Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как-консистентной, так и жидкой смазки.
Цель изобретения - уменьшение энергозатрат и износа.
На фиг.1 показана опора, разделенная на 4 условные зоны; на фиг.2 и 3 - сечения карманов плоскостями, перпендикулярными оси вала} на фиг.4 и 5 - карманы со следами обработки (гребнями шероховатости); на фиг.6 - сечение А-А на фиг.4 и 5; на фиг.7 - сечение Б-Б на фиг.4 и 5; на фиг.8 - расширяющаяся щель масляного кармана; на фиг.9 - расширяющаяся щель масляного кармана с наклонной боковой стенкой, выполненной вогнуто по трохоиде.
Кривыми стрелками на фиг.8 и 9 изображен турбулентный режим движения жидкости, а прямыми - ламинарный; стрелкой VgK. показано направление движения вкладьш1а, стрелкой Vg направление движения вала.
Б зоне длиной 1 показан облитерированный участок кармана, hj - величина рабочего зазора.
В зоне I опора содержит вкладыш I и охватьшаемый .им вал 2, карманы . показаны круглой формы, в зоне Ч - овальной или эллипсовидной, в зоне (Т - в виде ромба, в зоне IV - в виде прямоугольника.
Круглые карманы целесообразно применять в гидроцилиндрических опорах скольжения с принудительной смазкой под давлением, а карманы, показанные в зонах Fi , Ш и ly , целесообразно применять в гидродинамических опорах скольжения без принудительной подачи смазки, например в коробке скоростей и редукторе заднего моста автомобиля, где нужно поддерживать определенную маслоемкость поверхностей трения, предназначенную для пусковых моментов. Карманы могут располагаться как в шахматном или в любом другом виде, показанных в верхних частях зоны, так и наклонно под углом У, т. е . расположенными по винтово линии как показано в нижних частях зон.
Боковые стенки карманов в сечении их с плоскостью, перпендикулярной рабочей поверхности, выполнены с микронеровностями в виде гребней высо2
той R i rh, где h - глубина карма
5
0
5
0
5
0
5
0
5
на, и наклонены к рабочей поверхности под углом J 1 - 3, а дно кар2-, манов выполнено длиной q гЬ , где
S - длина кармана.
Такие локальные шероховатости, вьшолненные в виде углублений, в процессе работы не изнашиваются, так как не контактируют с другой поверхностью трения, в то же время поддерживают свою геометрию, обеспечивая при этом высокую степень прокачки масла через опасную зону трения. Выполнение масляных карманов локально приводит к созданию сетки гидродинамических микроклиньев, способствующих уменьшению угла поворота вала
(стрелками Е на фиг.4 и 5 показано направление вращения вала) для его всплытия в момент пуска и остановок, что приводит к уменьшению его износа, а расположение рядов карманов наклонно под углом о 45 приводит к перераспределению самого износа. При углах наклона боковых стенок
-у 7 3 ° происходит уменьшение гидродинамического клина. При углах наклона У l с шероховатостью, неровности которой не превьш1ают
2
:; h, погрешности отклонения самой
шероховатости или разновысотность ее также приводят к уменьшению гидродинамического клина.
Вьшолнение карманов с длиной дна
о
q S в направлении вращения вала
также приводит к уменьшению гидродинамического клина.
При вьтолнении боковой стенки кар мана прямолинейной (фиг.8), а не по трохоиде, продукты трения, выпирая из смазки, заращивают (облитерируют) щель до такой степени, что масляный карман остается без скосов.
Длина заращивания скоса кармана В 2 уменьшается с увеличением глубины h или при выполнении скоса вогнутым (фиг.9).
При работе опоры масло, попадая в карман, ведет себя как твердое тело, воспринимая часть рабочей нагрузки, а шероховатость боковых стенок препятствует мгновенному вытеканию масла.
Опора позволяет уменьшить энергозатраты на трение и уменьшить скорость износа трущейся пары.
3
Формула изобретени
Опора скольжения, содержащая вкладыш и охватываемый им вал, выполненные со смазочными канавками на их рабочих поверхностях в виде масляных карманов, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения энергозатрат и износа, боков стенки карманов в сечении их плоскостью, перпендикулярной рабочей
R,.
поверхности, выполнены с микронеров ностями в виде гребней высотой
2 h, где h - глубина масляного
кармана, и наклонены к рабочей поверхности под углом у 1 - З, а
дно карманов вьшолнено длиной q г о
2 где S - длина масляного кармана.
Фиг. 2
Фиг.З
/
Фцг.
Фиг. 5
(Риг.в
Б Б
Фиг.
Фиг.Э
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 1996 |
|
RU2166136C2 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437004C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ | 2014 |
|
RU2560203C1 |
Поршень для двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1229403A1 |
Крупногабаритный подшипник скольжения жидкостного трения | 1983 |
|
SU1146488A1 |
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана | 1990 |
|
SU1784312A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРОВ МОЩНЫХ ТУРБОАГРЕГАТОВ | 2003 |
|
RU2237199C1 |
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК ПО НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ И УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2578938C2 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2757833C1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ | 2003 |
|
RU2237200C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как консистентной, так и жидкой смазки. Целью изобретения является уменьшение энергозатрат и износа. В опоре скольжения, содержащей вкладьш и охватываемый им вал, рабочие поверхности вьтолнены со смазочными канавками в виде маслянистых карманов (МК). Боковые стенки карманов в сечении их плоскостью, перпендикулярной рабочей поверхности, выполнены в виде трохоиды с микронеровностями в виде гребней высотой R 2/ЗЬ, где h - глубина МК, и наклонены к рабочей поверхности под углом -у 1 -3 , а дно МК вьтолнено длиной q 2/3S , где S - длина МК. 9 ил.
ПОДШИПНИК ДЛЯ БЫСТРОВРАЩАЮЩИХСЯ ВАЛОВ | 1933 |
|
SU34867A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-05-23—Публикация
1982-11-15—Подача