Изобретение относится к области строительства и может быть использовано преимущественно при сооружении вдольтрассовых дорог на вечномерзлом грунте.
Целью изобретения является повышение устойчивости и эксплуатационной надежности земляного полотна.
На фиг.1-2 схематично изображено описываемое земляное полотно.
Земляное полотно вдольтрассовой дороги на вечномерзлом грунте 1 включает основную насыпь 2 и примыкающую к ней дополнительную насыпь 3 с размещенными внутри нее трубопроводами 4, причем дополнительная насыпь снабжена упорными грунтовыми призмами 5, размещенными по длине земляного полотна на расстоянии одна от другой. Земляное полотно снабжено теплоизоляционными прослойками 6 и 7, первая из которых размещена между основной и дополнительной насыпями, а вторая между дополнительной насыпью и упорными грунтовыми призмами и имеет в основании теплоизоляционную прослойку 8, выполненную в виде отдельных расположенных соосно грунтовым призмам полос, защемленных одним концом в теле основной насыпи, а другим в основаниях грунтовых призм, причем трубопроводы уложены поверх полос, а дополнительная насыпь 3 выполнена из торфа. Земляное полотно сооружают следующим образом. Вначале на поверхность вечномерзлого грунта 1 отсыпают выравнивающий слой из минерального грунта (на чертеже не показан) на всю ширину основания земляного полотна. Затем на поверхность выравнивающего слоя в листах, соосных с местами размещения грунтовых призм 5, укладывают полосы теплоизоляционной прослойки 8, после чего производят отсыпку основной насыпи 2 и упорных грунтовых призм 5. Расстояние между упорными грунтовыми призмами определяют расчетом из условия допустимой величины прогиба трубопровода. Затем на поверхность выравнивающего слоя и теплоизоляционные полосы укладывают трубопроводы 4, а на откосные части основной насыпи 2 и грунтовых призм, обращенные к трубопроводам, укладывают теплоизоляционные прослойки 6 и 7, после чего отсыпают дополнительную насыпь 3 из торфа.
Принцип работы конструкции состоит в следующем. В процессе эксплуатации трубопроводов вокруг них образуется ореол оттаивания грунта, что приводит к неравномерной осадке вечномерзлого грунта по длине трубопроводов. Однако благодаря защемлению полос из теплоизоляционного материала в основной насыпи и в грунтовых призмах неравномерная осадка трубопроводов исключается. При необходимости для улучшения степени заанкерования полос в теле основной насыпи и в грунтовых призмах в выравнивающем слое до укладки полос в зоне размещения основной насыпи и грунтовых призм делают продольные углубления или на поверхность выравнивающего слоя укладывают продольные элементы, например бревна, балки и т.п.
Применение описываемой конструкции позволяет повысить устойчивость и эксплуатационную надежность земляного полотна и исключить неравномерную осадку и деформацию размещенных внутри него трубопроводов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ПОДЗЕМНОГО "ТЕПЛОГО" ТРУБОПРОВОДА НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ, СЛАБЫХ ПРИ ОТТАИВАНИИ, ГРУНТАХ | 1988 |
|
SU1563323A1 |
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ С УКРЕПЛЕНИЕМ ОСНОВАНИЯ В РАЙОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 2010 |
|
RU2443828C1 |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ДЛЯ ПРОКЛАДКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ И ТРУБОПРОВОДОВ В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 1988 |
|
SU1700971A1 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 2004 |
|
RU2256031C1 |
КОМПЛЕКТ ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ ДЛЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2008 |
|
RU2346199C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2014 |
|
RU2551174C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2015 |
|
RU2580549C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА В ИСКУССТВЕННОЙ ТРАНШЕЕ НА ТЕРРИТОРИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2303736C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУТИ НА СЛАБОМ ПРИ ПРОТАИВАНИИ ОСНОВАНИИ | 2021 |
|
RU2795020C1 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2006 |
|
RU2324032C1 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано преимущественно при сооружении вдольтрассовых дорог на вечномерзлом грунте. Целью изобретения является повышение устойчивости и эксплуатационной надежности земляного полотна. Земляное полотно включает основную насыпь 2 и дополнительную насыпь 3, в которой размещены трубопроводы и примыкающие к дополнительной насыпи упорные грунтовые призмы 5, в основании которых размещены полосы из теплоизоляционного материала, причем дополнительная насыпь выполнена из торфа. 2 ил.
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ВДОЛЬТРАССОВОЙ ДОРОГИ НА ВЕЧНОМЕРЗЛОМ ГРУНТЕ, включающее основную насыпь и примыкающую к ней дополнительную насыпь с размещенным внутри нее по крайней мере одним трубопроводом и теплоизоляционные прослойки, расположенные между основной и дополнительной насыпями и в их основаниях, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости и эксплуатационной надежности земляного полотна, дополнительная насыпь снабжена упорными грунтовыми призмами, размещенными по длине земляного полотна на расстоянии одна от другой, а теплоизоляционная прослойка, расположенная в основаниях насыпей, выполнена в виде отдельных расположенных соосно грунтовым призмам полос, защемленных одним концом в теле основной насыпи, а другим в основаниях грунтовых призм, причем трубопровод уложен поверх полос, а дополнительная насыпь выполнена из торфа, и между дополнительной насыпью и упорными грунтовыми призмами размещены дополнительные теплоизоляционные прослойки.
Земляное полотно вдоль трассовой, возводимой на вечномерзлом грунте, дороги | 1981 |
|
SU1005518A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1985-02-27—Подача