вводимых в зацепление осевым перемещением одного из них, не выходит по габаритам за пределы осевого хода перемещаемого колеса. Колесо 4 жестко закреплено на валу 2. Колесо 3 вводится в зацепление с колесом А осевым перемещением по валу 1, Механизм синхронизации вращения-колес 4 и 3 выполнен в виде дополнительного колеса 6, постоянно зацепляющегося с колесом 3 и установленного на ступице колеса 4, кольца 8, установленного на ступице колеса 6, и фрикционно го диска 5, размещенного на кольце 8 с возможностью относительного осевого перемещения. Диск 5 с кольцом 8 подпружинен к колесу 6 пружина да 11. Относительный поворот кольца 8 и ко88405
леса 6 ограничен упором 10, причем при повороте кольцо 8. и колесо 6 взаимодействуют через клиновой элемент 9. Диск 5 имеет зубчатый венец, аналогичный венцу колеса 4,. и в исходном положении развернут по отношению к венцу колеса 6 на половину зуба. При перемещении колеса 3 к колесу 4 диск 5 прижимается к торцу последнего. Возникаюпщй момент трения разворачивает кольцо 8 относительно колеса 6 с одновременным сдвигом кольца 8 в сторону колеса 4 за- счет клинового элемента 9. Происходит синхронизация вращения колес 3 и 4, Упор 10 фиксирует совпадение зубьев диска 5 и колеса 6, колеса 3 и 4 плавно вводятся в зацепление, 1 ил.
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средст
Цель изобретения - сокращение габаритов коробки за счет того, что механизм синхронизации вращения пары зубчатых колес, установленных на параллельных валах и вводимых в зацепление осевым перемеи(ением одного из них, не выходит по габаритам за пределы о,севого хода перемещаемого ко- xieca.
На чертеже изображена коробка передач ,
Коробка передач содержит параллельные валы 1 и 2, размещенные на валах с возможностью введения в зацепление друг с другом зубчатые колеса 3 и 4. Колесо 4 закреплено на валу 2 жестко, а колесо 3 на валу I с. возможностью осевого перемещения. Механизм синхронизации вращения ко- xiec 3 и 4 содержит фрикционный диск 5 с. зубчатым венцом, аналогичным венцу колеса 4, дополнительное зубчатое колесо 6, постоянно зацепляющееся с колесом 3 и установленное на ступице колеса 4 с фиксацией в осевом направлении посредством шайбы 7, кольцо 8, установленное на ступице колеса 6, клиновой элемент 9, закрепленный на торце колеса 6 и выполнен- ньй в виде конуса, ограничитель уг5
левого смещения кольпа 8, выполненный в виде упорг 0, Упор 10 и клиновой элемент 9 взаимодействуют с соответствующими выемками на торце
кольца 8, Диск 5 установлен на кольце 8 с возможностью относительного осевого перемещения, например на шлицах (не показаны), и поджат совместно с ним в осевом направлении к ко лесу 6 посредством пружин 1KB исходном положении зубчатый венец диска 5 развернут по отношению к зубчатому венцу дополнительного колеса 6 на половину зуба.
Коробка работает следующим образом.
.Для включения передачи перемещают зубчатое колесо 3 в сторону зубчатого колеса 4. Колесо 3 взаимодейству - ет с зубьями Диска 5 и прижимает его к торцу зубчатого колеса 4. Возника- юп1ий момент трения стремится развернуть кольцо 8 относительно колеса 6.
. При этом коническая поверхность выемки на торце кольца 8 взаимодействует с поверхностью конуса элемента 9, и кольцо 8 сдвигается в сторону зубчатого колеса 4, прижимая фрикционный диск 5 к торцу зубчатого колеса 4. Элементов 9 может быть несколько, при этом повышается равномерность прижатия диска 5 к торцу колеса 4. Момент трения, возникающий
0
0
3
при контакте диска 5 и колеса 4, а также при контакте дополнительного зубчатого колеса 6 и шайбы 7, выравнивает угловые скорости колеса 4 и колеса 6. При этом разность окружны скоростей: зубчатых колес 3 и 4 так
же уменьшается и их сцепление происходит без удара. Размеры выемки кольца 8, контактирукяцей с упором 10 выбраны таким образом, чтобы к концу синхронизации зубчатый венец колеса 6 совпадал с зубчатым венцом диска 5, а внутренняя часть диска 5, прогнувшись, ограничивала давление на поверхностях трения При дальнейшем передвижении зубчатого колеса 3 его зубья входят в зацепление с зубьями колеса 4. Передача включена.
При выключении передачи фрикционный диск 5 увлекается вслед за зубчатым колесом 3 за счет трения на боковых поверхностях зубьев, и после вывода.из зацепления зубчатых венцов диска 5 и колеса 3 под действием упругого элемента 6 механизм переключения возвращается в исходное положение.
Формула изобретения
Коробка передач, содержащая валы, по крайней мере два зубчатых колеса, размещенных на валах с возможностью введения в зацепление друг с другом осевым перемещением одного из колес.
Составитель В. Сергеев Редактор А. Сабо Техред А.Кравчук
Заказ 7788/33 Тираж 811Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
механизм cинxpoнизaп и вращения колес, включающий фрикционный диск с зубчатым венцом, размещенный между торцами колес с возможностью осевого перемещения, и ограничитель углового смещения фрикционного диска в .плоскости врап(ения относительно осе- подвижного колеса, отличающаяся тем, что, с целью сокращения габаритов, колеса размещены на двух параллельных валах, другое колесо закреплено на несущем его валу жестко, механизм синхронизации выполнен в виде дополнительного зубчатого колеса, зацепляющегося с осеподвиж- ным и установленного на ступице жестко закрепленного колеса с фиксацией в осевом направлении, кольца, установленного на ступице дополнительного колеса между последним и жестко закрепленным, и клинового элемента, закрепленного на торце дополнительного колеса, обращенном к кольцу, ограничитель углового смещения фрикционного диска выполнен в виде упора и размещен на том же торце, на торце упомянутого кольца, обращенном к торцу дополнительного колеса, выполнены выемки, в одной из которых размещен клиновой элемент, а в другой - упор с возможностью взаимодействия с кольцом, диск установлен на кольце и подпружинен в осевом направлении совместно с кольцом к дополнительному колесу.
Корректор А. Обручар
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВЫЙ СИНХРОНИЗАТОР | 1996 |
|
RU2137956C1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Синхронизатор | 1983 |
|
SU1090944A1 |
СИНХРОНИЗАТОР (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2126499C1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ИНЕРЦИОННОГО ТИПА | 2010 |
|
RU2427736C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 1991 |
|
RU2039890C1 |
Синхронизатор коробки передач (его варианты) | 1983 |
|
SU1209962A1 |
Синхронизирующее устройство для зубчатых переменных передач | 1975 |
|
SU977859A1 |
Синхронизатор коробки передач | 2019 |
|
RU2729873C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Целью изобретения является сокращение габаритов кйробки передач. Положительный эффект достигается за счет того, что механизм синхронизации вращения пары зубчатых колес,установленных на параллельных валах и (Л 1чЭ 00 00 4;; о ел
Хельдт П.М | |||
Автомобильные сцепления и коробки передач | |||
- М.: Маш- гиз, 1960, с | |||
Прибор для запора стрелок | 1921 |
|
SU167A1 |
Авторы
Даты
1987-02-07—Публикация
1985-05-20—Подача