15
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения и защиты элементов привода от перегрузок.
Цель изобретения - повышение надежности.
На фиг. 1 показана предлагаемая муфта; на фиг. 2 -- вид Б на фиг. 1; на фиг. 3 - схема действия выравнивающего механизма.
Муфта выполнена в виде свободно установленной на валу звездочки 2, на торце 10 которой смонтирована ведущая кулачковая полумуфта 3, находящаяся в зацеплении с ведомой кулачковой полумуфтой 4, связанной с подвижным в осевом направлении фланцем 5, связанным с валом 1 посредством, например, подвижного щпоночного соединения. В теле фланца выполнены диаметрально два гнезда 6, в которых установлены упругие вкладыши в виде резиновых демпферов 7, например, по форме параболоида вращения и металлических шайб 8, в которых закреп- а лены плоские упругие пластины 9, образуя средство поджатия полумуфт. Данные пластины установлены диаметрально-противоположно и могут быть размещены либо тангенциально, либо радиально.
Вторые концы пластин 9 соединены с осе- 25 подвижными ползунами 10, сопряженными посредством направляющих 11 с упором 12, установленным на конце вала 1 и поджатым гайкой 13. Указанные ползуны 10 расположены диаметрально.
В сквозных отверстиях ползунов 10 уста- новлены цилиндрические пальцы 14. Выступающие из ползунов участки пальцев охвачены прорезями 15, выполненными на концах рычагов 16, которые шарнирно посредством цилиндрических пальцев 17 в своей средней
Кроме того, возникающие в процессе работы привода высокочастотные колебания поглощаются резиновыми буферами 7 и на плоские упругие пластины 9 не передаются. Поскольку вторые концы пластин 9 связаны между собой посредством рычагов 16, щар- нирно связанных с упором 12, то осевые составляющие Р., в зонах контакта пальцев с рычагами, а следовательно, и усилия на диаметрально-противоположно расположенных пластинах 9 также равны между собой. Этим достигается равнонагруженность плоских упругих пластин 9 и высокая точность и надежность срабатывания муфты при перегрузке.
При перегрузке, когда осевая сила Ра становится равной значению осевой силы ftp, при которой происходит потеря пластинами 9 своей устойчивости, ведомая кулачковая полумуфта 4 без какого-либо дальнейшего препятствия выходит из зацепления с ведущей кулачковой полумуфтой 3. В процессе перемещения ведомой полумуфты 4 в осевом направлении на величину /г, равную рабочей высоте кулачков полумуфт, осевая сила в кулачковом зацеплении резко падает, что способствует уменьшению контактных давлений на передающих элементах полумуфт, а следовательно, и их износа.
В процессе пробуксовки {при проскальзывании кулачков) возникает зйуковой сигнал вследствие стремления потерявших свою устойчивость пластин 9 возвратиться в исходное положение и воздействия через шайбы 8 и резиновые буфера 7 на осеподвижный фланец 5 с кулачковой шайбой 4.
Для автоматического отключения привода при перегрузке может быть использован концевой включатель (не показан), расстоячасти соединены с упором 12. Ползун 10 ние между подвижным штырем которого
совместно с рычагами 16 образует выравнивающий механизм, связанный с валом.
В случае технологической погрешности изготовления, например, неперпендикулярность торца фланца 5, как опорного элемента 40 для пластин 9 и разный осевой размер последних, установка вкладышей (демпферов 7 с шайбами 8), а также использование выравнивающего механизма способствуют устранению геометрической погрешности, вызывавшей неравномерную нагруженность 45 элементов средства поджатия полумуфт.
Муфта работает следующим образом.
В нормальном режиме работы полумуфты находятся между собой в относительном покое и крутящий момент передается со звездочки 2 через полумуфты 3 и 4 на фла- нец 5 и далее шпоночным соединением на вал 1. Возникающая при этом осевая составляющая Ра от нормальных сил в зацеплении кулачковых щайб 3 и 4 меньше значения критической силы, при которой плоские упругие пластины 9 теряют устойчивость, т. е. когда прямые пластины превращаются мгновенно в изогнутые.
55
и ближним к нему торцом фланца 5 обозначено А, которое выбирается несколько меньшим от Ьк.
Поскольку при высоких скоростях вращения действующие на тангенциально расположенные пластины 9 (фиг. 1) центробежные силы могут привести к самопроизвольной потере пластинами устойчивости, т. е. при усилии, меньшем предельного, то для исключения такого факта целесообразно пластины устанавливать радиально, т. е. в одной плоскости. В данном случае скорость вращения муфты не влияет на ее работоспособность.
Предельный момент муфты, а значит величину силы Ркр можно регулировать, например, изменением длины плоских пластин 9 (т. е. использованием набора плоских пластин).
Формула изобретения
Предохранительная муфта, содержащая смонтированные на валу две полумуфты с тор цовыми кулачками, поджатые друг
Кроме того, возникающие в процессе работы привода высокочастотные колебания поглощаются резиновыми буферами 7 и на плоские упругие пластины 9 не передаются. Поскольку вторые концы пластин 9 связаны между собой посредством рычагов 16, щар- нирно связанных с упором 12, то осевые составляющие Р., в зонах контакта пальцев с рычагами, а следовательно, и усилия на диаметрально-противоположно расположенных пластинах 9 также равны между собой. Этим достигается равнонагруженность плоских упругих пластин 9 и высокая точность и надежность срабатывания муфты при перегрузке.
При перегрузке, когда осевая сила Ра становится равной значению осевой силы ftp, при которой происходит потеря пластинами 9 своей устойчивости, ведомая кулачковая полумуфта 4 без какого-либо дальнейшего препятствия выходит из зацепления с ведущей кулачковой полумуфтой 3. В процессе перемещения ведомой полумуфты 4 в осевом направлении на величину /г, равную рабочей высоте кулачков полумуфт, осевая сила в кулачковом зацеплении резко падает, что способствует уменьшению контактных давлений на передающих элементах полумуфт, а следовательно, и их износа.
В процессе пробуксовки {при проскальзывании кулачков) возникает зйуковой сигнал вследствие стремления потерявших свою устойчивость пластин 9 возвратиться в исходное положение и воздействия через шайбы 8 и резиновые буфера 7 на осеподвижный фланец 5 с кулачковой шайбой 4.
Для автоматического отключения привода при перегрузке может быть использован концевой включатель (не показан), расстояние между подвижным штырем которого
ние между подвижным штырем которого
и ближним к нему торцом фланца 5 обозначено А, которое выбирается несколько меньшим от Ьк.
Поскольку при высоких скоростях вращения действующие на тангенциально расположенные пластины 9 (фиг. 1) центробежные силы могут привести к самопроизвольной потере пластинами устойчивости, т. е. при усилии, меньшем предельного, то для исключения такого факта целесообразно пластины устанавливать радиально, т. е. в одной плоскости. В данном случае скорость вращения муфты не влияет на ее работоспособность.
Предельный момент муфты, а значит величину силы Ркр можно регулировать, например, изменением длины плоских пластин 9 (т. е. использованием набора плоских пластин).
Формула изобретения
Предохранительная муфта, содержащая смонтированные на валу две полумуфты с тор цовыми кулачками, поджатые друг
к другу упругим средством, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена упругими вкладышами, размещенными в выполненных в подвижной полумуфте гнездах, и выравнивающим механизмом в виде ползунов, диаметрально
смонтированных на валу, и рычагов, средней частью шарнирно связанных с валом, а концами шарнирно соединенных в ползунами, средство поджатия выполнено в виде пластин, одни концы которых соединены с вкладышами, а другие закреплены в ползунах.
72
/4
CPU2.2.
Г4
Составитель Т. Орлова
Редактор Г. ВолковаТехред И. ВересКорректор О. Луговая
Заказ 445/34Тираж 812Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2069282C1 |
Предохранительная муфта | 1985 |
|
SU1303760A1 |
Упруго-предохранительная муфта конструкции С.Г.Нагорняка | 1983 |
|
SU1145182A1 |
Устройство для соединения монтажныхпРОВОдОВ CO шТыРЕВыМи ВыВОдАМи | 1979 |
|
SU845202A1 |
Система защиты металлорежущих инструментов от перегрузок | 1987 |
|
SU1484467A1 |
РЫЧАЖНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ | 1991 |
|
RU2011071C1 |
Предохранительная муфта С.Г.Нагорняка | 1984 |
|
SU1191646A1 |
Предохранительная муфта | 1982 |
|
SU1035313A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2097619C1 |
Кулачковая предохранительная муфта | 1985 |
|
SU1413322A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к.устройствам для передачи вращения и защиты элементов привода от перегрузок. Цель изобретения - повышение надежности. Две кулачковые полумуфты 3 и 4 поджаты упругим средством в виде пластин 9. Одни концы пластин закреплены в шайбах 8 упругих вкладышей, установленных в гнездах 6 полумуфты 4, а другие концы соединены с ползунами 10 выравнивающего механизма. Наличие упругих вкладышей и выравнивающего механизма способствует устранению геометрических погрешностей конструкции и созданию равно- нагруженности элементов средства поджа- тия - пластин 9. 3 ил. фиг. /
Предохранительная муфта | 1982 |
|
SU1035313A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-03-07—Публикация
1985-05-28—Подача