Изобретение относится к устройствам для соединения зубчатого колеса с элементами передачи, в частности к синхронизаторам, используемым в коробках передач транспортных машин.
Цель изобретений - повышение надежности и долговечности синхронизации.
На фиг. 1 изображен продольный разрез синхронизации; на фиг. 2 - вид на каретку, блокирующее кольцо и вкладыши; на фиг. 3 - вид на каретку и упругий толкатель; на фиг. 4 - вид на элементы синхронизатора сверху; на фиг. 5 - вид на установку блокирующего кольца.,
С валом 1 (фиг. 1) коробки передач 2 связана центральная шестерня 3, с которой закреплены сателлиты 4, установленные на водиле 5, с зубчатым венцом 6, имеющем муфту с конической фрикционной поверхностью 7. С сателлитами 4 зацеплено коронное колесо 8. Коронное колесо 8 выполнено за одно целое с кареткой 9. В каретке 9 выполнен паз 10 для размещения разрезного упругого толкателя 11. На каретке 9 выполнены зубья 12 для взаимодействия с зубчатым венцом бис зубчатым венцом 13, размещенным на муфте с конической фрикционной поверхностью, жестко закрепленной на корпусе коробки передач 2. Толкатель 11 имеет возможность взаимодействия с блокирующим кольцом 14. На кольце 14 выполнены конические фрикционные поверхности 15 и 16 для взаимодействия с коническими фрикционными поверхностям 7 соответствующих муфт. Между кареткой 9 и блокирующим кольцом 14 размещены вкладыши 17 с эвольвентными зубьями 18 (фиг. 2). Зубья 18 вклады шей 17 входят во впадины зубьев 12 на каретке 9. На блокирующем кольце 14 выполнены
ел
с
ч
ел ел
00
пазы 19 для размещения вкладышей 17. Вкладыши 17 установлены в блокирующем кольце 14 с зазором, что обеспечивает ограниченный поворот блокирующего кольца 14 относительно муфты 9. На блокирующем кольце 14 выполнены зубья 20 для взаимодействия с зубьями 12 каретки 9, Блокирующее кольцо 14 выполнено разрезным, в виде двух блокирующих колец 21 и 22, Между кольцами 21 и 22 размещен толкатель 11. . Синхронизатор работает следующим образом.. .
При вращении вала 1 коробки передач 2 вращается центральная шестерня 3. Для включения понижающей ступени каретку 9 перемещают в осевом направлении к стенке коробки передач 2, Каретка 9 увлекает за собой толкатель 11, толкатель 11, в свою очередь, блокирующее кольцо 14. Поскольку блокирующее.кольцо 14 выполнено раз- : резным, то к стенке коробки передач перемещается кольцо 21. Кольца 21 конической поверхностью 16 взаимодействует с конической поверхностью муфты с венцом 13. Вращение центральной шестерни 3 вызывает вращение сателлитов 4 относительно остановленного водила 5. В свою очередь, вращение сателлитов 4 вызывает вращение коронного колеса 8. Вращение колеса 8 приводит к повороту блокирующего кольца 21 относительно каретки 9. Поворот кольца 21 относительно каретки 9 .осуществляется в пределах зазора между .вкладышами 17 и кольцом 21. При этом фа- . ски на зубьях .каретки 9 упираются в фаски на зубьях блокирующего кольца 21. До остановки каретки 9,: ее нельзя продвинуть далее. После остановки каретки 9 происходит разблокировка, то есть разворот блокирующего кольца 21 под действием усилия, приложен ного к каретке 9. При дальнейшем перемещении каретки 9 сжимается толкаг тель 11 и зубья 12 входят в зацепление с зубьями венца 13. Коронное колесо 8 затормаживается и вращение центральной шестерни 3 вызывает обкатку сателлитов 4 по колесу В, что вызывает вращение водила 5, При включении прямой передачи происходят аналогичные действия, только зубья 12 входят в зацепление с зубьями венца 6, что приводит к блокировке планетарной передачи и водило 5 вращается с той же частотой, что и центральная шестерня 3;
10
Формула изобретения
Синхронизатор планетарной коробки передач, содержащий размещенные в корпусе коронное колесо, каретку с внутренним
зубчатым венцом и кольцевым пазом на нем, выполненную за одно целое с коронным колесом, две расположенные по разные стороны от нее муфты, каждая из которых выполнена с конической фрикционной поверхностью и наружным зубчатым венцом для взаимодействия с зубчатым венцом каретки, причем одна из упомянутых муфт жестко закреплена на корпусе, а другая - на водиле передачи, связанное с кареткой
блокирующее кольцо с двумя коническими фрикционными поверхностями для поочередного взаимодействия с конической фрикционной поверхностью каждой .муфты, смонтированный в кольцевом пазу каретки
кольцевой толкатель, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, он снабжен вкладышами с эвольвентными зубьями толкатель вупол- нен из упругого материала, блокирующее
кольцо - разрезным в виде двух кольцевых частей с пазами и эвольвентными зубьями для взаимодействия с зубьями каретки, выполненными по наружному периметру, боковые стенки кольцевого паза каретки
выполнены наклонными, при этом толкатель установлен между частями блокирующего кольца, а вкладыши смонтированы в пазах блокирующего кольца с зазором и с возможностью взаимодействия с зубьями
на каретке.
Фиг
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2269043C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2267675C2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2264570C2 |
Синхронизатор планетарной коробки передач | 1983 |
|
SU1291751A1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2343327C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837576A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2254507C2 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017036C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 1991 |
|
RU2039890C1 |
Сущность изобретения: синхронизатор содержит муфты, закрепленные на водиле планетарной передачи и корпусе. Фрикционные поверхности муфт расположены внутри блокирующего кольца, имеющего ответные конические фрикционные поверхности. Каретка жестко соединена с коронным колесом. Блокирующее кольцо выполнено разрезным в виде двух кольцевых частей с пазами и эвольвентными зубьями по наружному периметру. Толкатель выполнен из упругого материала и размещен между частями блокирующего кольца. Вкладыши смонтированы в пазах блокирующего кольца с зазором и с возможностью взаимодействия зубьями с зубьями на каретке. 5 ил.
Синхронизатор коробки передач (его варианты) | 1983 |
|
SU1209962A1 |
Синхронизатор коробки передач | 1984 |
|
SU1208377A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Синхронизатор планетарной коробки передач | 1983 |
|
SU1291751A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-02-28—Публикация
1991-02-15—Подача