элемента 5
и его смещение относительно оси амортизатора, в результате чего амортизатор принимает первоначальную форму.
Для охлаждения через полость амортизатора может пропускаться жид- кость, так как нагревательный элемент размещается внутри амортизатора, он не подвергается разрушающему воздействию при ударном нагружении.
Благодаря тому, что для восстановления первоначального положения амортизатора не требуется подхода к нему с его внешней стороны, он особенно эффективно может быть использован в тех местах, где доступ к нему затруднен. Таким примером может быть использование амортизаторов для буров при глубоком бурении.
Изобретение повьшает надежность работы амортизатора благодаря исключению возможности перекашивания деформируемого элемента.
.. -I V5f / .f.
Юл10
А-Афиг.г
/7
17 Г7
фиг.З
Составитель Е. Савостин Редакторам. Бандура Техред М.Ходанич Корректор С. Шекмар
Заказ 7041/35 Тираж 880Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ сейсмоизоляции объектов и амортизационное устройство (варианты) для его осуществления | 2022 |
|
RU2787418C1 |
ТУРБИНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ КАМЕРОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ПОДВИЖНЫХ ЛОПАТОК И ТУРБОМАШИНА, ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ ТАКУЮ ТУРБИНУ | 2009 |
|
RU2503822C2 |
Амортизационное устройство для сейсмоизоляции объектов (варианты) | 2023 |
|
RU2799276C1 |
Наддолотный амортизатор | 1975 |
|
SU917704A3 |
Адаптивная система сейсмозащиты объектов (варианты) | 2023 |
|
RU2820180C1 |
ЭЛЕКТРОННАЯ СИГАРЕТА | 2012 |
|
RU2598567C2 |
ПЛАСТИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2010127C1 |
Амортизатор | 1990 |
|
SU1805239A1 |
ЗАМОК | 1998 |
|
RU2151252C1 |
АМОРТИЗАТОР | 2003 |
|
RU2245469C1 |
Пластинчатый амортизатор одноразовогодЕйСТВия | 1979 |
|
SU846886A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Пластический амортизатор | 1982 |
|
SU1087716A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-12-30—Публикация
1984-10-29—Подача